Минувшие выходные стали богатыми на протестные акции. Наиболее безобидной стал митинг против учений НАТО, прошедший в Мадриде. Мероприятие собрало несколько сотен человек, которые достаточно мирно прошли по центральным улицам города до здания МИДа Испании, скандируя: «Нет войне, нет НАТО».
25 октября в Кишиневе, в палаточном городке, где уже месяц проходит бессрочная акция протеста, организованная «Нашей партией» и Партией социалистов, прошел митинг в поддержку Ренато Усатого. Митинг закончился пикетированием здания правительства и также обошёлся (на этот раз) без столкновений с полицией.
На другой же части европейского континента, в Черногории, развернулось, пожалуй, самое серьезное противостояние, не обошедшееся без насилия. События в этой балканской стране приняли настолько серьезный оборот, что некоторые эксперты заговорили о «цветном» характере всего происходящего.
И действительно, налицо одна и та же тактика действий.
Изначально мирный (или заявленный как мирный) протест без использования насилия постепенно переходит к вооруженным столкновениям в несколько этапов.
На первом проводятся акции, митинги и пикеты, которые убеждают людей в нелегитимности власти. Таким образом формируется антиправительственное движение. Далее происходят дискредитация силовых структур, забастовки и беспорядки. Если все это вовремя не прекратить, то события заканчиваются свержением власти.
Что мы видим в Черногории?
Протест в стране начался 27 сентября, когда сторонники «Демократического фронта» разбили палаточный лагерь перед зданием республиканского парламента. Основное требование протестующих заключалось в отставке кабинета министров и формировании временного правительства.
Что интересно, многие участвующие в акции также выступали простив вступления страны в НАТО, объявление о котором ожидается в декабре этого года. С этой точки зрения показательна дата начала протеста – аккурат после визита в страну главы НАТО Йенса Столтенберга.
Вступление в НАТО в качестве стратегической цели черногорские власти провозгласили в 2010 году. Инициатива практически сразу поляризовала общество. По данным июльских социологических опросов, за вступление в НАТО проголосовали бы, по данным агентства «IPSOS — Strategic Marketing», 47%, против — 43%; по данным «Damar», за — 44%, против — 40%. А 16 сентября, когда Парламент Черногории принял резолюцию о вступлении страны в НАТО, «за» на референдуме проголосовали бы 46,2% черногорцев, 37,2% — «против».
В течение 20 дней власти Черногории фактически закрывали глаза на акцию протеста, продлевая раз за разом разрешение на проведение митинга и игнорируя несанкционированные шествия. Однако 17 октября, после окончания срока очередного разрешения, не получив ответа от организаторов на просьбу прекратить протест, власти с помощью спецназа ликвидировали палаточный лагерь.
В ответ один из лидеров «Демократического фронта» Андрия Мадич после неудачной попытки захвата парламента провозгласил задачей номер один свержение правительства. Попытка насильственно прорваться к зданию черногорского парламента сопровождалась применением камней и бутылок, а со стороны МВД – дубинок и слезоточивого газа.
Таким образом, уже можно говорить о переходе событий в Черногории с первого, мирного этапа на этап постепенной дискредитации силовых структур. Уже 24 октября протестующие снова пытались штурмовать здание республиканского парламента, в результате чего пострадали 39 человек, из них 24 – гражданские лица.
Однако в событиях в Черногории есть одно очень существенное отличие по сравнению с другими «цветными революциями». Речь идет о пресловутых «печеньках».
Но стоит сразу оговориться: попытки подкупа участников акции протеста, поддержка их со стороны заинтересованных лиц – были. Чего стоит только раздача денег сторонниками «Фронта» (по этому поводу уже заведено уголовное дело) или запекание у стен парламента поросенка на вертеле.
Вопрос, скорее, о выгодополучателях данных событий. Традиционно считается, что «цветные революции» преимущественно организовывают США и Великобритания с целью свержения легитимных правительства. Но найти интерес этих двух стран в смене черногорской власти и срыве вступления Черногории в НАТО достаточно сложно.
