Наемники made in USA
Любые межгосударственные союзы держатся либо на некой бизнес-стратегии, либо на почве идеологии. В первом случае типичными примерами являются картель ОПЕК, созданный исключительно с целью поддержания адекватных для стран-участниц цен на нефть, и Евросоюз, объединяющий прежде всего экономические интересы государств. Североатлантический альянс, известный как НАТО, создавался сугубо с целью противостояния странам социалистического военного блока, прежде всего СССР. Здесь была замешана политика, а значит, и идеология.
Поначалу в стане наших потенциальных противников все было распределено по полочкам. Несмотря на то, что страны НАТО должны были платить в общую кассу не менее 2% своего ВВП, основную долю расходов несли Соединенные Штаты. Однако в прошлом году американцы отдали союзу порядка 3,2% своего валового внутреннего продукта. Здесь ничего удивительного нет: роль лидера военно-политического союза подразумевает высокие траты. До поры до времени руководство США устраивало такое положение дел. С приходом к власти Дональда Трампа ситуация изменилась.
Как настоящий бизнесмен, президент США подошел к истории НАТО с калькулятором и выявил крупную недостачу дивидендов. Взять хотя бы Германию. В общую кассу немцы платят недостаточно. И ладно, были бы они управляемыми. Но они не желают адаптироваться к интересам старшего брата и впадают во все большую энергетическую зависимость от России. Определенным наказанием для немцев стал вывод из Германии более чем 12 тыс. солдат американской армии. Не хотите платить – оставайтесь со своим бундесвером один на один. С одной стороны, Германия лишилась части военного контингента, который, безусловно, добавлял политического веса государству, а с другой, у немцев появился стимул вкладывать ресурсы в собственную армию. У Берлина теперь будет моральное право продолжать свою линию минимального вклада в экономику Североатлантического альянса.
Такое противодействие бизнес-стратегии США оказывает не только Берлин. В Сеуле и Токио также резко сократили расходы на поддержание американской оборонки. Южная Корея, в которой базируется почти 30 тыс. военных Пентагона, в несколько раз сократила финансирование этого обременительного актива. А Япония отказалась от закупки дорогостоящей американской системы ПРО. Стоит напомнить, что Южная Корея скорее партнер Вашингтона, в то время как Япония, решившая на такую дерзость, с 1945 года фактически оккупирована армией США.
Пока откровенный шантаж, на который решился Дональд Трамп в Германии, получил свое продолжение в истории с Польшей. Вашингтон договорился с Варшавой о размещении контингента войск, общая численность которого может достичь в кризисные моменты 20 тыс. бойцов. Показательным в этой связи стало интервью польского генерала Вальдемара Скшипчака, которое он дал в середине лета порталу Do Rzeczy. Отвечая на вопросы, он, в частности, очень характерно описал американского президента:
Несмотря на мнение генерала Скшипчака, Польша открыла свои границы для войск армии США и готова оплачивать присутствие военных на своей территории. Фактически Трамп превратил свои силы в Европе в хорошо вооруженную и обученную армию наемников. Идеологические скрепы блока НАТО рассыпались: теперь все решает тот, кто больше заплатит.
Польские мотивы
Для Трампа успехи в платном развертывании войск на территории Польши имеют скорее тактический характер. Доходность такого актива будет сомнительна и позволит лишь покрыть операционные расходы на инфраструктуру, эксплуатацию вооружений и размещение личного состава. Президент США явно будет бравировать этим достижением в ходе предвыборной кампании осенью: как-никак заставил платить поляков за безопасность. А вот репутационные или стратегические потери для армии США и руководства гораздо важнее. Партнёрские геополитические отношения строятся на основе взаимовыгодного сотрудничества, но никак не на основе прямых платежей за присутствие военных. В мире создастся впечатление, что защиту и покровительство США можно просто купить, словно на аукционе. Военные под звездно-полосатым флагом превращаются в частную военную компанию имени Дональда Трампа. В этой связи все укрепляющийся дуэт России и Китая для многих стран третьего мира станет вполне достойным альтернативным партнером. Самое интересное, что фактическая покупка наемников из США не гарантирует руководству принимающей стороны защиту от «светоча мировой демократии». В случае неприемлемых для Вашингтона выпадов от той же самой Польши руководству недвусмысленно покажут на место в мировой табели о рангах. И подразделения вооруженных сил США на территории провинившегося в один момент станут оккупационным контингентом.
Польша не только согласна платить США за размещение наемников, но обязалась к 2024 году довести вклад в общую кассу НАТО до минимально возможных 2% ВВП. Похоже, в Североатлантическом альянсе не самым лучшим образом обстоят дела с бухгалтерией: как минимум две страны хронически не доплачивают в общий финансовый котел. По итогам сделки, которую в середине августа завизировали Анджей Дуда и Дональд Трамп, полякам с октября 2020 года достается передовое командование V корпуса Сухопутных войск США, центр боевой подготовки совместного использования в Дравско-Поморском воеводстве, эскадрилья дронов MQ-9, бронетанковая бригада в Жагань-Свентошуве и еще несколько менее значимых подразделений. Кроме этого, поляки намерены предоставить большие площади для проведения совместных военных учений.
Наличие вооруженных сил иностранного государства, пусть даже и дружественного, всегда подобно допингу. С одной стороны, окружающие ценят возросшие силу и способности, а с другой — развивается военно-политическая импотенция. Польша в данной ситуации выигрывает ненамного больше Соединенных Штатов, и большая часть дивидендов носит тактический характер. На какое-то время в Восточной Европе появится новый лидер, амбиции которого подкреплены военной мощью Пентагона. В сказки о нивелировании мифической российской угрозы американской броней и стволами никто уже не верит. Москва только в самых апокалиптических сценариях первой нападает на Польшу. Как, впрочем, и Польша на Россию. Варшава всегда может рассматривать наличие военных из-за океана (все-таки самая сильная армия мира) как очевидный козырь в борьбе за голоса избирателей. Американский солдат обеспечивает безопасность простого польского обывателя, пусть и задорого. А если всерьез рассматривать вывод войск США из Польши? Что тогда останется в рука у лидера Восточной Европы? Собственная армия, которая недополучила финансирование и российские войска на границе, раздраженные предприимчивостью Варшавы. Москва уже однозначно негативно высказалась по поводу кратного увеличения контингента военных США в Польше, официальная причина которого заключается в «сдерживании России». Поляки во избежание такого сценария будут в меру своих возможностей продолжать свою русофобскую линию поведения и вовремя оплачивать счета из Вашингтона. Американский истеблишмент, увлеченный снижением расходов за содержание зарубежных баз, будет продолжать дестабилизировать ситуацию в мире. В Европе — за счет явного усиления Польши, давнего политического оппонента Германии, а в других, менее развитых странах, — раскручивания антироссийской и антикитайской истерии. Не исключено, что Трамп в очередной раз обострит отношения с Северной Кореей: для Токио и Сеула в их финансовой несговорчивости нужны весомые аргументы. В борьбе за дивиденды все способы хороши!