"Новый облик" не отвечает оперативным потребностям Военно-морского флота
Создание
"нового облика" Вооруженных сил, как нам говорят, явилось результатом
пересмотра форм и способов вооруженной борьбы. Эти возможные формы и
способы действительно могут иметь место в воздушно-космическом
пространстве и на земле. На море формы и способы вооруженной борьбы
изменились только качественно. Практически как они совершенствовались в
течение веков, такими они и остались. Это особенно нужно иметь в виду
при глобальных размахах всей мощи противника. Война на море в этом
случае будет иметь не только тактическое и оперативное, но и, главным
образом, стратегическое значение. Но все зависит от состава сил флотов.
До
1990 года рассматривалась возможность проведения стратегической
операции на океанском ТВД. Предполагалось, что эта операция будет
проводиться совместно с другими видами и родами вооруженных сил при
главной роли сил флота. И это были не простые мечтания. Скажем, к
примеру, в 1984 году Северный флот на учении "Атлантика-84" развернул в
океан 64 подводные лодки, не считая надводных кораблей и вспомогательных
судов. Но тогда и тихоокеанские флоты по своему составу были океанскими
флотами. Например, оперативная зона действий Северного флота
простиралась от 140 градуса восточной долготы до побережья Америки и
Канады на западе и от Северного полюса до Антарктиды. К сожалению,
начиная с 1990 года наши флоты начали быстро сокращаться по составу
своих сил и вместе с этим сокращались и оперативные зоны действий. И
сейчас мы видим, что все флоты оперативно подчинены военным округам. Это
означает, что существующие силы флотов могут содействовать войскам
округов в какой-то небольшой зоне действия этих войск. В этих условиях
вполне закономерно оперативное подчинение Балтийского, Черноморского
флотов и Каспийской флотилии военным округам. Что же касается Северного и
Тихоокеанского флотов, то при развертывании глобальной мощи в войне у
них может оказаться необходимость решения самостоятельных задач в
океанах. Мы надеемся, что это не пустой звук при выделении триллионов из
бюджета страны на строительство кораблей и подводных лодок.
Всякое управление начинается с оценки обстановки. Оценка
обстановки в Мировом океане всегда необходима для всех флотов, какими бы
они ни были. Какое отношение имеет Командующий Западным округом к
положению дел в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах? Раньше этим
занимались разведывательное, оперативное управления Северного флота и
ГРУ Генштаба. А сейчас кто оценивает обстановку в Мировом океане? А это
дело не такое уж простое. В конце 60-х годов в Атлантическом океане
ежедневно находились около 2,6 тысячи кораблей и судов различного
предназначения и различных государств, а сейчас их, вероятно, стало
гораздо больше. Только Командный пункт Северного флота разбирался в этой
обстановке.
"Новый облик" предусматривает
разделение управления силами на две составляющих: оперативную и
административную. Сейчас Главком ВМФ призван осуществлять
административное управление, которое предусматривает управление боевой
подготовкой сил флотов для зон оперативного подчинения, подготовку
кадров для флота, строительство флота и решение других вопросов.
Управление боевой подготовкой - не такое уж простое дело. Это не только
сдача курсовых задач, но и ввод кораблей и подводных лодок в состав сил
постоянной готовности, способных вступить в бой в установленный срок с
реальным противником не только в зоне оперативного подчинения, но и в
Мировом океане. Кроме того, этот вопрос связан с мобилизационным
планированием. Что же касается подготовки кадров, то здесь "новый облик"
этого просто не предусмотрел не только с точки зрения организационной,
но и с точки зрения подготовки специалистов флота для выполнения условий
противодействия новым средствам борьбы. Например, как вести
противоинформационную борьбу, как противодействовать
дистанционно-неконтактным средствам поражения. При этом нужно учитывать,
что враждебно-информационное воздействие ведется и сейчас в мирное
время. Для восприятия этого воздействия создаются благоприятные условия.
Так, например, на СКР "Ярослав Мудрый" в Балтийске работают семь
телевизоров. Не слишком ли много для такого корабля? Но это нужно
специалистам-контрактникам, и без них СКР в море не пойдет.
