Донбасс - это, конечно, не Крым. Это понятно. Ни Ливадии, ни Коктебеля, ни Ласточкина гнезда. Много, чего нет. И Корсуни нет, которую Президент назвал русской "Храмовой горой".
Но если так рассуждать, то многие регионы России не могут похвастаться такими достопримечательностями, как Крым. И что? Будем теперь веселые регионы присоединять, а скучные наоборот?
Если измерять ценность региона достопримечательностями и центрами духовности, то моя область тоже не сегодня завтра окажется где-нибудь в Китае или Казахстане. А я к этому не готов.
Или существующее отсоединять не будем? Но ведь Крым однажды отсоединили! И не только Крым. Где гарантия, что через 50 лет очередной правитель России под молчаливое согласие народа не отстегнет еще какой-нибудь регион? Подует опять воздух независимости или возникнет союз с Китаем, Ираном или Финляндией, а руководство страны раз - и в честь великого события! Ну как же, союз с Китаем, Ираном, Финляндией - эпохальное событие - надо союзничкам устроить презент! Раз - и Карелию, Приамурье или что-нибудь поближе к Ирану - перепишут на Пекин, Хельсинки и Тегеран. А что? Союз же! Общее хозяйство! Границ нет!
Скажете, не может такого быть? А я думаю, что всякое может случиться. Полистайте историю России, сколько разного было уже в ней. И Аляску однажды продали и Крым без задней мысли переписали на Киев. И Донбасс к Украине пририсовали. И Казахстану часть Сибири пожаловали. И заметьте, каждый раз руководство страны руководствовалось некоторой логикой и действовало исходя из текущей политической целесообразности.
Так где гарантия, что через 50 лет под новую "политическую целесообразность" не подвернется другой регион?
И как застраховаться?
Единственный способ, который я вижу, чтобы от России через тысячу лет не осталось обкусанное Московское княжество в пределах МКАД - это не забывать про потерянные территории и пользоваться любой возможностью их вернуть.
Застраховаться от сумасбродных и корыстных правителей, предателей и смутных времен - нельзя. Более того - они возникают регулярно и неизбежно, словно некий исторический закон. Подобно тому, как меняются времена года, чередуются урожайные и неурожайные периоды, точно так же к власти приходят то собиратели земель, то транжиры, то герои, то дураки. Причем дураки последнее время стали появляться все чаще.
Поэтому, чтобы не превратиться в обкусанное княжество, потерянные территории нужно иногда возвращать.
Это же, кстати, будет лучшим способом для обеспечения прав русских на территориях, которые сегодня оказались за пределами России.
Пусть все соседи видят, что если русский народ будут притеснять - он в любой момент может проголосовать за возвращение в Россию и Россия это решение поддержит. Поэтому пусть местные власти почаще спрашивают русских на своей территории, удобно ли им живется, не жмет ли местная власть, не запрещают ли учить детей на русском языке, достаточно ли обходительны полицейские при проверке документов...
Или я неправильно говорю?
А теперь давайте поговорим за народ. За территорию поговорили - поговорим о людях.
Кто будет защищать русских за пределами России, если этого не будет делать сама Россия?
По-моему ответ очевиден - никто. Если даже России оказались не нужны русские, оказавшиеся за границей, то кому еще они будут нужны?
Вот вы окажетесь за границей в трудной ситуации - будете рассчитывать на помощь со стороны России или нет? Или у вас есть паспорт России и поэтому вас должны защищать, а жителей Донбасса не должны? Так у жителей Донбасса еще относительно недавно были паспорта СССР, а Россия выступила правопреемницей Союза. И еще хочу вам напомнить, что жителям Южной Осетии выдавались паспорта России прямо на их территории. Почему осетинам Россия выдавала паспорта и потом защищала их как своих граждан, а русским в Донбассе такую возможность не предоставили?
Готов спорить, что если дать возможность дончанам оформлять российские паспорта - три четверти оформят.
А главное - чем жители Донбасса хуже осетин или крымчан?
Чем территория хуже - понятно. Хотя делить исторические русские земли на "веселые" и "скучные" - порочная практика. Однако с тем фактом, что Крым "веселее" - не поспоришь. Факт есть факт.
А вот чем хуже народ?
Ах, они же в 1991 году голосовали не так...
Но в Крыму тоже кое-кто в 1991 году голосовал за независимость. Однако крымчанам почему-то дали возможность провести новый референдум, а дончан вежливо попросили помолчать.
Тут надо быть последовательным - если давать возможность провести референдум одним, то надо давать и другим. Причем в одинаковых (насколько возможно) условиях.
Многие поспешили забыть, что в Крым сразу же после победы майдана полетели российские депутаты и чиновники. Половина госдумы побывала в Крыму накануне референдума. Министры, главы некоторых регионов, президент Татарстана лично уговаривал крымских татар голосовать за возвращение к России, делал обращение и президент Чечни, и президент России не отставал.
Еще напомню, что накануне референдума в Крыму целые полосы газет были заняты информацией со сравнением зарплат и пенсий в России и на Украине. Сколько получают врачи, сколько получают учителя, сколько получают пенсионеры.
