Во вторник в швейцарском горнолыжном курорте Давос в 50-й раз открылся Всемирный экономический форум. Вступительными речами гостей форума поприветствовали основатель ВЭФ Клаус Шваб и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен.
Как всё начиналось?
Всемирно известный теперь форум начинался в далёком январе 1971 года как сугубо европейское мероприятие. Тогда затрясло установленную после войны Бреттон-Вудскую международную систему денежных отношений и торговых расчётов.
Полетел новый «золотой стандарт» с его жёстко фиксированной ценой золота в долларах США, поплыли курсы валют, ранее твёрдо устанавливаемые государствами. Политики и руководители бизнеса растерялись, не зная, как действовать в новых условиях конкурентной борьбы.
Тогда-то швейцарский профессор Клаус Шваб предложил провести симпозиум для обсуждения возникшей проблемы. Под эгидой Комиссии европейских сообществ (сейчас — Европейская комиссия) в курортном Давосе собрались около 450 руководителей ведущих европейских компаний. Обсуждали перспективы мировой экономики и вырабатывали общую стратегию европейского бизнеса. Отсюда и первое название Давоса – Европейский форум менеджмента.
После того, как мировой бизнес освоился в новых реалиях и выработал новую систему отношений (не государства, а рынок диктует всё, включая курсы валют), закреплённую на конференции в Ямайке в 1976 году, в Давос со всего света потянусь «акулы капитализма».
Начиналась эпоха глобализации мировой экономики. В тихих апартаментах курортного отеля решались важнейшие вопросы бизнеса и политики, главный из которых – «Глобальная конкурентоспособность». Доклад под таким названием специалисты форума впервые подготовили в 1979 году. С тех пор этот документ стал ежегодным, а мероприятие в Давосе получило статус международного, что окончательно закрепилось в его названии в 1987 году.
«Ярмарка тщеславия»
С годами ВЭФ стал своеобразным инкубатором глобальных инициатив, часто далёких от экономики. Так в повестке Давоса появились «Доклад о глобальном гендерном разрыве», инициативы в области здравоохранения (борьба с ВИЧ/СПИДом, туберкулезом, малярией), экологии (на нынешнем Давосе в центре внимания «хит сезона» – активистка Грета Тунберг из Швеции). Форум стал пестовать «Молодых глобальных лидеров» и пр.
Новая повестка привлекла внимание многих политиков, чиновников высокого ранга. Они теперь стали завсегдатаями ВЭФ. В этом году, например, из трёх тысяч участников форума их почти половина. В Давосе сейчас главы 53 государств и правительств, руководители международных организаций, в том числе – генсек ООН Антониу Гутерриш, глава МВФ Кристалина Георгиева, президент США Дональд Трамп, президент Франции Эммануэль Макрон, канцлер ФРГ Ангела Меркель, президент Эквадора Ленин Морено.
Имя эквадорского лидера вызвало в мировых СМИ некую экзальтацию. Они запестрили ироничными заголовками.
Чётвертая революция по Швабу
Для лидеров бизнеса Давос по-прежнему важен. Он даёт возможность за одну поездку встретиться с большим числом коллег. Кроме того, обговорить новые приёмы использования финансовых ресурсов, транснационального взаимодействия и т.д.
Ведь принципы слияния и поглощения компаний, использования вторичных ценных бумаг по долговым обязательствам и прочих инструментов пополнения карманов толстосумов мира родились именно в Давосе. Хотя такие темы особо и не афишируются.
Однако эти новации глобального бизнеса уже несколько раз прилично тряхнули мир. Потому в последние годы форумы сопровождаются активными протестами антиглобалистов. Их нынешние акции сдерживают сегодня 5000 швейцарских военнослужащих и тысячи полицейских.
Основатель ВЭФ в Давосе Клаус Шваб осознал, что форум теряет свою былую ценность, и решил оживить его новыми инициативами. В 2016 году Шваб объявил о наступлении «Четвёртой промышленной революции», основанной на трансгуманизме.
Этот термин пришёл к нам из «Божественной комедии» Данте. Перерос в философскую концепцию, а потом и в международное движение, поддерживающее использование достижений науки и технологий для улучшения возможностей человека, чтобы устранить его страдания, болезни, старение и смерть.
Шваба заинтересовала идея трансгуманистов о конвергенции (сближении) биологических, информационных, познавательных и нанотехнологий. Так у форума в Давосе появился новый смысл, пока ещё не до конца осознанный и тем более – реализованный.
В новую концепцию Шваба из нынешней программы площадки «Русского дома» отчасти вписывается сессия «Квантовые вызовы будущего» и деловой завтрак с темой «Личная трансформация в цифровую эпоху». В остальном – типичные для Давоса тусовочные страдания вроде дискуссии «Способна ли культура быть драйвером уважительных отношений России и Запада» или сессии «Неравенство, как барьер для экономического роста».
Российскую делегацию на форуме возглавляет экс-министр экономического развития Максим Орешкин. Высоким представительством Россия балует Давос не часто. Владимир Путин был на форуме один раз – в 2009 году. Дмитрий Медведев ездил в Давос трижды.
Большого прока от этих поездок не было. Так, себя показали – людей посмотрели. На самом деле, форум в Давосе теряет свою значимость. Мировая экономическая повестка уверенно ушла на поля саммита «Большой двадцатки», часто и вовсе решается в одиночку. Советоваться друг с другом у нынешних финансово-политических элит стало чуть ли не моветоном, а торговые войны с санкционными боями идут практически по всему миру. Сам же форум из площадки для принятия важных экономических решений превратился, по большому счёту, в тусовку миллионеров и миллиардеров, одни наручные часы и украшения которых могли бы содержать пару-тройку стран Азии и Африки на протяжении достаточно длительного времени.