Сегодня я хочу рассказать об американской частной начальной школе. Почему наш выбор пал на частную школу, а не государственную?
Мы проживаем в крупном городе. В государственную школу (Public School) ребенок определяется по месту жительства. Соответственно, попадет ребенок в хорошую или плохую школу, зависит от того, в насколько престижном районе/городе вы живете.
Преимущество проживания в городе заключается в том, что добраться до работы занимает около часа, а то и меньше. Недостаток - государство предоставляет субсидированное жилье безработным и малоимущим семьям именно в крупных городах.
Размер пособия, выплачиваемого государством этим семьям, зависит частично от количества детей - чем больше детей в семье, тем выше платится пособие. Здесь есть целые поколения семей, которые никогда не работали в своей жизни (это объясняет, почему в американских фильмах показывают много матерей-одиночек, и почему рэперы поют про “baby-momma”).
Соответственно, таким родителям не принципиально качество образования, получаемое детьми. Ни для кого не секрет (да не назовут меня расисткой), что в основном это афроамериканцы. Можно также догадаться, что они посещают государственные школы, с полицейскими и металлодетекторами на входе (знаменитые YouTube видео о драках в школах именно из таких мест).
Средний же класс старается поселиться в так называемых suburbs/ пригородах. Один из недостатков такого проживания – это время, которое требуется, чтобы добраться до работы (нередко около двух часов). Однако уровень государственных школ будет намного выше, чем в городах. Чем выше средний заработок проживающих в конкретном поселке, тем выше будет стоимость жилья, уровень налогов, на которые содержатся местные школы, a соответственно и выше качество государственной школы. Количество малообразованных/ бедных в таких государственных школах, сводится к минимуму, ведь субсидированное жилье в таких местах не строится.
Учитывая вышеописанное, наш выбор пал на частную школу. Хотелось, чтобы дети в классе были в основном из семей образованных родителей, где хотя бы один из родителей ходит на работу, и родителям не все равно, какое образование получают их дети. Необходимость платить за учебу в частной школе в какой-то мере производит эту фильтрацию. Стоимость обучения составляет $8000 в год на ребенка. Для частной школы это, в принципе, не дорого, так как в США есть школы, стоимость учебы в которых бывает и $60,000 в год, что сравнимо с ценой учебы в колледже.
Город, в котором мы живем, имеет следующую демографию: 32% белых, 25% черных, 20% азиатов, 23% латино. В нашей же школе на класс из 15-17 человек приходится 2 чернокожих ребенка, 5 азиатов (индусы, филиппинцы), 2 латино, 8 белых. Представителей семей, живущих на госпособиях, в нашей школе нет.
Теперь немного о самой школе и учебной программе.
Занятия начинаются в 8:30 утра, но сдать ребенка можно и к 7 утра, и в этом случае за ним присмотрят до начала занятий. В это время ребенок может доделать уроки, съесть завтрак (который надо запаковать ребенку с собой) или посмотреть телевизор. “Утренним сервисом” активно пользуются семьи, в которых родители работают. Эта услуга стоит дополнительно 20 долларов в неделю.
Заканчиваются занятия в 3 часа дня. С трех до шести идет продленка. Продленка стоит дополнительно $175 в месяц. На продленке детям помогут сделать домашнее задание, в хорошую погоду выведут погулять на школьный двор. Также за дополнительную плату предлагается посетить различные кружки. Средняя цена кружка – 60 долларов в месяц. Вот список кружков:
- футбол
- шахматы
- рисование
- Лего
- теннис
- музыка (гитара и фортепиано)
- оркестр
- хор
- программирование
- танцы
- скейтборд
- иностранные языки (испанский, китайский)
- ювелирное мастерство
Никаких дополнительных “официальных” поборов, кроме вышеперечисленных, в школе не делается. Ребенку выдается все вплоть до тетрадей. Пожертвования школе – вроде бы как дело добровольное. Теоретически, если не пожертвуешь, камнями никто не закидает. В реальности же тебя всячески вынуждают эти пожертвования сделать.
