Исходя из своих планов и стратегий, НАТО сохраняет большой интерес к Черноморскому региону. Непосредственно в Черном море и на территории ближайших стран Альянса регулярно проводятся различные мероприятия с привлечением разных сил и средств – по официальной версии, для отработки противодействия «российской агрессии». При этом подобные маневры нередко сами носят агрессивный характер и прямо угрожают нашей безопасности.
В последние недели
Очередные потенциально опасные действия НАТО, сопровождаемые недружественными заявлениями, можно было наблюдать с конца октября и до последних дней. В Черном море провели новые международные военно-морские учения с привлечением кораблей и авиации нескольких стран региона. Кроме того, параллельно в близлежащих районах проводились и иные мероприятия, в т.ч. в порядке полноценного развертывания и боевой службы.В конце октября и начале ноября в акваторию Черного моря последовательно вошли несколько вымпелов ВМС США из состава 6-го флота. Это были корабль управления USS Mount Whitney (LCC-20), эсминец USS Porter (DDG-78) и танкер USNS John Lenthall (T-AO-189). Корабли совершили дружеские визиты в порты Турции, Грузии и Румынии, а затем направились в район будущих учений. Там к ним присоединились румынский фрегат Mărășești и турецкий Yavuz.Любопытно, что недавние учения не были заранее запланированными. Несмотря на это, в течение нескольких дней международный корабельный отряд собрался и отрабатывал все основные задачи. Проводилось совместное маневрирование, поиск целей и т.д. Также проверялись навыки вспомогательного характера. Так, американские моряки выполнили дозаправку эсминца «Портер» с борта танкера сопровождения.
Во время учебных мероприятий корабли трех ВМС постоянно взаимодействовали с авиацией. С ее помощью велось освещение обстановки, разведка сил условного противника и т.д. Любопытно, что самолеты и вертолеты работали не только в пределах назначенного морского полигона. Натовская авиация была замечена и в других районах, в т.ч. достаточно далеко от кораблей.К примеру, 10 ноября российское министерство обороны сообщило, что в предыдущие сутки наши ВКС обнаружили и сопроводили целый ряд воздушных целей. Непосредственно над акваторией Черного моря засекли самолет разведки и управления E-8C, стратегический разведчик RC-135 и патрульный P-8A, принадлежащие вооруженным силам США. Кроме того, с одной из румынских авиабаз работал французский самолет C-160G. За пределами морского полигона, над территорией Украины в тот же день заметили и сопроводили разведывательный U-2 американских ВВС.Обнаруженные самолеты НАТО держались на удалении от российского воздушного пространства. В то же время, отдельные участки их маршрута приближались к нашим границам на 30-70 км, что вполне достаточно для ведения отдельных видов разведки. Кроме того, натовская авиация работала не только 9 ноября, но и в другие дни.Учения заняли несколько дней, а их участники, как сообщается, справились со всеми задачами. 15 и 16 ноября корабли ВМС США в плановом порядке покинули Черное море и направились в Средиземное для продолжения своего похода. Таким образом, американский корабельный отряд выполнил необходимые мероприятия и не нарушил условия действующих соглашений по длительности пребывания в Черном море.
Российская реакция
Появление американских кораблей в Черноморском регионе не осталось незамеченным российскими вооруженными силами. Вход кораблей в Черное море, все передвижения и действия, в т.ч. в рамках учений, постоянно отслеживались наземными, корабельными и авиационными средствами российских сухопутных войск, ВМФ и ВКС. При этом какие-либо активные действия не предпринимались.На фоне этих событий прозвучал ряд важных заявлений, описывающих текущую ситуацию, ее особенности и возникающие риски. Так, 31 октября, когда американские корабли входили в Черное море, российский министр иностранных дел Сергей Лавров отметил, что демонстрация флага США в регионе не добавляет стабильности в мире. Однако Россия готова к любым угрозам и способна обеспечивать безопасность в регионе. Кроме того, наша страна выступает за сотрудничество, а не за конфронтацию.7 ноября о текущей ситуации рассказал министр обороны Сергей Шойгу. По его словам, вооруженные силы постоянно наблюдают и сопровождают иностранные корабли. При этом есть понимание, что в любой момент может последовать какая-либо провокация, и этого нельзя допускать. Учения в целом С. Шойгу назвал почти постоянными попытками проверить российскую оборону на Черноморском побережье и на южном направлении.На следующий день глава МИД назвал причины текущих учений. Они связаны со стремлением США и НАТО наращивать политику сдерживания России – в нарушение всех заявлений прошлого. 9 ноября еще более интересное заявление сделала пресс-служба Минобороны. Она назвала текущие учения попыткой изучения потенциального театра военных действий.11 ноября замминистра иностранных дел Сергей Рябков назвал учения НАТО провокацией. Также он напомнил, что Россия регулярно призывает США и НАТО учитывать риски, однако те продолжают проверять нашу решимость отстаивать свои интересы. Такие оценки дает и Минобороны: в тот же день оно назвало текущие учения агрессивными действиями со стороны США.
