Тема «история одежды» многим читателям ВО показалась вполне заслуживающей их интереса, и понятно, в особенности это относится к женской её аудитории, достаточно многочисленной, кстати. В прошлый раз мы остановились на одеждах Византии, и тут бы как раз этот цикл и продолжить, но встретились тут некие препятствия. Дело в том, что дальше надо было бы написать об одеждах Средневековья, а тема эта уж очень разноплановая. Во-первых, было раннее средневековье или эпоха романской моды, во-вторых, ей на смену пришла готическая мода классической средневековой эпохи, но была ещё и эпоха «Бургундских мод», также весьма своеобразная и по-своему интересная. И вот найти достаточное количество иллюстративного материала по всем этим трем направлениям оказалось… очень затруднительным делом. Хотя вроде бы всё есть, но… вычленить необходимые изображения из огромного количества иллюстративного материала оказалось просто непосильной задачей. Вот почему данная тема хотя и будет продолжена, содержание её несколько изменится в пользу, так сказать, отдельных элементов костюма в разные эпохи. Ну а начнём мы с такого исключительно важного в то время элемента одежды, как… чулки.Напомним, если кто этого не знал, что культура раннего средневековья была целиком основана на противопоставлении мирского и духовного начал. Отсюда пропагандируемый на всех уровнях аскетизм и духовность. Брутальность если кого-то и красила, то лишь рыцарей, сражавшихся за церковь. Кстати, женщины, стремясь придать духовность и утончённость своему облику, в XI–XII вв. стали выбривать лоб, выщипывать брови и носить высокие чепцы. Другим фактором, очень сильно влияющим на моду, была… ширина ткацкого станка, не позволявшего получать ткань шириной более 70 см.
«Карл носил народную франкскую одежду. На тело он надевал полотняное белье, сверху обшитую шелковой бахромой тунику и штаны. Ноги до колен обертывал полотняной тканью. Зимой закрывал грудь и плечи пелериной из шкур выдры и соболя. Поверх всего набрасывал зеленоватый плащ и всегда опоясывался мечом, рукоять и перевязь которого, серебряные или золотые, по торжественным дням и на приемах были украшены драгоценными камнями. Иноземной одеждой, сколь бы ни была она красива, Карл пренебрегал. Лишь в Раме, по просьбе папы Адриана, а в другой раз, его преемника Льва, он возложил на себя длинную тунику и хламиду и обулся по-римски. Только в особо торжественных случаях он облачался в одежды, затканные золотом, и надевал обувь, усыпанную драгоценными камнями, плащ застегивал золотой пряжкой и надевал золотую корону. В обычные же дни наряд его мало отличался от одежды простолюдина».
Эйнгард. «Жизнь Карла Великого», 821 г.
Именно поэтому и в эпоху романской моды, и в эпоху моды готической одежды, как правило, были узкими, но длинными. Короткой была одежда исключительно воинов, и то – нижняя. Что же касается женщин знатного сословия, то они носили очень длинные и узкие платья, но с клинчатым подолом и вшивными рукавами, которые на ночь приходилось отпарывать.Но нас сегодня в первую очередь будет интересовать, а что у тогдашних мужчин и женщин было «под низом», таким вот эвфемизмом в пору моего детства называли нижнее бельё. А там прежде всего были брэ – короткие штанишки, которые с XII века полностью перешли в разряд нижней одежды.
Шили их изо льна и шерсти, причём крестьянские брэ (льняные) сначала красились в красный цвет, а шерстяные в тёмные цвета, но вот когда они стали бельём, то носили их уже неокрашенными. Причём и мужчины, и женщины.Но брэ имели относительно небольшую длину, так что главная роль прикрытия, так сказать, нижних конечностей в Средние века и отчасти в Новое время отводилась – шоссам! Что это такое? А вот что: скроенные по ноге чулки, которые шили из ткани, например, из сукна или вязали из шерстяной пряжи. Каждую половинку шоссов надевали отдельно, заправляя в них брэ. Крепились шоссы к поясу при помощи шнурков-подвязок, которых могло быть от одного до трех, причём с парадной одеждой надевали шоссы с тремя подвязками, украшенными бантами!
Традиционно они были тёмных цветов – красные, коричневые, зелёные. Но так как краски для ткани были на основе натуральных красителей, то цвета не были очень уж яркими. Впрочем, красоту одежде доставляли нашитые на неё золотые бляшки с разноцветными камнями, вышитая кайма, ну и, конечно, меха, использовавшиеся и в качестве подкладки, и на отделку…
Блио нарядное свое
Достать велела для нее,
II плащ с пурпуровой каймой,
Что здесь скроили ей самой.
Все им принесено тотчас:
Вот нежный мех, парча, атлас,
Вот платья шелк лоснится гладкий
На горностаевой подкладке.
По вороту и обшлагам
Его — солгать себе не дам —
Нашиты бляшки золотые,
А в них каменья дорогие —
Зеленый, алый, голубой —
Чаруют пышною игрой.
Хотя и дорог был наряд,
По плащ, роскошен и богат,
Не уступал ему нимало.
Завязок, правда, не хватало…
К. Труа. «Эрек и Энида», около 1162 г.
Конструктивно шоссы состояли из носка и длинной гетры. Такая форма шоссов существовала со времён Карла Великого и вплоть до XV века, когда их додумались сшивать вместе в одно целое с помощью клиньев спереди и сзади. Интересно, что шоссы очень часто служили ещё и обувью, так как снизу на ступне на них нашивалась кожаная подошва. Очень рано, а именно ещё в конце XII века в Западной Европе появилась мода на одежду мипарти, то есть «из двух цветов». Шоссы мипарти были двухцветными: одна, например, половина белая, другая – красная. Вариантов было очень много, причём нередко пополам делились не только шоссы, но и вся одежда целиком!