Например, в школу дети должны ходить в форме, и эта форма строго регламентируется школой (на майке должен быть герб школы, штаны определенного оттенка, носки и туфли – только темных цветов). В определенные дни в школе устраивается “день без формы”, но чтобы иметь возможность одеть ребенка в майку и джинсы на его выбор, в этот день надо заплатить школе 2 доллара. Конечно же, никто не хочет, чтобы ребенок в этот день единственный в классе, как пария, пришел в форме, и все дают своим детям по два доллара.
Родительское собрание проводится один раз в год, в начале сентября. Учитель рассказывает родителям о планах на год, о том, как будет проходить учебный день, и о своих общих требованиях. В течение года учитель проводит встречи с родителями в индивидуальном порядке, раз в три месяца. На встречу надо записываться по интернету, и каждому родителю отводится ровно 15 минут. Во время встречи на столе учителя стоит будильник. Как только время вышло – необходимо покинуть кабинет.
Обеды в школе платные. Стоимость обеда составляет $5. Не все блюда, предлагаемые на выбор, можно назвать на наш взгляд здоровым питанием, учитывая, что мы, в основном, выросли на супчиках, котлетах и компотах. Меню выдается на месяц, и родители могут на ими выбранные дни заказать ребенку школьный обед. Вот примерный список блюд, представляющихся на выбор:
- Гренки с сыром и салатом из макарон
- Жареная курица со стручковой фасолью и морковью
- Мексиканские тако с говядиной, салатом латук, помидорами и сыром
- Сырные палочки
- Пицца с сыром (это просто пицца с томатным соусом и большим количеством сыра)
- Равиоли с сыром
- Макароны с курицей
- Блинчики
- Хот дог
- Сэндвич с курицей
- Спагетти с тефтелями
Если в какой-либо день ребенок школьный обед не покупает (например, мои дети сырные палочки не едят), то в этот день ребенку необходимо дать обед с собой. С утра я упаковываю ребенку горячий обед в термосе, так как в школе микроволновок нет и возможности разогреть еду не имеется. Помимо обеда, необходимо дать ребенку с собой что-либо для легкого перекуса (фрукты, печенье…)
Оценки выставляются по сто бальной системе. 90-100% - это A, 80-90% - B, 70-80% - С, а все что ниже – F (то есть по-нашему двойка). Несмотря на разрекламированную американскую справедливость, предвзятое отношение учителя к ученику все же возможно. Например, ребенку снижали оценки за неправильно выбранный оттенок зеленого, когда он раскрашивал модель земли.
В третьем классе основными предметами являются чтение, английский язык, испанский язык, рисование, пение, музыка, физкультура, природоведение, математика и обществознание. К первым семи предметам у меня вопросов не возникло. Хочется также выделить качество преподавания музыки, так как ребенка научили играть на дудочке, и он уже имеет базовое представление о том, как играть по нотам.
Природоведение показалось нам относительно адекватным. В течение года дети проходят различные темы, такие как свойства материи, круговорот воды в природе, базовые понятия о планетах, вращение земли вокруг солнца, пищевые цепочки итд. Вот пример вопросов из теста:
Гарви давит куском льда на глину, пытаясь смоделировать ледник. Что из ниже перечисленного показывает, чем лед отличается от глины? Варианты ответов (правильный ответ – Глина мягче):
- Глина мягче
- Глина тверже
- Глина грубее
- Глина более гладкая
Вот еще пример вопроса:
Песок был одним из материалов, использовавшихся Родриго для моделирования ледника. Что случилось с песком, когда Родриго провел куском льда по глине и песку? (правильный ответ – Песок поцарапал глину)
- Песок превратился в крошку
- Песок исчез
- Песок поцарапал лед
- Песок поцарапал глину
Математика, конечно, оставляет желать лучшего. Задач на смекалку (из серии про хвосты и копыта) нет как таковых вообще.
Системы обучения, что в нашем понимании означает преподавание концепций от легкого к сложному, тоже нет.
