Главная » 2013 » Декабрь » 13
23:49

Что нам надо знать о Майдане

Что нам надо знать о Майдане
Майдан это не революция. Он не антироссийский. Юго-восток Украины — не против евроинтеграции. Непонимание россиянами этих очевидных для Киева вещей отталкивает украинцев от России.

 

«Да, я из Крыма». «Да, в Киеве движуха». «Нет, мне не страшно». На этом преамбула любой моей беседы о Майдане с москвичами заканчивается и начинается, собственно, «амбула». Последние две недели я проговариваю здесь те вещи, которые в Киеве кажутся слишком очевидными, чтобы их кому бы то ни было в Москве объяснять.

Первое. «Вы уже наступали на эти грабли в 2004 году».

Майдан 2013 года при всем кажущемся родстве отличен от событий 9-летней давности. В 2004 году была четкая граница: есть «прозападный» Ющенко, есть «пророссийский» Янукович. Первый женат на американке, второй кормит Медведева и Путина конфетами на параде 9-го мая. Все четко, без полутонов, практически Курская дуга. А сегодня в Киеве есть один только Янукович, который ведет себя как наперсточник. Европейцы уже не угадали, под каким колпачком его требований лежит шарик евроинтеграции. Россия в аналогичную игру играть не хочет. А Янукович ни в какую другую игру играть не умеет. Поэтому первое, что важно понять россиянам: Янукович – это не креатура Москвы, при случае он кинет их так же, как кинул Евросоюз.

Второе. «Вы в Украине решили, что на кону вступление в ЕС, а это не так».

Абсолютное большинство из тех, кто стоит на Майдане ничего не путают. Все понимают, что власти сорвали Ассоциацию с ЕС (что, перво-наперво, означает лишь зону свободной торговли), а не вступление Украины в ЕС. Списывать украинский протест на наивное незнание — как раз и является проявлением наивного незнания. К тому же, по большому счету, Майдан сегодня выступает уже не столько против срыва Ассоциации, сколько против действующей власти, которая оскорбляет граждан страны как этически, так и эстетически.

Третье. «Вы в Киеве били милиционеров цепями и палками, вот вам и досталось от «Беркута».

Россияне не следят за хронологией ситуации и нередко путаются в событиях. Приходится напоминать, что вообще-то майданов, по сути, было два. Первый начался в ноябре, после того, как кабмин страны заявил, что приостанавливает подготовку к подписанию Ассоциации с ЕС. В центр Киева вышло несколько тысяч человек, но активность этого самого первого протеста довольно быстро сошла на нет. В итоге «Беркут» 30 ноября очень жестко зачищает площадь от последней пары сотен студентов, гоняясь по городу за убегающими горожанами. И уже на следующий день на столичные улицы выходит полмиллиона украинцев. Потому что здесь бить граждан не принято, граждане от этого раздражаются. И вся агрессия к правоохранителям случилась уже после того, как МВД первым применило силу. Кстати, не будь того самого избиения мирных протестующих 30-го ноября, – вполне может быть, что никакого Майдана сегодня на улицах Киева уже не было бы

Четвертое. «На Майдане стоят националисты».

Ребята, если вам в новостях показывают одних только националистов, это проблема телеканалов, а не Майдана. Разумеется, на площадях стоят и радикалы, но говорить, что Майдан состоит только из них – сродни тому, что утверждать, будто в Европе живут только однополые семьи. Радикальные националисты на Майдане выполняют роль условного трамвайного хулигана – столкнувшись с ним, вы весь день будете ходить в убеждении, что народ вконец охамел. Не замечая численного соотношения нормальных пассажиров и бузотеров. Так и тут.

Пятый. «Майдан – антироссийский. Там кричат – «кто не прыгает, тот москаль».

За три недели украинских протестов не случилось ни одной провокации против русских или русскоязычных на Майдане. Даже корреспонденты российских госканалов, несмотря на всю свою медиактивность, не смогли найти желающих поставить им синяк под глазом. Про речевку «кто не прыгает тот москаль» лучше всех рассказал мэр Львова, в интервью телеканалу «Дождь»: «Русские не москали, русских у нас всегда уважали». Надо просто понимать, что «москаль» в Украине – это не национальный маркер, а мировоззренческий. «Москаль» – это тот, кто ставит под сомнение саму возможность существования независимого украинского госпроекта. Только и всего.

