Известная экоактивистка Грета Тунберг со ссылкой на зарубежных экологов предупредила мир о грядущей смертельной «пандемии». Ни одна вакцина не поможет человечеству, написала она у себя в Twitter. Речь идёт о «смертельной влажной жаре», с которой всё чаще сталкиваются жители планеты. На её фоне коронавирус — цветочки, уверена Тунберг.
О том, когда «смертельная влажная жара» доберётся до России и есть ли способ помешать её распространению, — в материале.
Кругом вода…
Глобальное потепление семимильными шагами шагает по планете, отметили европейские учёные. По их данным, за два первых десятилетия XXI века в Мировой океан бурными реками утекло почти 270 млрд тонн льда, сообщает BBC.
«Если количество талой воды разделить на площадь Ирландии, то весь остров удастся покрыть трёхметровым слоем воды», — сообщил профессор норвежского университета Ольстер Роберт Макнабб в выпуске передачи «Наука в действии» на телеканале BBC.
По данным британского профессора Энди Шеперда, происходящие изменения «нарушают водоснабжение миллиардов людей». Во многих странах лето всё более засушливое, а пресная вода становится на вес золота.
На данный момент существует Парижское соглашение, которое реализуется в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Его цель — снижение содержания углекислого газа в атмосфере нашей планеты. Страны должны ежегодно предоставлять ООН подробную информацию о выбросах парниковых газов. В этих отчётах учёные обнаружили огромную дыру, сообщает The Washington Post. Разница между предоставленными данными и расчётами показателей, произведёнными с помощью независимых моделей, составляет 5,5 млрд тонн.
Учёные отмечают: несоответствие в статистике было выявлено «в самый неподходящий момент». По данным The Washington Post, в следующем году страны должны провести глобальную «инвентаризацию» выбросов, чтобы понять, действительно ли в атмосфере Земли парниковых газов стало меньше. Однако при ситуации, когда страны используют один метод учёта, а независимые модели — другой, сложно понять, был ли достигнут положительный эффект. Не получается ли так, что борьба с глобальным потеплением происходит только на бумаге, а предупреждение Тумберг о «смертельной влажной жаре» не выглядит таким уж комичным?
Жара есть. Но насколько она смертельна?
Эколог, член экспертного совета Комитета природных ресурсов, природопользования и экологии Госдумы Павел Сухонин отметил: парниковые газы — только один из факторов повышения среднегодовой температуры на нашей планете.
«За последние 100 лет было изобретено достаточно много электродвигателей. КПД первых двигателей был 30%, сейчас он составляет 80%. Вопрос: куда девается остальное? А никуда не девается. Оно рассеивается в электромагнитное поле Земли. Из школьного курса мы знаем, что скорость вращения рамки в магнитном поле должна увеличиваться. Поскольку наша планета имеет огромнейшую массу, то это вращение затормаживается. Что будет, если вы начнёте рукой затормаживать электродвигатель? Он начнёт нагреваться. То же самое происходит и с Землёй. Это второй фактор потепления климата», — уточнил в беседе с корреспондентом Сухонин.
Существует третий фактор, влияющий на увеличение температуры на нашей планете. В феврале прошлого года в Русском географическом обществе был представлен научный доклад «Мусор в океане как фактор изменения климата». По данным российских учёных, в Мировой океан ежегодно отправляется 13 млн тонн пластика. В результате отдельные экосистемы превращаются в пустыни со скоростью процент с четвертью в год, а южные виды флоры и фауны продвигаются на север.
Сухонин подчеркнул: некоторые мусорные острова в Мировом океане превышают площадь США. На их территории снижается выработка кислорода. Происходит выброс парниковых газов в атмосферу Земли.