Я не сомневаюсь, что Крым и без этой агитации голосовал бы за возвращение к России, но речь не о Крыме, а о Донбассе.
Давайте на минуточку представим, что в Донбассе тоже побывала половина Думы и Совета Федерации, министры и президенты, что всем жителям раздали газеты с посулами всяческих экономических благ, с обещаниями удвоенной зарплаты, утроенной пенсии и так далее - угадайте, как в этих условиях голосовал бы Донбасс?
Да еще неизвестно, где была бы выше явка и процент "за Россию". Донецк мог бы еще с Симферополем поспорить.
Первые митинги после киевского переворота в Крыму и Донбассе прошли почти синхронно. Про это сейчас не все помнят, но митинги против майдана прошли уже на следующий день. В Харькове и Одессе, кстати, тоже.
Главная разница между Крымом и Донбассом была в реакции местных и российских властей. Парламент Крыма поддержал народ и объявил о намерении провести референдум сразу, а вот депутаты Донецка разбежались. И Россия повела себя в отношении Крыма и Донбасса по-разному. Крыму с первых же дней была обеспечена поддержка и защита, российские власти гарантировали порядок и безопасность, обещали признать итоги референдума, а Донбассу не обещали ничего.
Как вы думаете, где было проще провести референдум - под прикрытием российских военных, при тотальной дипломатической поддержке со стороны России и гарантиях признания, либо в условиях бойкота, когда за активистами охотились опергруппы СБУ и никто ничего не обещал?
Так почему же одним дается возможность, а другим нет?
Рылом не вышли? Или чем-то другим?
Исторически и там и там были российские губернии. И там и там говорят на русском языке. И там и там отказались признать киевский майдан.
Если Россия была уверена, что в Крыму большинство проголосует "за", а в Донбассе "против" - на чем была основана такая уверенность?
При равных условиях - агитации, политической и военной поддержке, гарантиях признания - разница между результатами в Крыму и Донбассе составила бы считанные проценты. Она и так оказалась невелика, 75-80% в Донбассе и 90-95% в Крыму, и это несмотря на абсолютно разные условия проведения референдумов. А если бы условия оказались одинаковы - разница не превысила бы 5%.
Трудно было угадать? Но для этого существуют опросы общественного мнения, они сразу показали бы приблизительный расклад. В Крыму, кстати, предварительные опросы были проведены.
А для тех, кто говорит, что Крым поднялся, а Донбасс нет - повторюсь: Крым поднялся при активной поддержке России и при наличии российских военных баз.
Вот, кстати еще один аргумент для тех, кто считает, что Донбасс слишком долго думал о своей судьбе: слышали про такой регион, как Приднестровье?
Приднестровье уже 20 лет как поднялось и отстояло свою независимость от Молдавии. В сравнении с Приднестровьем, Крым тоже не отличался расторопностью. Крым на 20 лет позже Приднестровья поднялся, а Донбасс всего на пару месяцев за Крымом. И Южная Осетия давно объявила о своей независимости. Это если говорить о том, кто раньше, а кто позже. Если рассуждать с позиций "первого присоединяем, остальным увы" - надо присоединять Приднестровье, а остальных забыть. Так получается по логике тех, кто выступает за "первых поднявшихся",
Получается непоследовательно со всех сторон. Не считая, конечно, Ливадии, Коктебеля и Ласточкина гнезда. И Корсуни. И других достопримечательностей. Получается, ради них присоединяли? Или ради военных баз? Или ради запасов нефти и газа в бухте?
А как же все-таки народ?
Народу Приднестровья - ничего, Осетии - паспорта и признание, Крыму - все, а Донбассу - 3 килограмма гуманитарной помощи на человека и адью.
Тут играем, тут не играем, тут рыбу заворачивали.
Этих - не замечаем, этих - признаем, этих - присоединяем, этих - просим прекратить движение за независимость.
Знаете, как это называется?
Это называется дискриминация.
Дискриминация в чистом виде. По территориальному признаку. Когда русским в одном регионе отказывают в правах, которые есть у русских в другом регионе - это именно дискриминация. И именно по территориальному признаку. И ее осуществляет Россия!
Вот Крым оказался нужен Кремлю как территория. Из-за Ласточкина гнезда, военных баз или запасов нефти - вопрос отдельный, но оказался нужен - факт. Значит жители Крыма объявляются "правильными русскими", которые "право имеют". А жители Донбасса - "неправильные русские", права не имеют. Потому что их территория уже не нужна. Очень большая, очень проблемная и военных баз там нет.
Есть такая карточная игра - очко. В ней, если набрать много карт, выходит перебор. Вот политика Кремля чем-то напоминает это самое "очко". Крым взяли, а с Донбассом перебор. Осетию признали, а Приднестровье - пусть так болтается, вдруг тоже перебор выйдет.
