Причиной пожара на борту глубоководного исследовательского аппарата, в результате которого погибли 14 офицеров-подводников, стало возгорание в аккумуляторном отсеке. Об этом сегодня заявил глава Минобороны РФ Сергей Шойгу на встрече с президентом Владимиром Путиным. Накануне глава военного ведомства побывал в Североморске, чтобы изучить обстоятельства трагедии.
Как сообщает «Коммерсант» со ссылкой на свои источники, большинство подводников во время пожара на атомной глубоководной станции АС-31 («Лошарик») не успели воспользоваться индивидуальными средствами защиты, так как в это время отдыхали. По данным газеты, в связи с этим выжили только пять человек, которые заступили на последнее в сутках дежурство. Они смогли локализовать распространение огня и поднять станцию.
Как пишет издание, инцидент на АС-31 произошел около 21:00 1 июля. За час до этого на центральном посту станции должна была смениться вахта: отдежурившие офицеры должны были уйти отдыхать, а их место – занять последняя смена. Из-за этого большая часть личного состава АС-31 в момент катастрофы должна была находиться в «жилом» отсеке станции, отделенном от служебных отсеков и центрального поста.
Предположительно в это время произошло короткое замыкание в одном из электрораспределительных щитов АС-31. В результате него могли воспламениться оплетка кабелей или трансформаторное масло, а появившийся дым система вентиляции, возможно, разнесла по отсекам. По уставу подводники обязаны постоянно держать при себе портативные дыхательные аппараты (ПДУ), которые позволяют находиться в задымленном помещении около 20-30 минут, однако по невыясненным причинам они приборами не воспользовались, уточняет газета. Заметим, что с ПДУ, как сказал «НГ» писатель, офицер-подводник Александр Покровский, моряки не расстаются даже на отдыхе.
Военно-морской институт США, комментируя ЧП с пожаром на российском научно-исследовательском глубоководном аппарате, пишет, что «авария произошла во время летнего периода эксплуатации лодок ГУГИ (Главного управления глубоководных исследований Минобороны РФ), предшествующих развертыванию в Северной Атлантике работ».
The Barents Observer уточняет, что АС-31 «Лошарик» может «транспортировать небольшие устройства для военных целей, предназначенные для размещения на морском дне». «Такие устройства могут быть использованы для отвлечения внимания иностранных подводных лодок, когда российские субмарины покидают Кольский полуостров и уходят в Северную Атлантику. Другие подслушивающие устройства могут обнаруживать звуки, производимые вражескими кораблями», – пишет норвежское издание.
Тем не менее, говоря о конкретных целях последней миссии АС-31 «Лошарик», в Военно-морском институте США предполагают, что «российское правительство использовало возможности подводного погружения для расширения территориальных притязаний России на морское дно под Северным Ледовитым океаном».
Как напоминает Лента. ру, в 2012 году АС-31 «Лошарик» в ходе экспедиции «Севморгео» взял пробы морского грунта с глубины более двух километров, которые легли в основу доказательства принадлежности хребтов Ломоносова и Менделеева к российской части континентального шельфа, запасы углеводородов под которым оцениваются в пять миллиардов тонн условного топлива (около 12 процентов мировых запасов нефти).