"Бескозырки-одногодки" здесь не помогут. В этом мы имеем почти
неразрешимую государственную проблему.
Теперь
коснемся строительства флота. Оно должно осуществляться в соответствии с
оперативными задачами, поставленными перед флотами. Раньше
строительство одной атомной подводной лодки обеспечивалось работой трех
сотен заводов. А сейчас где они? Перестройка оставила часть из них за
пределами России. Поэтому подводная лодка "Юрий Долгорукий" строилась 21
год, а время строительства двух последующих подводных лодок значительно
сократили. Однако не нужно использовать для них закупаемые за рубежом
комплектующие и другие материалы и приборы, иначе аварий и падения ракет
нам не избежать.
Поскольку формы и способы борьбы в
будущем не меняются для флота, то нельзя систему управления им
сравнивать с другими видами вооруженных сил. Оперативное подчинение
означает постановку задач флоту, контроль за боевой готовностью сил,
предназначенных для решения этих задач, планирование и управление силами
в совместных операциях. При этом флот может решать самостоятельно и
другие задачи. Например, проводить противолодочные операции,
осуществлять оборону военно-морских баз, коммуникаций и другие. Северный
и Тихоокеанский флоты должны быть непосредственно подчинены Главкому
ВМФ. В этом случае не может быть разделения на административное и
оперативное управления. Они тесно связаны друг с другом. При этом
Главком ВМФ руководит оперативным планированием на случай начала войны,
осуществляет перевод флотов в высшие степени боевой готовности,
контролирует развертывание сил и ведение ими боевых действий по
поставленным задачам. Для этого ему нужен не Пункт управления, а
Командный пункт ВМФ, способный держать в своих руках всю обстановку в
морях и океанах и при необходимости вступить в управление силами любого
флота. Если мы ведем речь о строительстве океанского флота, то нам нужно
воссоздать Главный штаб и управления ВМФ в прежней структуре, возможно,
в несколько сокращенном составе.
Если мы не
сделаем этого, то нам не восстановить боеспособность флотов, могущих
ударить в основание морской глобальной мощи наступающего противника.
Об авторе - В.Г. Лебедько. "Океанский щит России"
С
1953 г. - командир торпедной группы, затем командир
минно-торпедноартиллерийской боевой части подводной лодки С-68
Черноморского флота. С 1954 г. - помощник командира подводной лодки
С-91, на которой совершил переход по внутренним водным путям из
Севастополя в Полярный. В 1955 г. в составе Экспедиции особого
назначения совершил переход Северным морским путем из Северного флота на
Камчатку. В 1959 г. в должности старшего помощника командира участвовал
в передаче подводных лодок С-91 и С-79 в состав военно-морских сил
Индонезии. С 1962 г. - командир крейсерской ракетной подводной лодки
К-153 18-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок Северного флота. С 1968
г. - командир атомной подводной лодки К-33 (проект 658). В 1969 г.
назначен заместителем командира дивизии атомных ракетных подводных
лодок.
15 ноября 1969 г., управляя атомной
подводной лодкой К-19, пресек разведывательную операцию американской
подводной лодки "Гэтоу" в территориальных водах Баренцева моря.
С
1970 г. - заместитель начальника отдела планирования и тактической
подготовки Управления боевой подготовки, затем начальник 1-го отдела
Оперативного управления штаба Северного флота. С 1975 г. -заместитель
начальника штаба Северного флота по боевому управлению - оперативный
дежурный Северного флота. С 1978 г. - начальник Управления боевой
подготовки штаба Северно го флота. В 1980-1984 гг. - начальник
Оперативного управления штаба Северного флота; руководил оперативным
планированием боевого применения сил флота. С 1984 г. - заместитель
начальника штаба войск Юго-Западного направления по военноморским
вопросам - начальник Военно-морского управления. В 1988 г. назначен
начальником Учебного центра Военно-Морского Флота.
С
1991 г. - в запасе. Награжден орденами Мужества, Красной Звезды, "За
службу Родине в Вооруженых Силах СССР" 2-й и 3-й степеней, медалями.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас