Раскол белорусского общества
Лукашенко не остановил протестное движение, а только предотвратил попытку государственного переворота. Своими неадекватными действиями в последнее годы он разрушал то, что создавал десятилетиями, уничтожал базу своей социальной поддержки и отталкивал от себя своих сторонников. В протестах участвуют не только националисты и прозападная интеллигенция, а широкие массы населения, недовольные существующими порядками.
К выборам общество оказалось расколотым на сторонников и противников Лукашенко. При этом значительная часть населения по разным причинам хочет ухода Лукашенко со своего поста; не просто так протесты проходят под основным лозунгом «Уходи!» Народное возмущение оседлали и подмяли под себя националисты и ставленники западных спецслужб, умело руководя и направляя протесты в нужное для себя русло — отрыва Белоруссии от России. Они толкают страну к катастрофе.
Механизмы создания союзного государства усилиями Лукашенко заморожены и не действуют. Идея интеграции с Россией самим Лукашенко стала ставиться под сомнение, а националисты целенаправленно при поддержке властей вбивали идеи интеграции на Запад. Дезориентированное белорусское общество в значительной своей части пошло на поводу у прозападных националистов и под их руководством стремится свергнуть Лукашенко. Часть общества, ориентированного на русское единство, кроме Лукашенко, некому возглавить, а он пытается играть в многовекторность и никак не может определиться, куда идти. Налицо гражданский конфликт и раскол общества по основополагающим вопросам: какое государство строить и с кем интегрироваться.
Вернуться к тому состоянию, какой Белоруссия была до выборов, уже невозможно. Такой конфликт и силой не разрешить, слишком принципиальны расхождения в обществе; без общегражданского диалога по поиску путей выхода из кризиса он всегда будет тлеть и возгораться с новой силой. В этой связи встают вопросы: кто может инициировать такой диалог, определить его цель, формат, участников и принятием каких документов он должен закончиться? С инициативой диалога может выступить президент, если он действительно печется не о своей единоличной власти, а хочет сохранить страну, которую он создавал десятилетиями.
Диалог должен вестись не с президентом, его задача — выступить инициатором такого форума и предложить форму его проведения. Лукашенко своими последними заявлениями и действиями дискредитировал себя, потерял доверие значительно части общества и должен уйти, но не в результате переворота, а вследствие конституционной реформы, которую надо готовить и обсуждать. Как временная мера он сейчас просто необходим, больше некому удержать страну от хаоса. Президент должен публично заявить, что его задача — не удержаться у власти, а передать ее в надежные руки.
Необходимость проведения земского собора
На этом этапе необходим консенсус большинства общества по вопросу дальнейшего пути развития Белоруссии с объективной оценкой плюсов и минусов интеграции с Западом или Россией. Для выработки консенсуса необходима площадка или орган, легитимность которого признает белорусское общество. Такого органа сегодня нет, его надо создавать и наиболее эффективным и приемлемым может оказаться издревле известный на Руси способ выработки общественного мнения в смутное время. Это земский собор, аналог конституционного совещания. Для успокоения общества процесс выработки консенсуса надо начинать немедленно.
Здесь наиболее существенный вопрос: кто формирует собор и кем он должен быть представлен. Действующая власть и крикливая оппозиция не могут его формировать, ни тем, ни другим общество не доверяет. По всей видимости, белорусский парламент должен предложить порядок формирования собора и после публичных консультаций и обсуждений утвердить его.
Собор должны представлять не действующая элита, не вертикаль власти, не компрадорская оппозиция и не уличные крикуны, а делегированные всеми срезами общества (гражданскими, профессиональными, политическими, общественными, территориальными, конфессиональными и возрастными группами) полномочные представители, уполномоченные говорить от имени делегировавших их граждан и определять условия будущего совместного проживания. Власть должна создать условия для работы собора и обеспечить публичное обсуждение рассматриваемых и принимаемых собором решений.
Цель собора — выработка стратегии развития Белоруссии и этапов ее реализации, проекта конституции, порядка избрания и назначения руководящих органов страны в переходной период. Решения собора должны быть утверждены всенародным референдумом, и ни действующая, ни будущая власть не должны иметь права их отменить.
Роль России
Как одна из сторон союзного государства и как центр русской цивилизации, имеющий определяющее влияние на постсоветском пространстве, Россия не может остаться в стороне от этих процессов. От страусового невмешательства в политическую жизнь Белоруссии и решения только экономических вопросов интеграции на основе нефти и газа давно пора уже переходить к роли лидера постсоветского пространства, отстаивающего цивилизационные ценности русского суперэтноса.
Роль России заключается не только в политической спекуляции на базе цен на углеводороды, а в формировании привлекательного образа будущего России, всего постсоветского пространства и внедрении русских цивилизационных ценностей, способствующих интеграции окраин России, где Белоруссия занимает далеко не последнее место. Во многом следует учиться у Запада и перехватывать его технологии и методики. Запад вместо финансирования экономики Белоруссии не скупится вкладывать деньги в идеологическую обработку белорусского населения и прививать ему антироссийские взгляды. Опыт работы с командой Лукашенко показал, что только экономическими преференциями удержать народ Белоруссии в сфере своего влияния довольно сложно, Запад добился куда больших успехов, воздействуя на умы белорусов.
Вместо неадекватных действий части российской элиты, работающей на интересы «Газпрома» и пытающейся навязать сейчас белорусскому обществу в качестве альтернативы Лукашенко прозападного бизнесмена Бабарико, на всех уровнях надо предлагать и доказывать неоспоримые преимущества политического и экономического единства наших стран. Пытаться не принуждать к интеграции, а искать взаимовыгодные условия, заявлять о сохранении достижений Белоруссии (социальной защиты населения, отсутствия безработицы и социального расслоения общества, защиты государством стратегических отраслей, приемлемого уровня жизни) и через механизмы союзного государства реализовывать их.
Все это говорит том, что только общественный диалог здравой части белорусской элиты и общества о будущем страны при вразумительной и взвешенной идеологической и экономической политике России может привести к выработке конкретных шагов по недопущению деградации и поглощению западными соседями Белоруссии, которые, потерпев сейчас неудачу, все равно не успокоятся и будут терзать осколок Советского Союза, пока не добьются своего.