Сергей Кириенко примет участие в фестивале Российского движения школьников. Первый замглавы Администрации Президента России наградит лучших советников по воспитанию. Это новая педагогическая специальность, которая появилась в нашей стране всего год назад и пока была опробована только в 10 пилотных регионах. Премия «Новая философия воспитания» будет вручаться впервые. Её придумали и организовали сами школьники для тех педагогов, которые стали для ребят не просто учителями, а наставниками и проводниками в мир возможностей. Победители определялись детским голосованием. Сергей Кириенко также побывает на других площадках фестиваля – поприветствует участников международного киберчемпионата и встретится с младшими активистами движения – «Орлятами России». Фестиваль Российского движения школьников пройдет сегодня в Гостином дворе. Неплохое и бодрое начало, что сказать. Если прислушаться, то можно услышать приглушённое «угуканье» совы – символа мудрости, которая наконец-то посетила наш тёмный лес и села на древо знаний. Система начала работу. Наконец-то! Так ли всё на самом деле? Не симуляция ли это? Что нам готовит наш бюрократический аппарат? Эх, знать бы. Сейчас возникает отличная возможность, чтобы взяться за молодые умы. Зажечь сердца стремлением к далёким свершениям. Суметь осуществить замысел и популяризировать его среди лояльных педагогов и родителей. Несомненно, сам по себе новый воспитательный механизм требует широкой огласки. Ведь про этот проект знают не все. А кто слышал, те скептически относятся к самому факту его существования. Многих настораживает возникновение странной специальности – советник по воспитанию. Её ещё неофициально называют «политрук». Это отталкивает некоторых преподавателей и родителей. Наслушавшись из открытых источников всяких глупостей, они уже перестали думать своими мозгами. Основная задача данной системы, как видится, воспитательная (внеурочная), а потом уже образовательная. Воспитывать она должна прежде всего ответственного гражданина. Будет исследован и перенят опыт Всесоюзной пионерской организации СССР. Интригующе, что сказать. Сама же верно выстроенная воспитательно-патриотическая система сыграет огромную роль в жизни страны.
«Огромная задача стоит перед вами: воспитать и сформировать души ваших детей. Будьте зорки! Ибо вина или заслуга детей в огромной степени ложится на голову и совесть родителей» (и не только родителей).
Ф. Э. Дзержинский
Традиции педагогики в России насчитывают не одно столетие. Но особенное место занимает система советского образования и педагогики. Педагогика в СССР развивалась постепенно. Это был достаточно длительный процесс, который начался в конце 1917 года. В 1917 году создаётся Народный комиссариат просвещения РСФСР, председателем которого становится А. В. Луначарский. Государство поставило перед педагогами задачу сформировать человека новой формации и мировоззрения. Того человека, который поведёт коммунистическое общество к новым, далёким горизонтам познания. Человека-коллективиста и поборника моральных ценностей. Конечно, нужно сказать, что это в какой-то мере удалось сделать. Говоря о становлении отечественной педагогики, стоит упомянуть тех, кто приложил к этому руку, и тех, кто продолжил их труд: Н. К. Крупская, Л. В. Выготский, А. С. Макаренко, А. В. Сухомлинский, С. Л. Соловейчик, Ф. Э. Дзержинский. Работа по улучшению педагогики, как дисциплины, не останавливалась. Но при этом, к сожалению, педагогические съезды (по народному образованию) были редкостью. В дореволюционной России таковых было гораздо больше. И они были систематическими. Каждый из педагогов и деятелей оставил после себя то необыкновенное, чем мы можем воспользоваться сейчас. Были определены принципы воспитания. Теперь эти принципы, как какие-то скрижали, лежат перед нами. Вот они! Но под каждым принципом есть основа. Без этой основы все эти принципы – ничто. Эта основа – искренность и самопожертвование. Если хотите – идейность. Громкие фразы, лозунги, медальки, наградительные листы… Без основы – это пустота. Как скажется на реализации сего сложнейшего мероприятия тридцать лет блуждания в мороке? Давайте приплюсуем к этому предкризисную ситуацию в педагогических вузах. Может быть, стоит начать с того, что мы приведём в относительный порядок систему педагогического образования и вместе с тем переосмыслим значение роли преподавателя. Не будем забывать и про роль семьи в воспитательном процессе. Тут вспоминаются слова Горького об открытии им школы для родителей, а не для детей. Не нужно перекладывать обязанности по воспитанию только лишь на преподавателей. Работа может быть комплексной. Никаких крайностей. В общем, вопросов достаточно. Множество. Хочется надеяться, что российский «движ» школьников и прочая «туса» – это не про это, а про что-то серьёзное, что должно соответствовать предстоящим вызовам на поколения.