Происходит перескакивание от одной темы к другой, никак не связанной с предыдущей. Например, с темы сложения столбиком, на которую учитель потратил только одну неделю, перешли на тему изучения дробей. Дробям посвящается тоже неделя. По дробям пишется тест, а на следующей неделе уже изучают систему измерений (килограммы, литры, градусы Цельсия, километры). А потом почему-то переходят на изучение геометрических фигур. Зачем-то преподается, как по первым двум цифрам складываемых чисел определить ПРИМЕРНО сумму, и это уже после того, как дети научились складывать столбиком.
Теперь же расскажу о предмете, который вызвал у нас с мужем взрыв мозга. Здесь будет много текста. Предмет называется Обществознание (Social Studies), однако учебник называется Недельные Занятия по Демократии. Внизу – фотография этого шедевра.
Темы идут по неделям. Сразу замечу, что какой-либо системы, по которой отбирались эти темы, нет. Такое чувство, что у составителя программы детей своих никогда не было, и он/она/они явно чего-то перекурили и отбирали темы по принципу рандомного вытягивания карточек. Итак, темы выложены ровно в том порядке, в котором они идут в учебнике.
Изучение каждой темы занимает неделю. Имейте ввиду, что эти темы предлагается изучить восьмилетним детям.
- Древний Рим и Древняя Греция (зачем эта тема здесь вообще?)
- Независимость Америки
- Новая нация
- Рабство в Америке
- Свобода в Америке
- Права женщин
- География Америки (да, мы прыгнули с прав женщин на географию. К этому моменту в голове у ребенка полный дурдом)
- География мира
- Первооткрыватели
- Образование для всех (про первооткрывателей мы видимо уже забыли к этому моменту)
- Характер американца
- Правительство
- Новая эра для Америки
- Элеанора Рузвельт
- Справедливость и толерантность (да да! Здесь о том, что надо принимать других такими, какие они есть)
- Ресурсы
- Мы зависим друг от друга
- Сколько Это Стоит?
- Деньги! Деньги Везде!
- Деньги в твоем кармане
- Американская юридическая система
- Становясь прекрасным обществом
- Закон и порядок
- Американский труд
- Разнообразие и культура
- Молодая демократия в Мали (почему именно в Мали?)
- Демократия во всем мире
Материалы по демократическим неделькам изложены в виде газетных статей. Их содержание – отдельная тема. Нас очень сильно интересовало, учитывал ли составитель тот факт, что целевая аудитория – это восьмилетние дети.
Вот фотография недельки на тему “Деньги в твоем кармане”. Детям объясняется, что такое процентная ставка, и что в свои восемь лет они вполне могут вкладывать деньги в рынок ценных бумаг.
Вот фотография из темы “Деньги, Деньги Везде!” Ребенку предлагают изучить, как появился доллар, какие формы денег бывают, что доллар был обеспечен золотом, кто и как печатает деньги. Насколько такая информация полезна ребенку в 8 лет?
А вот как раскрывается тема Второй Мировой войны. Вы знали, например, что Рузвельт всех победил с помощью Сталина и Черчилля? А что он основал ООН?
Заметьте также, что в теме о Второй Мировой параллельно рассказывается о происхождении мишки Teddy Bear. А почему бы и нет? И еще на всякий случай абзац о том, что надо уважать себя и других. Кто бы знал, как эти концепции связаны друг с другом.
Как мы заполняем пробелы в образовании? Ребенок посещает дополнительные занятия в русской воскресной школе, где ходит на математику, шахматы и уроки русского языка. На шахматы изначально записали именно для развития логического мышления, а уроки дополнительной математики по возможности восполняют грубые пробелы американской программы.
