Последние несколько недель обильны на двусмысленные сигналы. То Барак Обама называет нас угрозой №2 для всего мира, то предлагает через своих коллег дружбу против Исламского Государства. Этакая неопределившаяся девушка у которой семь пятниц на неделе: «то хочу, то не хочу». Да и российское руководство то бранит Америку, обвиняя ее во всех смертных грехах, то вдруг говорит о необходимости новой перезагрузки. Попробуем в этом материале разобраться с позиции американцев.
Чего хотят американцы? Если отбросить в сторону все геополитические страшилки и установки а-ля «мы должны править всем миром», то остается некий набор национальных интересов на повестке, сформированный в последнее десятилетие, и претерпевший лишь небольшие изменения.
Если посмотреть на повестку, с которой Обама выиграл президентские выборы, то станет понятно следующие: после Буша, США решили вернуться домой и заниматься внутренним переустройством. В первую очередь на ум приходит программа реформирования здравоохранения, так называемая Obamacare, которую Барак Хуссейнович с треском провалил, потратив свыше $1 трлн. бюджетных средств. Другая серьезнейшая проблема, на которой особое внимание концентрировал кандидат от республиканцев на прошлых выборах Митт Ромни – воссоздания рабочих мест для американцев и по возможности возврат промышленности в США из Китая и других стран Юго-Восточной Азии.
Пример обанкротившегося Детройта, города машиностроителей, некогда одного из самых динамично развивающихся городов США, доказал, что либерализм и глобализм могут сильно ударить по «своим» в самом сердце Америки. Сюда же можно записать, возросшее до предельного значения, неравенство между богатыми и бедными США. Вспомним многотысячные марши и демонстрации 99% американцев – OccupyWallstreet. А что говорить о государственном долге, который при Обаме не то чтобы уменьшился, но и вырос до умопомрачительных $18,532 млрд. или 109,9% ВВП.
Ни одна из этих проблем не была решена, и они до сих пор остаются приоритетными в повестке дня Вашингтона. Более того, Обама и его команда вообще не хотели заниматься внешней политикой, а скорее сконцентрироваться на внутренних проблемах консолидации экономики и общества.
От этого и желание прекратить все войны, то есть Ирак и Афганистан, нежелание вмешиваться в Ливию на первых порах и множество странных и непонятных «па» в разные стороны. Какая-то непоследовательность в этом «отовсюду вывели войска, чтобы через пару лет вернуться».
Стратегической целью во внешней политике для США являлся и до сих пор является Китай и его растущее влияние в Тихоокеанском регионе. Недаром, в 2011 году государственный секретарь на тот момент, Хиллари Клинтон провозгласила «Тихоокеанский век США». Именно китайская повестка на сегодняшний день остается главной для стратегов и аналитиков Вашингтона. Все остальное – это реагирование на ситуацию, и как сейчас принято говорить, кризис менеджмент.
Так что же на счет России?
Ситуация здесь двоякая. С одной стороны Вашингтон прекрасно понимает, что воевать с Россией желания и необходимости, нет. Поэтому конкретно «вписываться» за Украину Вашингтон не собирается (кроме как если российские танки войдут в Киев). Но, реагировать на ситуацию они должны – отсюда всякие бредовые заявления в ООН, и другие малосвязанные ремарки представителей госдепа или пентагона на счет «опасности» России. Плюсом ко всему и позиция избирателей и имидж президента. То есть Обама по факту обязан как-то отвечать на «оплеухи» от Путина, иначе его дома совсем за слабовольного примут. Но никаких серьезных действий, за исключением санкций Вашингтон предпринимать не станет. Сейчас действительно не в интересах Вашингтона толкать Россию к Китаю.
Именно сближения России и Китая, американцы боялись еще с начала 00х. Поэтому в дальнейшем нам стоит ожидать смены риторики по отношению к Кремлю, исходя исключительно из соображений американских национальных интересов.
С другой стороны есть Исламское Государство. Да, американцы сами постарались, как следует запороть все, что можно было запороть на Ближнем Востоке, в том числе и Ирак с Сирией. Но сейчас, плоды неправильной политики Буша расцветают ни по дням, а по часам. И эти плоды способны напрямую столкнуться с интересами США и безопасностью их граждан. Сколько времени нужно ждать, прежде чем ребята из ИГ начнут взрывать американские базы в регионе или атаковать граждан США в Европе или Америке? Более того, такое стремительное перераспределение силы в регионе может крайне жестко сказаться и на других интересах американцев – стабильных поставках нефти из Залива и положении союзников, палестинском вопросе, и еще с десяток наименований, которые нельзя оставить без внимания.
И здесь, конечно американцы понимают роль и важность России. У нас есть более чем достаточный опыт общения с подонками, по типу Исламского Государства, также у нас есть серьезнейшая заинтересованность в стабильности Кавказа и Средней Азии. А Исламское Государство претендует на право влияния во всех указанных выше территориях, более того, если не вмешиваться в процесс уже сейчас, они непременно скажут свое «Салам» там, где мы хотим этого в меньшей мере. Другой вопрос, как именно мы должны включиться в эту борьбу, и отправка наших солдат в регион, наверное, не самое лучшее решение. Есть и другие варианты, например, активизировать совместную работу спец. служб, и выкашивать всех террористов, на самых подступах к нашей территории.
Так что же это получается, с одной стороны США, по логике своей политической системы и занятой позиции должны сейчас противостоять России, но не так сильно, чтобы совсем оттолкнуть нас к Китаю. А с другой стороны хотели бы вместе с нами защищать Ближний Восток. Очевидно, что в Вашингтоне действуют разные группы влияния, которые по разному воспринимают приоритетность подобных задач и сегодня сказать, кто из них выиграет крайне сложно. Давайте просто понадеемся, что в кое то веке, американцы подумают стратегически и выберут и правильных союзников и правильных врагов.
Источник: http://politrussia.com