Когда выйдет этот материал, российские армады в очередной раз не пересекут границу Украины и не пойдут на Киев. И это просто прекрасно для Украины, потому что впереди танковых клиньев, забиваемых в хорошо промерзший украинский чернозем, полетят не бесчисленные, но значительные стаи Су-24, Су-25 и Су-34, сносящие все на земле. Можно, конечно, и Ту-22М припахать, но это уже перебор, как мне кажется, потому что целей столько на земле не будет.Возникает вопрос: что со всем этим будут делать славные бойцы ВСУ?Из материалов украинских СМИ я регулярно делаю ввод о том, что воевать киборги собираются исключительно как на Донбассе, то есть, без самолетов, вертолетов, тактических ракет и прочих современностей. Исключительно танки, пехота и артиллерия. Поневоле вспомнишь времена Первой Мировой войны.Однако у нас-то все необходимое есть. И в Украине есть, как ни странно, трезвые головы, которые прекрасно понимают, что лучшая характеристика всему происходящему – это слово «гаплык». Уж если сам министр обороны Украины Алексей Резников говорит о том, что система ПВО страны нуждается в совершенствовании, это может означать только то, что ее (системы) фактически нет.Когда после событий 1991 года происходил раздел наследства советской армии, Украине досталось много чего полезного. Но прошло 30 лет, и проще оценить то, что осталось. А осталось действительно, не так уж и много. Этому всему, если верить мировым СМИ, скоро предстоит сражаться с российской армией во всей ее красе.Самым дальнобойным средством противовоздушной обороны сегодня в Украине являются ЗРК С-300ПС.
На момент своего выпуска, то есть, начала 80-х, С-300ПС был, конечно, передовым комплексом. Спустя 40 лет – более чем сомнительно, потому что увы, но на украинских предприятиях ВПК не выпускалось ничего из номенклатуры систем ПВО.Ремонт и обслуживание всей техники велось примерно как на флоте, то есть, поддержание на плаву и не более того. Не стоит, наверное, удивляться тому, что большинство украинских ЗРК через некоторое время оказалось совершенно небоеспособным.В настоящее время количество боеспособных С-300ПС оценивается в 7-8 дивизионов, что в совокупности дает около 50 боеспособных пусковых установок. 200 ракет – это немало, но учитывая размеры страны и разбросанность комплексов – смотрится совершенно несерьезно. Даже если их все переместить к границе с Россией.Кроме того, к самим ракетам много претензий, потому что для ракет в Украине также не производилось ничего. Даже топливо было российским. Отсюда напрашиваются не очень приятные выводы о том, что эти 5В55 вообще смогут куда-то полететь. «Укроборонсервис» проводит ремонтно-восстановительные работы на своих предприятиях, но насколько серьезны эти усилия, сказать сложно.Отсутствие специалистов по С-300, отсутствие предприятий, изначально способных проводить ремонты и модернизации – это большие сложности. Конечно, можно попробовать отремонтировать гоночный болид в мастерской у дяди Леши. Принцип-то один, но вот каков будет результат – понятно. Примерно так же «Укроборонсервис» «ремонтирует» и ракеты от С-300.И нельзя сказать, что в Украине закрывают на это глаза. Нет, там в оборонном ведомстве есть неглупые люди, которые знают, насколько все печально. Очень печальное состояние комплексов ПВО подвигло их на экстренное латание и теоретический ввод в строй совсем уж старых С-300В.Однако подчеркну, что техническая надежность сорокалетних комплексов находится под очень большим сомнением.Не лучше обстоят дела и с ЗРК средней дальности, которые представлены комплексами «Бук-М1», которые ничуть не моложе С-300ПС. Их сохранили около 60 единиц.
Могло быть и больше, но именно «Буками» Украина усиленно снабжала Грузию, продав два дивизиона. Один из проданных украинских дивизионов отличился, сбив российские Ту-22М3 и Су-24М.Это, собственно, поставило крест на всех попытках Украины приобрести у России что-то поновее. На протяжении нескольких лет шли переговоры о покупке для ВСУ комплексов С-300ПМУ-2, но продажа вооружений Грузии и неплатежеспособность оставили украинскую ПВО на том же уровне, что и 20 лет тому назад.Ну и стоит сказать, что ЗРК малой дальности в ВСУ представлены комплексами С-125 «Печора», которые по старости своей являются чисто номинальными.
Кстати, со средствами обнаружения, идентификации, наведения и сопровождения ракет ПВО в украинских силах ПВО все так же печально, потому что все они родом из России.Самостоятельно осуществить какой-то плановый ремонт, направленный на поддержание работоспособности советских/российских РЛС украинский ВПК еще как-то мог обеспечить, но говорить о серьезных модернизациях не приходится.Самостоятельно разработать РЛС Украина тоже не в состоянии, поскольку все мощности в этом направлении остались за границей с Россией.То, что в украинской прессе делались бодрые заявления о принятии на вооружение новых РЛС, не совсем соответствует действительности. Они не то чтобы не новые, но… впрочем, судите сами.79К6 «Пеликан». Новейшая украинская РЛС с фазированной антенной решеткой.
Разработка этой станции была начата в 1981 году. Занималось созданием НПК «Искра» из Запорожья. В 2007 году станцию приняли на вооружение. К 2020 году в ВСУ было ДВЕ таких станции.Остальное смотрится не менее «продвинуто»: принятая на вооружение в 2011 году РЛС 5Н84АМА в одном экземпляре – это не что иное, как советская П-14Ф «Лена», верно служившая с 1959 года и снятая с вооружения в 203 году. «Малахит», принятая на вооружение в 2013 году – это опять же советская П-18 «Терек», которая эксплуатируется аж с 1971 года.
