Сегодня Boeing и Airbus несомненно доминируют в российском небе. Однако события 2014 года и последующие за ними наглядно продемонстрировали, что целиком и полностью полагаться на импортную продукцию никак нельзя. По политическим мотивам западные корпорации могут просто перестать обслуживать уже поставленные самолеты и продавать нам новые, и тогда авиасообщение внутри огромной страны будет просто прервано. Отечественное гражданское авиастроение России необходимо, и большие шаги в этом направлении уже проделаны. В течение пяти лет наша страна может полностью восстановить некогда утраченные позиции в гражданской авиации.
Давайте пройдемся по основным рыночным сегментам и посмотрим, что у нас в них есть уже сейчас или появится в самом ближайшем будущем.
«Суперджет-100»
По этому многострадальному ближнемагистральному лайнеру еще не оттоптался только ленивый. И правда, его действительно есть за что критиковать. Это и чрезвычайно высокая доля импортных комплектующих, и некачественные двигатели SaM146 совместной с французами разработки, и совершенно не отлаженная система постпродажного обслуживания, которая привела к отказу от эксплуатации самолета всеми иностранными заказчиками. Наконец, критики проекта вполне справедливо указывают на то, что рыночный сегмент в 100 пассажирских кресел, на который нацелились изначально разработчики, весьма узок.
При всем этом есть и хорошие новости. Они состоят в том, что в России разработан собственный авиадвигатель ПД-14, который успешно прошел международную сертификацию, а на его базе будет создана младшая версия, ПД-8. Именно эта силовая установка и будет устанавливаться в дальнейшем на «Суперджете-100», а заодно, вероятно, и на самолете-амфибии Бе-200. Иначе говоря, ключевую проблему с зависимостью от Франции в ремонте и обслуживании двигателей мы уже практически решили. Также позитивным можно считать решение президента страны Владимира Путина довести локализацию производства комплектующих ближнемагистрального лайнера до 97%. Произойти это должно уже к 2024 году. То есть, «Суперджет-100» через несколько лет полностью обрусеет и не будет зависеть от прихотей иностранных поставщиков.
Ил-114-300
Пожалуй, последнюю реальную проблему «Суперджета» с неверным попаданием в рыночный сегмент может решить другой российский самолет, Ил-114-300. Это реинкарнация советского ближнемагистрального турбовинтового лайнера, способного перевозить до 60 пассажиров. Он вынослив и неприхотлив, сможет использовать даже не самые качественные взлетно-посадочные полосы. Но самое главное состоит в том, что возрожденный авиалайнер будет оснащен модернизированным отечественным двигателем ТВ7-117. Стало быть, своими силами Россия в состоянии закрыть сегмент ближнемагистральных воздушных перевозок, повысив транспортную связность огромной страны.
МС-21
Это «наше все» в сегменте среднемагистральных авиаперевозок. Самолет хорош, он хорош настолько, что США ввели против него целый комплекс ограничительных мер, целью которых является максимально затянуть реализацию проекта. Первой жертвой западных санкций стали «черные крылья» МС-21, которые были одним из его конкурентных преимуществ, дававшим существенную экономию топлива и увеличение места в салоне для пассажиров. Пришлось импортозамещением композитных материалов заниматься корпорации «Росатом». Затем под санкции попали другие российские предприятия авиационной отрасли. Это означает новые задержки по времени и новые препоны, которые придется преодолевать. Но, несомненно, в итоге мы их преодолеем. МС-21 будет востребован не только в нашей стране, у него есть хорошие шансы забрать определенную долю международного рынка у Boeing и Airbus. Понятно, что один этот лайнер западных гигантов не разорит, но для отечественного гражданского авиастроения это большой шаг вперед.
ИЛ-96-400
Что касается дальнемагистрального сегмента, то у нас даже есть кое-какой выбор. Совместно с КНР Россия разрабатывает широкофюзеляжный лайнер CR929. Правда, производиться он по большей часть будет в Китае, а на долю нашей страны придутся только его крылья, поэтому в рамках данного обзора, посвященного национальному авиастроению, оставим этот проект за скобками. Гораздо больше интереса может представлять возрожденный ИЛ-96-400.
Считается, что Россия упустила так называемую революцию дальнемагистральных лайнеров. Советский широкофюзеляжный Ил-96-300 оснащался четырьмя уже устаревшими двигателями ПС-90, которые не в состоянии обеспечить экономическую эффективность по сравнению с конкурентами от Boeing и Airbus. Также минусом считается наличие вместо двух трех членов экипажа, включая бортинженера. Однако большим плюсом является то, что широкофюзеляжный лайнер полностью производится из отечественных комплектующих. К слову, именно на таком самолете летает президент Путин.
Следует отдать должное Дмитрию Рогозину, который в бытность вице-премьером лично пролоббировал возрождение производства этих самолетов в версии ИЛ-96-400. Предполагалось создание небольшой серии из шести лайнеров, однако изменение политической ситуации вокруг России может открыть лайнеру новые возможности. Так, на полном серьезе рассматривается возможность замены прежних двигателей на ПД-14, что в этом случае повысит топливную эффективность. Улучшит привлекательность самолета также удлинение фюзеляжа, что приведет к увеличению количества пассажирских мест в салоне. В разных модификациях ИЛ-96-400 сможет перевезти от 350 до 370 человек.
Ну, и совсем шикарные перспективы появятся перед обновленным дальнемагистральным лайнером, когда в серию пойдут сверхмощные отечественные двигатели ПД-35. Благодаря их возросшей совокупной тяге, ИЛ-96 сможет превратиться из четырехмоторного в двухмоторный самолет. Это приведет к снижению расходов на содержание и ремонт российского лайнера, по праву поставив его в один ряд с продукцией Boeing и Airbus.
Отметим, что появление ПД-35 также может сделать реалистичным и реинкарнацию тяжелого грузового Ан-124 «Руслан» в России под новым именем.