«Также нужно учитывать астрофизический фактор. Солнечная активность то больше, то меньше. Период активности длится 500 лет. Сейчас солнечная активность идёт на убыль. Частично негативное влияние на климат компенсируют эти астрофизические факторы. Да, жара имеет место быть. Однако я бы не ставил знак равенства между влажной жарой и коронавирусом. Да, жара возможна, под воздействием которой изменятся различные процессы, например, разложение мусора. Но я не думаю, что это как-то повлияет на здоровье граждан и распространение коронавируса», — уточнил Сухонин.
Проблема есть, но её не замечают
Недооценивать угрозу влажной жары всё-таки не стоит, уверена старший научный сотрудник Института географии РАН, кандидат географических наук Мария Ананичева.
«Глобальное потепление идёт, несмотря на то, что, например, в Москве наблюдается длинная холодная весна. Люди думают: «Ну какое глобальное потепление идёт? Что вы нам голову морочите?» Если бы граждане почитали отчёты метеостанций, то увидели бы, что 2020 год стал одним из самых тёплых годов за весь период метеонаблюдений. В национальном отчёте по окружающей среде и климату Института глобального климата и экологии сказано: 80% метеостанций всего мира показывают положительные тренды температуры. Эта тенденция сохраняется на протяжении многих лет», — уточнила в беседе с корреспондентом Ананичева.
По её словам, на сегодняшний день материк Евразия, бывшие республики Советского Союза, расположенные на нём, находятся в зоне глобального потепления. Теоретически, к нам уже этим летом может прийти «смертельная влажная жара», о которой предупреждает Грета Тунберг. Получается, что Россия находится в шаге от неблагоприятных климатических событий. Там, где было влажно, станет ещё влажнее, а где сухо — ещё суше.
«Поэтому уже этим летом может возникнуть влажная жара, о которой предупреждают зарубежные экологи. К коронавирусу мы уже вроде как привыкли, хотя это жуткая вещь. Он адресно убивает пожилых и людей, не придерживающихся санитарных норм и правил. Это вроде как всё-таки локальная история. Климатические изменения влияют на всех. Поэтому я скорее подтвержу, что опасная влажная жара может наступить этим летом, из общих соображений, которые имеются», — добавила Ананичева.
Российские синоптики уже предупредили о странностях предстоящего лета. Согласно их долгосрочным прогнозам, с июня по август будут наблюдаться температурные качели, сопровождаемые перепадами атмосферного давления и другими неприятностями. В целом этим летом будет жарко на всей территории России. Даже в северных регионах температурный фон окажется выше климатической нормы. Поэтому, прежде чем смеяться над очередным постом Греты Тунберг, выгляните в окно и посмотрите на градусник.
Практика показывает, что жара не щадит ни стариков, ни женщин, ни детей и может быть куда опасней коронавируса. От неё нельзя сделать вакцину или спрятаться в изолированной комнате. И это подтверждает статистика. Так, например, в жаркое лето 2010 года погибли 10–11 тыс. москвичей, сообщает журнал Forbes. По данным Росстата, в августе 2010 года смертность по всей стране увеличилась почти на треть в сравнении с прохладным августом 2009 года.
Эксперты уже предложили действия, которые помогут выправить экологическую и климатическую ситуацию. В частности, есть пробелы в законодательстве: например, в законе написано, что надо охранять почву, но нет отдельных документов, которые регламентируют частные аспекты её охраны. Также необходимо расширить наблюдение за окружающей средой, развивать мониторинг биоразнообразия и экосистем: лесов, болот, водоёмов. Новые проекты должны учитывать конфликт интересов и просчитывать риски.
Президент России Владимир Путин призвал ускорить принятие закона, который установит финансовую ответственность собственников предприятий за экологический ущерб. Также глава государства считает необходимым ввести жёсткий контроль и мониторинг в сфере борьбы с выбросами.
Ананичева считает, что власти двигаются в правильном направлении. Но пока эти шаги у неё оптимизма не вызывают, так как экология — «далеко не приоритетная отрасль для нашего государства». Об этом свидетельствует ряд экологических катастроф, произошедших в разные годы в нашей стране, которые открыли ворота «смертельной влажной жаре», уничтожающей всё на своём пути.