Поскольку у нас «Военное обозрение», то давайте посмотрим на шоссы военные. Сначала они не отличались от обычной одежды, но уже на «Байёсском гобелене» мы видим, что, по крайней мере у королей, полоса кольчужной ткани уже закрывает ногу до колен спереди, а держится она на завязках сзади. Затем в XII веке появляются кольчужные шоссы. Их надевают поверх обычных из сукна. Но металл протирает сукно слишком быстро, поэтому появляются кожаные шоссы, на которые натягиваются кольчужные шоссы. Но кольчужные шоссы, равно как и кольчужный хауберк, имеют слишком уж непрезентабельный вид. Поэтому поверх хауберка надевают сюрко – кафтан с рукавами или без, а вот на ноги – ещё одни шоссы из ткани, поверх кольчужных шоссов на кожаной подкладке, надетых в свою очередь на льняные шоссы и такие же брэ!Что же касается чулок, то… они тоже были известны ещё в Древнем Египте, где их, однако, не шили, а вязали. В V в. вязание чулок процветает на Востоке и примерно в XI в. попадает в Европу, где до этого времени чулки шили из полотна и тонкой кожи. От шоссов они отличались длиной – немного выше колена, чтобы можно было закрепить их при помощи подвязок.
Эпоха Возрождения стала временем многих открытий. Не стала исключением и мода. Именно тогда появился такой предмет туалета, как кальце – узкие штаны-чулки из тонкого сукна или замши, подвязывавшиеся тесёмками. К ним также пришивали кожаные подошвы и носили как обувь. Крепили их к колету с помощью шнурков и петель. В 1500-1550 гг. на ногах знатные люди носят тонкие чулки из шерсти или шёлка. Поверх надевают о-де-шосс – короткие верхние штаны, похожие на тыквы или шарики. Кстати, именно кальце дали начало (и название!) кальсонам, которые были сначала вязанными. Ну а вязанные чулки, как это принято считать, первой в Англии надела королева Елизавета. В то время женские кальсоны шили из… золотой и серебряной парчи и дополняли шёлковыми чулками! Так что даже в неглиже женщина, по крайней мере внешне, продолжала оставаться всё той же знатной дамой!Ну а родиной вязаных чулок с вышитыми цветными вставками принято считать Испанию. В XVI в. изделия ценятся настолько высоко, что преподносятся английскому королю Генриху VIII в качестве дорогого подарка. Чулки относятся к предметам роскоши, их ношение ограничивается указами.
В 1589 г. гальвертонский магистр философии Уильям Ли изобретает первую вязальную машину, способную делать тысячу двести петель в минуту вместо ста при обычной ручной вязке. Механизм мог бы стать уникальным достижением своего времени, но королева Елизавета отказала мастеру в выдаче патента, так как считала связанные на такой машине чулки более грубыми, нежели сшитые из шёлка. Кроме того, королева была озабочена судьбой английских ремесленников, которые остались бы без работы, если бы производство чулок сосредоточилось в руках одного человека. Вскоре Ли представил машину для вязания уже шёлковых чулок, но снова не получает одобрения и уезжает во Францию. В Руане он основал тогда первую механизированную трикотажную мастерскую, где работали в основном ремесленники-протестанты, скрывавшиеся от гонений со стороны французов-католиков.Окончательное внедрение чулочной машины датируется 1656 г. Немалая заслуга в становлении машинного производства чулок принадлежит министру Кольберу, который создал в Булони мануфактуру, насчитывавшую двести трикотажных машин.
Изобретение круговой трикотажной машины, вяжущей полотно в виде трубы, имело место в конце XVIII в. во Франции. Начиная с этого времени ручные изделия практически выходят из употребления, так как машинное производство требовало гораздо меньших затрат при высокой скорости изготовления.Во время Великой французской революции длинные штаны практически полностью вытесняют чулки и кюлоты (короткие штаны до колен), но возрождаются в период наполеоновской империи вместе с придворным костюмом, а после 1815 г. мужчины обходятся одними носками и панталонами.В конце XIX в. появляются шёлковые дамские чулки, украшенные изящной вышивкой. По мере того, как укорачиваются юбки, чулки становятся всё более кокетливыми: модницы носят ажурные, кружевные чулки и чулки «в сеточку». После Первой мировой войны огромным спросом пользуются чулки из искусственного шёлка и синтетических волокон. В середине XX в. текстильная промышленность начинает выпускать нейлоновые колготки телесного цвета или цвета загара. Во второй половине XX в. на смену чулкам приходят колготки и носки.
В России чулки, несмотря на своё западное происхождение, получают восточное название — в переводе с татарского «чолгау» обозначает «портянки», «онучи». В XVI в. чулками на Руси называют и мягкую обувь. В XIX в. в русских деревнях распространяется странная мода на толстые ноги. Для достижения желаемого результата женщины натягивают по шесть пар шерстяных чулок, собирая их на ногах гармошкой, более бедные крестьянки обматывают ноги онучами, а поверх надевают чулки. Деревенские чулки, как правило, были чёрного и белого цвета, узоры сосредотачивались в нижней части. Уфимская и Самарская губернии славятся нарядными шерстяными чулками с самобытными разноцветными узорами, известными в народе под самыми необычными названиями: «писаные чулки», «куколки», «вороба», «восьминожка», «репья» и даже «подбодрящие паны».