Шестое. «Майдан – это технология. Митингующие либо обмануты, либо проплачены».

Это вообще инфантильная традиция – оставаться в уверенности, что убеждения могут быть присущи только твоим единомышленникам. Если бы можно было устроить месячник протеста за деньги, то мы бы давно увидели встречный лагерь в поддержку Виктора Януковича. Но его нет – и не появится. Безусловно, Майдан – это ресурс, которым пытаются воспользоваться самые разные общественные и политические деятели. Но любые настроения граждан – это всегда ресурс. Благодаря этому ресурсу в любой стране мира побеждают на выборах депутаты и президенты, формируются парламенты и происходят революции.

Седьмое. «Проигрыш Януковича вреден России».

Ну хорошо, победит Янукович. Даже останется на второй срок. И что? Разве он креатура Кремля? Разве он вступит в Таможенный союз? А зачем ему это, если его ключевая мотивация состоит в получении денег и сохранении всей полноты власти? Или дрейф Украины на запад нарушает территориальную целостность России? Так ведь уже давно не нарушает, почти 22 года. Сохранение производственной кооперации с Украиной зависит от решения Москвы, а не Киева — если Кремль решит эту кооперацию разорвать в случае евроинтеграции Украины, то ответственность за это уж точно будет не на украинской стороне.

Восьмое. «Майдан и евроинтеграция враждебны пророссийскому юго-востоку Украины».

Тут на помощь приходит знание матчасти. Да, сторонников ТС и ЕС на Украине примерно поровну (есть еще определенная доля колеблющихся). Но украинские сторонники Таможенного союза в целом довольно лояльны идее интеграции с ЕС (это показывают как соцопросы, так и то, что курс на евроинтеграцию не порождал ни одного «евразийского Майдана»). Что, кстати, отличает их от украинских симпатиков ЕС, которые категорически против движения страны на северо-восток. В конце концов, сегодня у юго-востока Украины есть свои возможности участвовать в украинском политическом процессе. А когда Москва говорит о необходимости защиты ряда областей Украины, она, тем самым, геттоизирует их жителей в формате пятой колонны. Иди судетских немцев, если угодно.

Девятое. «Майдан – это революция, а любая революция хуже эволюции».

На самом деле революция – это Янукович. Он стал первый президентом, который сломал прежнюю парадигму украинской политики. Здесь не было принято сажать «эксов» и политпротивников. Здесь всегда существовала полиархия. Здесь, в конце концов, не принято было бить демонстрантов. Все эти условия худо-бедно обеспечивали сменяемость первых лиц и политическую конкуренцию. За три года правления Януковича все эти правила были нарушены. Майдан – это требование возврата к эволюции. К конкуренции. К диалогу и договоренностям. Пусть даже они носят корпоративный характер, но это все равно лучше бетонной пустоши парламентского единомыслия.

Все это важно, потому что, чем меньше в России понимают Майдан, – тем больше отталкивают от себя Киев. Потому что для Украины массовый и фактически бескровный протест – это один из основных поводов себя уважать. На фоне стагнирующей экономики, разваливающейся промышленности, социальной напряженности на улицы выходят до миллиона человек, чтобы мирно напомнить власти о том, кто здесь власть. Не понимать природы украинского уличного протеста – означает не понимать Украину. А если вы не хотите понимать соседа, ему рано или поздно, не о чем с вами будет разговаривать.

Поезда в Киев отходят каждую пятницу. Добро пожаловать.

 

Источник: Росбалт

Майдан 2013. Над пропастью не ржи

«Не рой яму другому, — гласит народная мудрость, – используй вырытую для тебя». Очевидно, забыв эту мудрую рекомендацию, украинская власть попала в ею же поставленный капкан. Расстравив душу надеждой на лучшую «европейскую жизнь», фактически сама же грубо, в привычной для себя манере, расстоптала эту надежду.

Урок Майдана 2004 года никого ничему не научил. А урок этот для власти был предельно прост: людей, главной отличительной чертой которых является неприязненно-пренебрежительное отношение к действительности и, следовательно, нежелание вникать, докапываться, понимать и знать истинное положение вещей, истинную правду, можно морочить до бесконечности, лишь заменяя одну иллюзию другой. У электората, «выбирающего сердцем», следовательно сердцем думающего и живущего, по-сути, серцем, можно выманить и отобрать практически все блага мира, но надежду, надежду трогать не смей! «Сердце в будущем живет…» (А.С. Пушкин). И горе тому, кто лишает грез об этом будущем. Таким олицетворением надежды был Ющенко в 2004 году.

