Новый Международный авиационно-космический салон в хорошем смысле выделяется на фоне предыдущих. По крайней мере, если говорить о простых любителях авиации. Более ранние выставки стали чем-то наподобие «аттракциона несбывшихся надежд». Особняком стоял МАКС-2019, на котором на статической стоянке показали облик экспортной версии истребителя пятого поколения Су-57 — Су-57Э (впрочем, «побед» на мировом рынке не последовало). МАКС-2021 оказался более эффектным.
Истребитель нового поколения Checkmate
Главной новинкой авиасалона стал малозаметный российский истребитель нового поколения Checkmate. Речь идёт об опытно-экспериментальном образце, а не макете, как предполагали ранее. Про самолет сказано уже достаточно, но имеет смысл тезисно «пройтись» по проекту. Машину в инициативном порядке создаёт «Сухой» по программе ЛТС «Легкий тактический самолет». Перед нами бюджетный экспортно-ориентированный истребитель. Своего рода «дешёвый» Су-57. Главное концептуальное отличие — один двигатель вместо двух. Характерные черты — подфюзеляжный воздухозаборник и V-образное оперение. Расчётные характеристики Checkmate: Скорость: до М=1,8-2; Дальность полета: 3000 километров; Потолок: 16,5 километров;Допустимая перегрузка: 8g;Максимальная масса боевой нагрузки: более 7000 килограммов. Внутри фюзеляжа можно разместить до пяти ракет класса «воздух-воздух». В состав вооружения также могут войти управляемые ракеты класса «воздух-поверхность» Х-31ПД, Х-35УЭ, Х-38МЛЭ(МТЭ), Х-58УШКЭ, Х-59МК, «Гром-Э1» и «Гром-Э2», управляемые бомбы КАБ-250ЛГ-Э, К08БЕ, К029БЕ и другие типы авиационных средств поражения. Первый полет Checkmate намечен на 2023 год.
Легкий самолет ЛМС-901 «Байкал»
Компания «Байкал-инжиниринг» впервые показала на авиасалоне опытный образец легкого многоцелевого самолета ЛМС-901 «Байкал», про который активно писали и говорили в последние месяцы. Машину позиционируют как «народный» самолет и замену легендарному «кукурузнику». Последний произвели серией в 18 тысяч единиц. Его применяют в качестве сельскохозяйственного, спортивного и медицинского самолета. Для проведения поисково-спасательных работ и для грузопассажирских перевозок. Будет ли новинка пользоваться хоть каплей популярности «кукурузника» — неизвестно. Можно сделать более красивую, грузоподъёмную и даже более надёжную машину этого класса. Однако получится ли сделать самолет столь же дешёвым и неприхотливым — большой вопрос. Известно, что «Байкал» будет вмещать до девяти пассажиров и сможет развивать скорость до 300 километров в час. Дальность полета составляет до трех тысяч километров. Первый полет машина должна выполнить до конца этого года. В будущем может появиться беспилотная модификация.
Многоцелевой вертолет Ми-171А3
Если говорить о вертолетах, то самой яркой премьерой можно назвать опытный образец многоцелевого Ми-171А3, представляющего собой глубокую модернизацию Ми-8/17/171. Как сообщил Ростех, новинка получила ряд существенных отличий от Ми-171А2. Прежде всего — новую конструкцию планера с интегрированной в грузовой пол авариестойкой топливной системой, а также модернизированный комплекс БРЭО, дополненный оборудованием для выполнения офшорных операций и полетов в арктических широтах. Вертолет Ми-171А3 можно применять для перевозки людей, грузов, а также для проведения поисково-спасательных работ. Есть возможность дополнительной установки специального комплекса поиска, бортовых лебёдок и медицинского оборудования. Переоборудовать машину в поисково-спасательную эксплуатант может на собственной базе.Среди главных конструктивных особенностей — широкое применение композитных материалов. Вертолет может перевезти 24 пассажира. При этом его позиционируют в качестве более дешёвого и экономичного аналога существующих западных машин. После проведения МАКСА опытный образец отправят на программу наземных тестов. Первый полет должен состояться в начале 2022-го.
Улучшенный Ка-226Т
В рамках авиасалона МАКС впервые показали опытный образец модифицированного легкого вертолета Ка-226Т. Машину назвали «Альпинистом» — она отлично приспособлена для выполнения полетов в высокогорье.
«Машина имеет соосную схему несущих винтов, которая обеспечивает хорошую управляемость на самых экстремальных высотах в условиях разряженного воздуха, устойчивость к сильному боковому ветру, высокую скороподъемность, возможность взлета и посадок на площадки, расположенные на больших высотах.»
— говорится на сайте Вертолеты России.Модификация отличается от предыдущих новой конструкцией планера, имеющей существенно улучшенную аэродинамику. Фюзеляж изготовили с применением современных облегчённых материалов. Производить новую машину серийно хотят начать в 2022-м.
Модели ОКБ Микояна
«МиГ» на выставке на общем фоне смотрелся, мягко говоря, блекло, отделавшись «декларациями о намереньях». Это в какой-то мере странно, ведь в начале года прогремела новость о разработке перспективного истребителя-перехватчика МиГ-41 (справедливости ради, некоторые данные про машину в Сеть утекали и до этого).
«Разработка следующего поколения истребителей-перехватчиков уже начата. Проект Перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата (ПАК ДП) под условным обозначением «МиГ-41» находится на стадии опытно-конструкторских работ.»
— говорилось тогда в сообщении.«МиГ» на выставке показал три примечательных модели: — Легкий многофункциональный самолет; — Перспективный многофункциональный палубный истребитель;— Перспективный многофункциональный палубный БПЛА. Как справедливо отметили в посвящённой современной боевой авиации группе «Су-57 (ПАК ФА Т-50)/С-70 Охотник», заметен упор на морскую составную. Нужно сказать, немного странно, если учесть, в каком состоянии находится единственный российский авианосец и сколь неопределённо выглядит судьба корабля, который должен его сменить. Наиболее примечательная из показанных моделей — это БПЛА. Аппарат видят построенным по аэродинамической схеме «летающее крыло». Это одновременно и ударный аппарат, и заправщик.
Невольно вспоминается американский беспилотный самолет-заправщик Boeing MQ-25 Stingray, который, в отличие от «МиГовского» концепта, не только существует в железе, но и уже летает. Правда, пока что лишь как прототип. Если говорить о других моделях, то их сложно назвать «революционными». Легкий многофункциональный самолет напоминает помесь Як-130 с японским X-2 Shinshin — демонстратором пятого поколения.
Палубный самолет похож на попытку возродить МиГ 1.44: сложно представить, что такая машина сейчас кому-то будет интересна, но, с другой стороны, возможно всё. Помимо упомянутых выше аппаратов, несомненно, заслуживают внимание и другие машины авиасалона, которые мы с вами так или иначе раньше уже видели. Прежде всего, речь, конечно, идёт о главной надежде российского гражданского авиастроения — лайнер МС-21. Также обращают на себя внимание пассажирский самолет Ил-114-300, новый военно-транспортный Ил-112В и многоцелевой вертолет Ка-62.