А еще политика Кремля напоминает действия карманника. Карманник берет то, что меньше и ценнее. Мешок картошки карманник тащить не будет, а вот кошелек возьмет. Крым раньше называли жемчужиной России. Жемчужину Кремль взял. А угольные шахты - нет, незачем, Кузбасс есть. Мешок картошки карманник тащить не будет. Не воровское это дело - мешки с картошкой таскать.
А может быть просто испугались?
Может быть поначалу в Кремле думали, что если "прикрыться референдумом", показать всему миру убедительные результаты, то мировая общественность съест и замолчит, а оно не получилось. Увы. Мир не замолчал, крик поднял, не признал. Как ни старался Гарант объясняться - и так распинался в объяснениях о "праве народа на самоопределение", и этак. И боком, и с подскоком, и через ОБСЕ - по-всякому пытался объяснить свою правоту, а его так и не послушали. Оказалось, что результаты референдума никакой юридической силы в мире не имеют и что позволено Вашингтону с Косово, то не позволено Москве с Крымом и Новороссией. Помыкался президент, поторкал закрытые двери, попробовал докричаться до глухих, посетовал, да и понял, что бесполезно. И дернул стоп-кран. Нельзя - значит нельзя.
Или с самого начала не было никаких планов на Донбасс?
Может быть с Крымом все так быстро получилось потому, что все, принимающие решение, увидели в нем свою выгоду? РосНефть увидела месторождения. Военные увидели безопасность своих баз. Политтехнологи увидели поддержку населения и повышение рейтинга власти. А лично президент увидел себя в одном ряду с Екатериной. Великая императрица завоевала, а великий президент вернул. Слава! Слава президенту! Владимир Великий!
Не потому ли после присоединения Крыма президент выдал такую пламенную и патриотичную речь? Увидел себя в одном ряду с великими императорами? Распирало от гордости и могущества?
Только не учли в Кремле, что одной подписи для величия мало.
Императоры в свое время завоевывали свои звания и регалии в тяжелых войнах, не за один день. Не вежливым словом единым, а силой оружия. И тем более не хитрым планом, который вроде есть, а вроде и нет. Крым добывался Россией в боях и если его возвращение осуществилось без единого выстрела, это означает лишь то, что воевать придется несколько позже, в другом месте и на другой войне.
А еще, ослепленный сиянием Крыма, президент не учел, что Донбасс, казавшийся простым, невзрачным и несколько суконным, окажется не так прост. Что не утрется Донбасс. Не согласится с тем, что рожей не вышел. Не вернется в свою каморку, опустив голову, по первой просьбе Владимира Великого отложить референдум. То ли потому, что у шахтеров тоже есть своя гордость, то ли потому, что Владимир от одной подписи еще не стал так велик, чтобы говорить народу, что ему следует утереться, вернуться под землю и забыть, что не их это праздник.
Не учли в Кремле, что величие России всегда было не в одном только блеске ее Жемчужины, не только в Ливадии, Коктебеле и Ласточкином гнезде. Величие России всегда ковалось в кузницах и добывалось в шахтах, в горах Урала, в арктических льдах и... в недрах Донбасса. Не только, но в том числе.
Крым - это сладкий плод, но плоды не бывают сами по себе, они растут на деревьях, а деревья не могут без земли.
Донбасс - это земля. Тяжелая, грязная, сырая. Ее не подашь на стол высоким гостям, ей не украсишь корону. Но по-настоящему великие императоры всегда твердо знали, что если они будут брезговать землей и людьми, которые работают на ней, а тем более под ней - немногословными людьми, в засаленных спецовках, с въевшейся в руки угольной пылью... эти люди может быть не так легки на подъем, не выходят по каждому поводу на площадь, частенько голосуют так, как им велят, не вдаваясь в подробности. Но без этих людей и без их земли не может быть никакой короны, никакой жемчужины и никакой империи. И никакого союза. Без заводов и шахт, земли и пыли, глины и камней Донбасса, Урала, Сибири и других суровых, иногда даже тоскливых суконных мест - не будет никаких жемчужин и империй - драгоценности выпадут, а корона слетит. Без земли не может быть дерева, а без дерева не может быть плодов.
Екатерина была великой потому, что присоединяла не только Крым. Да и Крым во времена Екатерины был не так приветлив к России, как сейчас. Не голосовал он тогда 95% за.
Великими были те императоры, которые твердо знали, что для того, чтобы носить корону, нужна голова, что Россия - это не только дворцы и крепости, что Россия - это еще и земля - тяжелая, грязная, сырая. А земля не бывает без народа, который живет и работает на ней, а иногда и под ней.
Великими были те императоры, которые знали, что Ливадия не бывает без Юзовки, Россия не бывает без Новороссии, Новороссия без Одессы, Москва без Киева, а Киев без Москвы.
А тот, кто считает, что Донбасс или его жители чем-то хуже Крыма - тот просто делит Россию на хорошие и плохие куски. Ключевое слово - делит. А значит, выступает по отношению к России и русскому народу как самый настоящий сепаратист.
Если кто-то считает, что Донбасс или его жители хуже других, это означает лишь то, что в первую очередь хуже он сам.