Явная угроза
США и их союзники по НАТО продолжают проводить регулярные совместные учения в Черном море и в ближайших регионах – практически у границ России. При этом они попросту игнорируют российские предупреждения и продолжают гнуть свою линию, что не способствует улучшению военно-политической обстановки как в регионе, так и в Европе.Недавние учения в целом похожи на предыдущие мероприятия, однако имеют несколько важных особенностей, на которые следует обратить внимание. Некоторые из них вызывают недоумение, тогда как другие вполне можно воспринимать как дополнительную угрозу нашей национальной безопасности.В первую очередь необходимо отметить состав международного корабельного отряда. Его основу составили всего три боевых корабля – американский эсминец и фрегаты Румынии и Турции. Очевидно, что ударный потенциал такой группы весьма ограничен, хотя и в этом случае от учений будет очевидная польза. Боевые корабли сопровождались танкером, и некоторые из них получили возможность отработать передачу топлива в море.Однако наибольший интерес представляет присутствие корабля управления USS Mount Whitney (LCC-20), оснащенного развитым радиотехническим комплексом. Этот вымпел способен самостоятельно и во взаимодействии с другими средствами наблюдать за обстановкой в крупном районе, обрабатывать весь объем поступающих данных и выдавать информацию разным потребителям. Основной задачей корабля является управление флотскими группировками, а также обеспечение их взаимодействия с другими родами войск.Необходимо обратить внимание и на активность авиации. Как сообщает российское Минобороны, практически постоянно в районе учений и в ближайших регионах присутствовали натовские самолеты и вертолеты. Примечательно, что в основном это были специальные авиационные комплексы с возможностью разведки и управления.
Все это позволяет определить примерные цели прошедших внеплановых учений. Похоже, что главными задачами была отработка совместных действий под руководством американского корабля управления, а также ведение разведки и сбор данных о российской обороне в Черноморском регионе. Совместное маневрирование, дозаправка и т.д. в таком случае были второстепенными задачами для прикрытия основных мероприятий.Нетрудно заметить, последние учения зарубежных ВМС в Черном море имеют особое значение для натовских стратегов. С их помощью удалось уточнить некоторые вопросы взаимодействия флотов, а также, вероятно, собрать дополнительную информацию о состоянии российской обороны в регионе. Очевидно, что собранные данные используют при доработке существующих планов или в ходе создания новых документов.Даже сам факт присутствия кораблей и самолетов вероятного противника вблизи наших границ беспокоит военное и политическое руководство. Дополнительным поводом для беспокойства становятся очевидные попытки ведения разведки и вскрытия обороны. В результате российские официальные лица справедливо отмечают, что черноморские учения НАТО не способствуют сохранению мира и даже являются провокацией.Насколько успешной была операция по сбору данных, объединенная с учениями, неизвестно. Однако можно предполагать, что ее результаты не обрадуют стратегов НАТО. Самолеты и корабли могли вновь установить, что в Черноморском регионе создана и действует полноценная «зона воспрещения и ограничения доступа и маневра» A2/AD. А это означает, что любые необдуманные действия и открытая агрессия не останутся без крайне болезненного ответа – и потому на Черном море даже учения следует проводить с большой осторожностью.