«Надежда» — не просто сладкое слово. Для нас это предмет сакральный, поскольку он эрзац веры, знания, компетентных убеждений. «Надежда – наш компас земной». И, возможно, в этом не было бы ничего дурного, не живи мы в зоне сильной магнитной аномалии. Но об этом потом. Еще говорят, «надежда – хлеб бедняков», но для нас она, скорее, наркотик. Галлюциноген, позволяющий не только заглушить голод, но и создать ощущение своей состоятельности и даже превосходства. А впрочем, что наша жизнь?

«Наша жизнь, — как писал Д. Карнеги, цитируя Марка Аврелия, — есть то, что мы о ней думаем». То есть, можно сказать, как думаем, так и живем. А думаем мы весьма своеобразно, мягко выражаясь, не совсем последовательно. Не обремененные исторической памятью античности, назойливо проповедовавшей меру как основу достоверного знания (из семи греческих мудрецов в максимах четырех превозносится чувство меры). Не стесняемые этим чувством (меры), мы не видим существенной разницы между желаемым и возможным, возможным и действительным, между должным и сущим. Но «существующий мир – не фантазия. Нельзя безнаказанно относиться к нему безнаказанно. (Р. Эмерсон)

В фильме «Брат-2» главный герой пафосно заявляет: «Сила в правде!» (почему-то противоставляя правду одному из самых демократичных институтов – институту денег). Но в чем тогда правда, брат? Неужели в неопределенности, размытости и неточности дефиниций, возникающих в силу смещений вышеупомянутых понятий (предполагаемое, возможное, действительное).

Может, потому и сильнее пока Запад экономически, что больше в нем простой достоверности, недвусмысленности, строгости и четкости понятий. Больше информационного соответствия и уважения к объективному миру, к действительности. То есть, меньше иллюзий, самообмана и просто бытовой лжи. В век информации «деза», искажение губительны в любом виде и под любым соусом. И потому можно сказать с уверенностью лишь то, что, безусловно, сила – это достоверное, правдивое знание или известное: «Знание – сила!».

Но «Бог не в силе, а в правде» (А. Невский). И великая правда жизни в том, что «у кожного своя доля и свій шлях широкий» (Т.Г. Шевченко). А иллюзия того, что можно стать счастливым, не поняв себя, уникальность своей природы, свое предназначение, просто «пристебнувшись» к чужой успешности, всего лишь очередная иллюзия. Как сказано: «Хочешь стать человеком – перестань обезьянничать».

Каждый народ, как и «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Эта общеизвестная мысль «матерого человечища» должна была бы получить столь же известное логическое завершение: нет и быть не может универсальных средств от человеческих «несчастий», поскольку различна природа каждого конкретного конфликта. И соответственно – успешность решения наших проблем зависит от того, «насколько мы поняли, что чужие мнения, методы, рецепты не могут нам помочь». (Хосе Ортега-и-Гассет).

Нескончаемая череда безуспешных попыток  начать жить нормально («цивилизованно»), казалось бы, уже давно должна вызвать повсеместный и всезатмевающий вопрос: «Почему?». «Почему не получается?». Увы! Для подавляющего большинства этот вопрос так и  остался, мягко выражаясь, неактуальным. Дело в том, что главная причина наших «несчастий» —  дураки (и дороги по Гоголю), а, конкретно, наша непоследовательность, все обращающая в бессмыслицу и абсурд, ласково именуемая «своеобразием», «особостью», а с точки зрения отстраненного наблюдателя — элементарная ненормальность, не «колет» и не «бросается»  в глаза, не взывает к пониманию. Перейдя некий качественный рубеж, набрав известную критическую массу, она (ненормальность) стала привычной практической нормой. Чем-то самим собой разумеющимся, неотвратимо наследуемой данностью. И это ужасно! Поскольку действительно главная, реально существующая причина (наша непоследовательность) не идентифицируется как главная. Более того, ее вообще нет в перечне основных причин. Ужасно, потому что мы настолько свыклись с мыслью о том, что живем в «дурдоме», что уже не посягаем на «дурдомовские» порядки. Каждая группа или индивид  пытается реализовать свою модель успешного существования, не спрашивая себя в упор: а можно ли  вообще быть счастливым, живя в «дурдоме»? Да, можно быть успешным или еще каким-то —  престижным, элитным, гламурным, но вдумайтесь: в «дурдоме».

