В Киеве госсекретарь Энтони Блинкен пообещал продолжить оказание США помощи Украине, подчеркнув при этом необходимость дальнейших внутренних реформ. Но, несмотря на свое символическое значение, визит мало помог развеять облако стратегической двусмысленности, нависшее над отношениями США и Украины.
Энтони Блинкен встретился с президентом Украины Владимиром Зеленским и другими высокопоставленными украинскими чиновниками во время своего визита в Киев в начале этой недели. «... Как сказал вам президент, когда вы говорили, и как я повторил сегодня, мы привержены независимости Украины, ее суверенитету, ее территориальной целостности», - сказал Блинкен во время совместной пресс-конференции с Зеленским.
Украинские наблюдатели надеялись, что визит Блинкена принесет с собой от США железную гарантию безопасности после многих лет неоднозначных политических сигналов и политических разногласий при администрации Трампа. В частности, администрация Зеленского ищет ускоренного пути к членству в Организации Североатлантического договора (НАТО). Блинкен не предлагал таких обязательств, вместо этого повторяя установленную линию политики администрации Байдена в отношении Украины. «Мы продолжим укреплять наше партнерство в области безопасности в тесном сотрудничестве с вами, чтобы Украина могла защитить себя от агрессии», - сказал он, не объясняя природу этого «партнерства в области безопасности» или шагов, предпринимаемых для его поддержки. Когда ему задали аналогичный вопрос во время интервью с Еленой Ремовской из Радио “Свободная Европа "/Радио "Свобода", Блинкен дал такой же неопределенный ответ: "Я не хочу вдаваться в гипотетические вопросы о том, что мы можем сделать в будущем. Позвольте мне просто сказать, что, когда речь заходит о попытках сдержать агрессию или ответить, мы рассмотрим все разумные варианты. Потому что, как я сказал, мы уверены, что этого не будет - если будет – то ясно, что будут последствия в разных областях». Зеленский, со своей стороны, указал на «усиление» военной поддержки Вашингтона, но не стал вдаваться в подробности. Затем он сослался на «совместные действия» по неуказанным проектам безопасности «в регионе Черного и Азовского морей», поспешив добавить, что «пока не может обсуждать это публично». Блинкен коснулся недавнего наращивания и последующего вывода российских войск вдоль восточной границы Украины, повторяя предыдущие заявления официальных лиц администрации Байдена: «Мы знаем, что Россия отозвала некоторые силы от границы с Украиной, но мы также видим, что там остаются значительные силы, остается там значительная техника. Мы очень и очень внимательно следим за ситуацией ».
Украинские политики, вплоть до Зеленского, заявили о своем желании пересмотреть ключевые положения Минского протокола, мирного соглашения 2014 года, определяющего путь реинтеграции сепаратистских Донецкой и Луганской народных республик в Украину. Администрация Байдена не поддержала намерение Киева пересмотреть соглашение, и Блинкен воспользовался возможностью, чтобы повторить давнюю политику Вашингтона по последовательной поддержке Минского формата: «Мы также обсудили дипломатию, Минский процесс и обязательства, которые были сделаны, и мы всегда будем продолжать искать способы увидеть, есть ли возможности для развития дипломатии», - сказал он.
Блинкен воздержался от конкретных шагов США по военной поддержке Украины против ее российского соседа, но дал понять, что Вашингтон с энтузиазмом поддерживает другой вид войны: «Как я уже сказал, когда вы смотрите на это, на самом деле Украина сталкивается с двумя проблемами: агрессия извне, исходящая от Россия и, по сути, агрессия изнутри, исходящая от коррупции, олигархов и других, которые ставят свои интересы выше интересов украинского народа. И эти две вещи связаны между собой, потому что Россия также играет на этой внутренней агрессии, используя коррупцию и используя отдельных лиц, чтобы отстаивать свои интересы, а не интересы украинского народа».
Большая часть замечаний Блинкена касалась насущной необходимости дальнейших антикоррупционных реформ: “И в этом контексте мы говорили о важности дальнейшего продвижения вперед в области корпоративного управления. Это чрезвычайно важно, в том числе в отношении” Нафтогаза", мы, но помимо "Нафтогаза", другие крупные институты", – уточнил он. В то время как внешнеполитические замечания Блинкена были двусмысленными по замыслу и в значительной степени заимствованы из предыдущих выступлений Госдепартамента, его рекомендации по внутренней реформе были точными, тщательно детализированными и произносились с чувством ощутимой срочности. Блинкен дал длинный список конкретных политических шагов, которые Вашингтон ожидает увидеть от Украины, включая “сильный, независимый антикоррупционный совет”, всеобъемлющую реформу судебной системы и служб безопасности, а также меры, принятые для того, чтобы контролировать влияние украинских олигархов
Совместная пресс-конференция завершилась последним призывом Блинкена к немедленному и радикальному проведению внутренней реформы: «Последнее, что я скажу, это то, что законы очень важны, но не менее важны их выполнение. И я думаю, что, судя по тому, что мы слышим, украинский народ хочет увидеть, что принятые законы действительно выполняются, в том числе против коррумпированных субъектов».
Встреча Блинкена с Зеленским, по-видимому, должна была послужить подтверждением постоянной поддержки Вашингтоном Украины. В нынешнем виде визит мало помог прояснить сложные стратегические вопросы, имеющие центральное значение не только для американо-украинских отношений, но и для более широкой роли Вашингтона в продолжающемся конфликте между Россией и Украиной. Действительно ли у Киева есть жизнеспособный краткосрочный путь к вступлению в НАТО? После шести лет кровавого тупика возможно ли выполнение Минского протокола и его последующих положений в том виде, в котором они сейчас написаны? Какие дальнейшие наказания Вашингтон готов наложить на Кремль и какие конкретные шаги предпримет администрация Байдена в случае крупного военного конфликта между Россией и Украиной?
До тех пор, пока эти ключевые вопросы не будут решены, обязательства администрации Байдена в отношении безопасности Украины будут оставаться в значительной степени символическими, а не практическими. Такой статус-кво не только неэффективен, но, как показала российско-грузинская война 2008 года, может иметь реальные эскалационные издержки. Сохраняющаяся стратегическая двусмысленность Вашингтона рискует послать неверные сигналы как Киеву, так и Москве, еще больше искажая чрезвычайно сложный мирный процесс, направленный на окончательное прекращение конфликта в Донбассе и восстановление территориальной целостности Украины.