В общем, уровень современности украинской техники понятен.Так как военное сотрудничество со страной-«агрессором» сегодня невозможно ни при каких условиях, остается только один выход, если Украина вообще хочет иметь хоть какую-то защиту от атак с воздуха. Это покупка ЗРК иностранного производства. На Западе. Не то чтобы классическое «Европа нам поможет», скорее, стоит посмотреть на американских партнеров. Тем более, что от нынешнего президента США Байдена можно ожидать такой щедрости в теории. Не прагматик Трамп.Первое, что приходит на ум – РАС-2 «Пэтриот».
Немолодой, но хорошо зарекомендовавший себя комплекс, который способен не только сбивать самолеты, но и перехватывать ракеты. Правда, российские «Искандеры» - это не совсем иракские «Скады» советского производства, но тем не менее. Комплекс покупают. Польша, Румыния, Корея – все хотят защиты, а потому 4 миллиарда долларов за комплект не кажется такой уж высокой ценой. Конечно, РАС-2 это не РАС-3 или MIM-104, но все-таки, лучше, чем С-125.Новейшую американо-европейскую разработку ЗРК средней дальности MEADS, которую создавали США, Германия и Италия, украинцы явно не потянут по цене. Хотя комплекс смотрится очень внушительно и перспективно.
Можно обратиться к французам, которые после многочисленных неудач на мировом рынке вооружения возможно, смогут предоставить удобоваримые для Украины условия. Кстати, французский комплекс малой и средней дальности SHORAD VL MICA, разработанный на основе ракеты «воздух-воздух» «Мика», франко-британской конструкции, весьма неплох. Ракета пользуется спросом и покупается другими странами, так что есть смысл.
У французов есть еще «Кроталь», очень хороший ЗРК. Достаточно сказать, что Китай вооружает свой флот именно своим «ксероксом» французского ЗРК под названием «Хунцин-7». «Красное знамя» очень успешно применяется китайцами, но и кроме КНР и самой Франции «Кроталь» используют еще 12 стран, так что перспектива заиметь «Crotale-NG» у украинцев есть.Можно попробовать через американцев подкатить к норвежцам. Норвегия производит для себя мобильный ЗРК NASAMS на основе американской ракеты AIM-120 AMRAAM.
Комплекс неплох в основном за счет мобильности, относительно современной ракеты и дальности поражения до 25 км.А ведь есть еще новейший по всем статьям турецкий ЗРК «Хисар», а с Турцией у Украины сейчас дружба по полной программе.
Британские, израильские изделия… В общем, мировой рынок зенитно-ракетного вооружения более чем огромен. И есть, что выбрать. Теоретически.С практикой же будет все несколько сложнее.Зенитно-ракетные комплексы – это очень дорогие изделия. Пусковые установки – это самое дешевое, что в них есть. Намного дороже стоят командные центры, РЛС, системы анализа данных. Кроме того, мало просто купить новые комплексы, необходимо еще обучить расчеты и увязать новое вооружение в единую систему управления ПВО.И тут самое страшное слово – «купить». Безденежье Украины – вечная проблема, которая делает страну совершенно непривлекательным клиентом для продавцов военной техники.И обучить расчеты – это тоже деньги. Большие, поскольку необходимо проводить стрельбы, причем, именно боевыми ракетами. Без этого никуда, но это деньги.В общем – миллиарды долларов. Учитывая, что военный бюджет Украины весь в 2019 году составил 7,1, а на 2022 год 11,2 миллиарда долларов, то можно сделать ввод о том, что никаких новых ЗРК Украине не светит. Сделка Румынии по приобретению «Пэтриотов» составила 4 миллиарда долларов. Польша закупилась на 4,75 миллиарда. Польша получит Польша получит 16 пусковых установок, 4 радиолокационные станции и 208 ракет. Румыния - семь РЛС, семь командных пунктов, 28 пусковых установок, 56 зенитных управляемых ракет Patriot MIM-104E, 168 противоракет PAC-3.Осилит такое Украина? Конечно же, нет.Денег таких нет и не предвидится. Соответственно, единственное, на что могут рассчитывать украинские военные – это на бесплатные подачки в виде какого-нибудь старья типа ЗРК «Хок» или «Геркулес». То есть, не представляющие особенной угрозы для российских самолетов.
Кроме того, есть еще один неприятный аспект для украинцев. Сомнительно, что даже под потоком просьб и слезных жалоб американцы и европейцы захотят поставить что-то более-менее современное. У союзников по НАТО есть печальный опыт утраты современного оборудования в российско-грузинском конфликте 2008 года и гражданской войны на Донбассе. Так что очень сомнительно, что союзники захотят раскрыть подробности ТТХ своих ЗРК, передав их Украине.То, что они рано или поздно, окажутся в распоряжении российских специалистов, сомнений не вызывает. Как попали те же станции контрбатарейной работы.Отсюда можно сделать выводы о том, что в случае того, что агрессия России в отношении Украины все-таки состоится, единственное, на что твердо могут рассчитывать украинские военные, так это на очень старые советские комплексы и не менее древние «Стингеры», подаренные США.Вообще война – это удел не бедных. Особенно современная война, когда в ход идут высокотехничные виды оружия.
Противостоять армии России с помощью «Джавелинов», «Байрактаров» и «Стингеров», можно. Вопрос только во времени, которое продлиться это противостояние и эффективности. Но ни сегодня, ни завтра, ПВО Украины не в состоянии оказать хотя бы минимальное сопротивление нормальным ВВС. Слишком устаревшая техника в слишком плачевном техническом состоянии.Хорошо, что в ВСУ это понимают все, вплоть до министра обороны. Но понимать – это одно, а иметь возможность хоть как-то переломить ситуацию – это совсем другое.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!