Подавляющее большинство мыслящих граждан, как показывает статистика, спасается от этого кошмара тем, что просто  грезит наяву побегом из «дурдома» заграницу, забывая, что заграница тоже миф по части счастья. Еще Александр Иванович Корейко, известный персонаж «Золотого теленка» отчетливо понимал это.

Феномен незаметности, «непримечаемости слона» нашей ненормальности, очевидно, объясняется его огромной массой, заполнившей почти весь объем «посудной лавки». Находящимся внутри «лавки» («сингулярной зоны») аномалия не режет глаз, поскольку это уже антиномия. А не имея возможности толком рассмотреть что-либо целостное и понятное у себя внутри дома, все наше внимание «автоматом» обращается вовне. Взращенные на чужой почве представления, нормы, критерии впитываются нашим коллективным бессознательным как собственная органика, при этом, разумеется, таковой не являясь. «У нас чужая голова, а убежденья сердца хрупки… Мы европейские слова и азиатские поступки». (Н.Ф. Щербина)

Положение и состояние дел настолько противоестественное и трагикомическое, что, действительно, может захотеться, как писал Михаил Светлов: «Хату покинуть, пойти воевать, чтоб землю в Гренаде(?)  крестьянам отдать». Со временем общая либерализация и смягчение нравов в этом трагикомическом тандеме трагизма поубавили. Зато веселья как симптома беспомощности и отчаяния, прибыло. В КВНах и прочих забавах подобного рода «мы впереди планеты всей» и близость социально-экономической пропасти только добавляет этому всеобщему ржанью нервозной заразительности. Призрак ясного понимания причин происходящего столь очевиден, что уж, какие там серьезные вопросы. А главное тут то, что наше самомнение, лукаво прикрывшееся маской неполноценности, достаточно мощно взаимоподпитывает  иллюзию знания исчерпывающего ответа. В действительности этот вопрос: «Почему?» («Мать всех наук» — Шопенгауэр) нам просто ни к чему. Вместо поиска объективных (а других, собственно, и не бывает, ведь сам человек – продукт обстоятельств, или, если угодно: «На все воля Божья») причин безуспешности, продолжается поиск и «гон» на виноватых. То есть, поиск если и ведется то, как правило, не там, где утеряно, а там, где удобно искать. А именно – в системе восточнославянских координат: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Скучностатичные, мелколюбопытствующие  «Что?», «Где?», «Когда?» вместо влекущих в глубинную суть разумения и замыкающих «всю мира внутреннюю связь» — «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» — пока что господствуют в мыслящих восточнославянских головах.

Успех любой общности (народа) зависит от реальности, четкости, в конце концов,  правдивости созданного в его сознании образа того, что они хотели бы получить. Воистину «нет ничего практичнее правильной теории». Но степень объективной реальности, созданного образа зависит от уровня развития, свойств и качеств самого созидателя и носителя этого образа, от его субъективной самооценки. Ведь, как известно: «Судьбу человека определяет, или, точнее, указывает его собственная самооценка» (Г.Торо). И тут нужно возвратиться к выше упомянутому «самомнению, лукаво прикрывающемуся маской неполноценности.. В чем лукавство? А в том, что, по сути, мы, как сказал бы Станиславский, недооцениваем «искусство в себе», а уж никак не свое право судить, рядить и выставлять оценки. Т.е. дикаря, сидящего в нас и игнорирующего объективные законы, мы даже очень высоко ценим, любим и уважаем. А недооценка собственных возможностей – это лишь частный момент недооценки совершенства общего мироустройства. Это оскорбительная претензия к Создателю: «Нет правды (справедливости, порядка, гармонии и т.п.) на земле». Любимый тезис самомнения, оправдывающий леность души, не желающей трудиться в поисках правды. Ведь «чистая Правда», подобно чистым металлам, в естественной среде практически не встречается. Правда, как и руда, последовательно добывается на исследовательских «рудниках», «обогащается», распространяясь в социуме, и очищается в «горниле» практических испытаний. Истинную Правду нельзя «просто знать», как нельзя дважды войти в одну и ту же реку. Правда – это путь, «путь к храму» Истины, продукт стремления понять. И одновременно, истинная  Правда (антоним кривды) – это цель, смысл и ответ на вопрос: «Зачем?». «Зачем и для чего все?». «Бог есть Правда, Бог есть Любовь». И лишь ответив на вопрос: «Зачем?»,  можно будет сосредоточиться на вопросе: «Как?»