Что касается демократических неделек, то мы, во-первых, замечаем, что половина этого бреда в голове ребенка даже не остается (как в прочем и в наших, хотя муж до сих пор жалуется, что он на всю жизнь запомнил, что самый большой грузовой самолет в США это CJ130 Hercules). Когда с прав женщин прыгают на географию, а потом с первооткрывателей на образование для всех, то в голове такая каша, что конкретных знаний ребенок не получает и попросту уже не помнит того, что учили на прошлой неделе. Во-вторых, пользуясь тем, что ребенок свободно читает на русском, в соответствии с его возрастом мы предлагаем ему книги по российской программе. Чем он будет старше, тем более детально и подробно мы осветим для него тему Второй Мировой войны.
Что же касается вопросов прав меньшинств, толерантности, расы и всего прочего, то мы задаем ему соответствующие вопросы, на которые напрямую сами не отвечаем. Например, мы говорим, что мама с папой оба работают. Правильно ли это, что мы платим 30% налогов с каждого доллара, что зарабатываем, а правительство частично передает эти деньги в виде пособий тем, кто предпочитает годами не работать (таких людей он видит ежедневно на улице, и да, они не белого цвета). Что касается вопросов свободы, то в предыдущей статье я писала о том, что лето ребенок проводит в России у бабушек/ дедушек, где он свободно гуляет, катается на велосипеде, может даже сам сходить в магазин. Выводы о том, где он себя чувствует свободнее и увереннее, он сделает для себя сам.
Лас-Вегас (Невада). После массовой драки в средней шкле Western High School четверо учащихся были арестованы, десятки других получили изрядную порцию перцового газа.
Инцидент произошел в четверг около полудня. Полиция округа Кларк отреагировала на вызов из кампуса школы, расположенного в 4600 блоке West Bonanza Road. Около дюжины школьников вначале словесно поспорили, а затем решили перевести диспут в более конкретные, контактные и расширенные (в плане количества участников) формы во дворе школы.
Прибывшие на место полицейские незамедлительно опылили перцем не только увлеченно вовлеченных участников дискуссии, но и еще не менее 45-50 школьников, учителей и других школьных работников дополнительно.
В полицейской операции участвовали в общей сложности 22 копа и 21 человек медицинского персонала. SWAT, вертолеты и бронетехника на месте происшествия замечены не были.
По завершении офицеры арестовали четырех учеников, и доставили оных в центр содержания под стражей округа Кларк.
Со слов полиции, инцидент, предположительно, возник на расовой почве. Ведется расследование.
Полиция также проинформировала заинтересованную общественность, что несмотря на слухи, оружия так и не нашли. Кроме четырех арестованных, еще некоторым школьникам также могут быть предъявлены соответствующие деяниям обвинения.
Отдельно отступление для тех, кто захочет написать комментарий из серии “Чего вы пыжитесь, ребенок все равно у вас будет американцем”.
Я родилась и выросла в России, муж в Белоруссии. В Америке мы оба проживаем более 10 лет. От родного гражданства мы не отказывались, дети у нас родились уже в Америке (то есть вопрос, а о каком будущем для детей мы думали, когда ехали, отпадает, так как ехали мы исключительно с целью карьерного роста, когда детей еще и в мыслях не было, а долгосрочных планов по молодости особо не строили). Более того, домой мы ездим почти каждый год и связей не теряем.
Хотим ли мы вырастить из детей американцев? Ни в коем случае! Готовим ли мы их к тому, что всю оставшуюся жизнь они проживут в Америке? Нет, не готовим, и мы не исключаем того факта, что в дальнейшем они будет жить в России. Да и каждый год, посещая Россию и находясь там три месяца, они смогут сделать для себя выбор сами. Думаем ли мы вернуться? Да, теоритически это возможно. Ассимилировались ли мы в американский образ жизни? Тоже нет! Наши самые близкие друзья – русскоговорящие.
С фразой “с волками жить – по-волчьи выть” категорически не согласны. Так можно договориться и до того, что, к примеру, врачи, находящиеся на гуманитарных миссиях в Зимбабве, должны жить по законам местных племен…
Фразы “никто вас дома не ждет, мне на вас по**й” – просто игнорирую, так как люди, довольные своей жизнью и нашедшие гармонию в своей душе, таких комментариев не оставляют.
Источник