Зато на первый взгляд это выгодно России, которая стремится не допустить расширения НАТО на восток. Именно поэтому премьер-министр Черногории Мило Джуканович практически сразу обвинил Москву в организации и поддержке антиправительственных выступлений, на что последовала жесткая реакция МИДа РФ:
«Глубокое недоумение вызвали голословные заявления премьер-министра Черногории Мило Джукановича, обвинившего Россию в провоцировании протестных выступлений в Подгорице, поощрении столкновений оппозиционных сил с полицией, — заявили в МИД РФ. — Ни одного конкретного факта мнимой российской причастности к взвинчиванию социальной напряженности в Черногории Мило Джуканович не представил, да и представить не мог, потому что таких фактов не существует».
По факту, вхождение Черногории, страны с населением в 700 тыс. человек, которая не имеет реальной боеспособной армии, в НАТО Россию должно волновать мало. Сотрудничество между странами никоим образом не касается военной сферы, поэтому препятствовать вступлению Черногории в Альянс и раскачивать лодку Российской Федерации смысла нет.
Однако можно посмотреть на ситуацию и с другой стороны: Черногория на данный момент имеет статус страны-кандидата на вступление в ЕС. Процесс интеграции страны в Союз начался достаточно давно, для того чтобы образовались устойчивые связи, необходимые всем участникам процесса.
Существует точка зрения, согласно которой Соединенным Штатам на данный момент очень нужна большая война в Европе. Именно по этой причине Штаты поддержали протесты на Украине, хотя по большому счету никаких интересов внутри этой страны не имели.
Но на сегодняшний день украинский конфликт принял характер тлеющего и постепенно сходит на нет. В связи с этим нельзя исключать, что протесты в Черногории – очередная попытка США создать в Европе очередную горячую точку.
Как бы то ни было, набирающее обороты противостояние между властями и оппозицией в этой стране заставляет еще раз вспомнить о пресловутых «цветных революциях» и государственных переворотах. Только с той разницей, что нынешние события уже фактически напрямую касаются НАТО и ЕС, выходя за пределы стран второго мира (бывший СССР и его союзники) и третьего мира (Ближний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка).
Государственные перевороты: статистика
В нынешнем мире не проходит ни одного года без очередного переворота, а интенсивность протестов все увеличивается. Но при этом последние 15 лет – самые спокойные за последние полвека.
Согласно подсчетам издания «Коммерсант», за последние 15 лет смена власти легитимным или не совсем легитимным путем совершалась 37 раз. В среднем выходит почти по 2,5 переворота в год. Это, безусловно, много, однако за период 1985–1999 гг. такое соотношение равняется уже 3,7 раз в год, за 1970–1984 гг. – 5,9.
Стоит отметить, что в русском языке нелегитимная смена власти может называться разными терминами: «переворот», «бунт», «революция», «путч». Однако смысловая нагрузка всех этих понятий в принципе одинакова – это резкая смена власти в государстве с нарушением действующих правовых норм и с применением или угрозой применения насилия. Термин «цветная революция» вошел в обиход только в XXI веке для обозначения ряда переворотов на территории бывшего СССР, однако большинство приемов цветных революций на самом деле не новы и их использование неоднократно имело место на протяжении XX века.
Наглядно количество переворотов по годам представлено на инфографике сверху и на рисунке:
Таким образом, дивный новый мир, в котором мы живем, можно назвать относительно спокойным – количество переворотов постепенно уменьшается. Но, с другой стороны, перевороты последних лет, к сожалению, в своей совокупности становятся все более кровопролитными:
Долгое время по числу жертв лидировали демонстрации студентов в Китае 1989 года, апогеем которых стали события на площади Тяньаньмэнь. Тогда погибли около 3000 человек, пострадали – 10 000.
Сейчас же больше всего погибших зафиксировано во время Сирийской революции – около 12 000 (а с учетом гражданской войны – 191 000 человек).
Именно поэтому подобным нелегитимным методам смены власти нужно искать инструменты противодействия. Как минимум – в рамках международного права и деятельности ООН.
А пока события в Черногории – еще один звоночек. И всем нам впору обеспокоиться. Из далекой Азии и Африки «цветные революции» все активнее перемещаются в центр европейского континента, захватывая все новые и новые страны. Даже несмотря на то, что общее их количество уменьшается.
Очень хочется верить, что своеобразное предсказание начальника Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил РФ, генерал-полковника Владимира Зарудницкого о расширении географии «цветных революций» в итоге останется несбывшимся.
Источник: http://politrussia.com