Вот, просто – на банальном, бытовом уровне: как бы не поставляла Россия газ в Европу (через украинскую ГТС или через «потоки»), газовый вентиль все равно будет в руках высшего политического руководства России. Правильно?
Если в России решат (с крепкого бодуна, или упав с Мавзолея — ударившись головой) начать полномасштабный газовый террор Европы (вероятность чего в современных реалиях – стремится к нулю), что помешает Кремлю перекрыть тот самый «вентиль»? Украинская «прокладка» или отреформированный на всю голову парламент, который наденет вышиванки и, под хоровое пение примет очередной эпохальный закон, клято назвав Россию – «газовым агрессором»?
Не надо даже обладать талантом уверенно заглядывать в завтрашний день, чтобы понять: очередная «промова» от Гройсмана – не более, чем попытка прикрыть националистическую заангажированность и бестолковость «нової, чесної влади» идеологическими выкрутасами.
Да и вся эта риторика – не для западных политиков и бизнесменов, которые уже вложили в «СП — 2» половину его стоимости. Чуть более четырех миллиардов (!) евро. И это – только прямые инвестиции! Все эти словеса про «крестовый поход» «Газпрома» в Европу — информационная лапша для украинского обывателя: чтобы не роптал и винил Путина. Ну, когда грянет очередная акция «Прикрути!» или придет необходимость еще больше выровнять «справедливые» цены на «дешевый, европейский газ».
Что должны были делать прагматики еще три, пять, десять, двадцать лет назад? Правильно – садится за стол переговоров и создавать трехсторонний консорциум для поставок российского газа в Европу через Украину. Все логично: поставщик – Россия, транзитер – Украина, потребитель – Европа. И каждый хочет быть уверен в стабильности и надежности работы данного предприятия. И только при таких гарантиях, деньги, которые сегодня Запад вкладывает в «СП — 2», были бы еще вчера инвестированы в украинскую ГТС.
Да, и такая идея носилась в воздухе еще со времен обретения независимости Украиной. И даже подступали к реализации этого проекта… и Кучма, и «злочинна влада».
Но каждый раз набегали «патриоты» с горящими глазами: при слове «Россия» — объявляли попытки хоть как-то решить судьбу ГТС «зрадой» национальных интересов и вселенских масштабов, а при главном пчеловоде страны вообще приняли закон, разрешающий лишь молиться на газовую трубу и окрашивать её надземные участки в цвета национального флага.
И каждый раз шаровары побеждали прагматиков.
Что делают сегодняшние прагматики в Европе? Правильно – тянут к себе прямой газопровод. Нет, это не из-за любви к Путину и не под влиянием российской пропаганды. Это не потому, что они не носят (по поводу и без) тирольские шляпы и коротенькие штанишки и не умеют выкладывать герб Германии из сосисок с капустой. Просто, например, для госпожи Меркель — как в той песне: «Deutschland, Deutschland tiber alles, Uber alles in der Welt!» (Германия превыше всего на свете!)
Да, для нас тоже – Германия, Франция, США, Британия (нужное подчеркнуть) превыше всего на свете.
Ну, а теперь всё, господа – лето красное мы пропели.
То есть, прошло время, когда депутат Гончаренко на улицах Амстердама – в трико, на велосипеде и с криками «Слава Украине!», был воплощением нашей внешней, шароварной дипломатии по всяческому укреплению междупланетной проукраинской коалиции.
Хотя… Еще не все потеряно. Если взять шаровары поширше, петь хором громче, более жалостливо просить денег на реформы и создать мобильный отряд велосипедистов в трико – для патриотических вояжей по Парижам и Берлинам, то из нашей ГТС еще может получится вполне себе приличный, трансконтинентальный гиперлуп.
Ну, или… самая большая в мире трембита.
Алексей Куракин