«Тот, кто ответил себе на вопрос:  «Зачем жить?»  — может вытерпеть почти любой ответ на вопрос: «Как жить?»    (Ф.Ницше)
P.S.    Из выше изложенного следует, что наш человек, который «не стремится понять то, что он видит, не задает вопросов с тем, чтобы овладеть предметом, чего никогда не допустит иностранец» (И.П. Павлов), попадает в категорию неправдивых, т.е. безнравственных  по определению. А «все успехи Запада, в общем-то, есть успехи нравственные. Искали истину, а нашли благосостояние» (П.Я. Чаадаев).

 

Источник: http://hvylya.org

Почему Запад не вводит санкции в отношении Януковича. Рациональное объяснение

 

Сегодня Юрий Луценко удивился, что страны Запада не вводят санкции в отношении режима Януковича. На самом деле, этот вопрос мучает многих оппозиционеров.

Оппозиция не может понять, почему западные дипломаты настойчиво толкают ее на круглый стол с Януковичем. Вместе с тем, замгоссекретаря США Виктория Нуланд сказала оппозиции очевидные вещи: противостояние не интересно. Оппозиция подумала, что американцы шутят. Оппозиция ведь не понимает, что мировая политика это не басни о правах человека, а интересы. Где басни о правах человека — только одна из составляющих, причем в различных раскладах она часто играет прямо противоположную роль. Потому оппозиция удивляется, почему США и Европа говорят об одном, а получается другое. Так получается, потому что в Вашингтоне и Брюсселе думают не о чужих правах, а о своих интересах.

Подходы США и Европы к Украине неразрывно связаны с наличием в Украине субъекта (ов), которые обеспечивают реализацию их интересов. Если таких субъектов нет, то они им лучше иметь дело с Виктором Федоровичем, чем с оппозицией. Вашингтон и Брюссель не интересуют разговоры, а конкретика. Прежде всего, конкретика обеспечения порядка, который гарантирует, что они не потеряют от перемен в Украине, а еще лучше приобретут. Кстати, у России такой же подход. Этого не понимает оппозиция.

Оппозиция (также как и власть) не понимает, что значат итоги сентябрьского саммита G-20, не понимает, что значит американо-российский размен Сирии на Иран, что значат десятки других вещей, которые происходят в мире и как бы не имеют отношения к Украине. А реально имеют.

Это всем урок, кто считает, что в политике важна эмоция или, что можно достичь успеха исключительно на вере. Вере в призраков прошлого, вере в то, что кто-то будет заботиться о нас больше, чем мы готовы заботиться сами. И всех прочих верах, что заполонили наше медийное пространство.

Мы страна эмоция. И поэтому у нас такая судьба. И пока мы будем страной эмоцией, пока мы будем считать, что крики «ганьба» превосходят по своей мощности расчет и интерес, пока мы не будем связывать в голове Иран и Сирию и много десятков других вещей, до этих пор мы будем жалким лимитрофом, судьбу которого определяют другие, а мы все, включая президентов, политиков и народ будем массовкой.

P.S.: Ныть не нужно, нужно делать выводы, учиться, учиться, учиться.

P.P.S: Это не отменяет того, что завтра некоторые оппозиционеры появятся скоро в интересных положениях. Впрочем, сериал еще долгий. Просто акт 2 заканчивается на минорной ноте.

P.P.P.S.: Народ жаль. Ужасный мороз, ужасные условия, самопожертвование и сила воли. Все это присутствует. И все это можно будет хорошо продавать миру. На самом деле, в этих схватках Украина показала универсальные вещи, которые можно продавать всему миру. Почитайте Макса Фрая. Но чтобы продавать всему миру нечто, нужно понять, что мир не крутится вокруг Украины. Все как раз наоборот. Все как раз наоборот, хлопцы и девчата.

Изображение: president.gov.ua



Просмотров: 1194 | Добавил: pristav_w | Что нам надо знать о Майдане | Рейтинг: 4.0/1

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:38:50


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх