До второй половины 1960-х годов основу ядерной мощи США составляли стратегические бомбардировщики. Однако массовое развертывание в СССР зенитных ракетных комплексов средней и большой дальности, а также перевооружение истребительной авиации на сверхзвуковые перехватчики сделали прорыв американских бомбардировщиков к целям, расположенным в глубине советской территории, крайне сложной задачей. В связи с этим высшее военно-политическое руководство США было вынуждено пересмотреть концепцию ядерного планирования. Стремительный прогресс советских средств ПВО и масштабное производство в Советском Союзе межконтинентальных баллистических ракет привели к тому, что ставка была сделана на подводные атомные стратегические ракетоносцы и баллистические ракеты шахтного базирования. Хотя роль и возможности стратегических бомбардировщиков как средства первого удара резко снизились, они до сих пор являются частью американской ядерной триады.
Структура дальней бомбардировочной авиации ВВС США
Почти все летающие американские дальние бомбардировщики B-52Н Stratofortress, В-1В Lancer и В-2А Spirit эксплуатируются в составе 8-й воздушной армии, которая находится в подчинении Командования глобальных ударов ВВС США и Стратегического командования ВС США. Штаб 8-й воздушной армии дислоцирован на авиабазе Барксдейл в штате Луизиана.
В составе объединения находится пять действующих и два резервных бомбардировочных авиационных крыла. В резервных авиакрыльях осуществляется обучение лётного и технического состава Воздушной национальной гвардии.– Авиабаза Барксдейл, штат Луизиана: 2-е бомбардировочное крыло (B-52H) и 307-е резервное бомбардировочное крыло.– Авиабаза Минот, штат Северная Дакота: 5-е бомбардировочное крыло (B-52H).– Авиабаза Уайтмен, штат Миссури: 509-е бомбардировочное крыло (B-2A) и 131-е резервное бомбардировочное крыло.– Авиабаза Даейсс, штат Техас: 7-е бомбардировочное крыло (B-1B).– Авиабаза Элсуорт, штат Южная Дакота: 28-е бомбардировочное крыло (B-1B).
Дальний бомбардировщик Boeing B-52H Stratofortress
Уже почти 60 лет «рабочей лошадкой» американской дальней бомбардировочной авиации является Boeing B-52 Stratofortress. Выпуск самолетов оставшейся на вооружении модификации В-52Н завершился в октябре 1962 года. Но, несмотря на почтенный возраст и участие в ряде конфликтов, их планируется использовать как минимум до конца 2030-х годов. Это стало возможно благодаря большому запасу прочности и ряду последовательно реализованных ремонтно-восстановительных и модернизационных программ.
В настоящее время «стратосферная крепость» является самым крупным и тяжелым действующим боевым самолётом ВВС США. Размах крыла В-52Н составляет 56,39 м, длина самолёта – 49,5 м. Масса пустого бомбардировщика – около 83 т, максимальная взлетная масса – 221 т. Топливные баки могут принять более 181 000 литров авиационного керосина. Максимальная боевая нагрузка достигает 27,2 т. Экипаж – 5 человек. На большой высоте В-52Н способен лететь со скоростью 1 050 км/ч. Крейсерская скорость – 845 км/ч. Практический потолок – 15 км. Боевой радиус без дозаправки – 7 200 км, перегоночная дальность полёта – более 16 000 км. Система дозаправки в воздухе даёт возможность существенно увеличить дальность полёта и время нахождения на боевом дежурстве.
В составе ВВС США, в Воздушной национальной гвардии и в резерве имеется почти четыре сотни воздушных танкеров KC-135R/T Stratotanker, KC-10A Extender и KC-46A Pegasus. При необходимости часть этих самолётов-заправщиков может быть задействована в интересах дальней авиации.
В годы холодной войны американские бомбардировщики патрулировали вдоль границ СССР с ядерным оружием на борту, что, в случае получения приказа о нанесении удара, позволяло многократно сократить подлётное время. Однако после ряда аварий и катастроф, приведших к потере термоядерных бомб, боевое дежурство в воздухе прекратили. Несмотря на очень солидный возраст «стратосферные крепости», эксплуатируемые в строевых подразделениях, вполне в состоянии справиться с поставленными задачами. Командование ВВС уделяет большое внимание поддержанию этих дальних бомбардировщиков в рабочем состоянии и совершенствованию бортового радиоэлектронного оборудования. Потребность в запасных частях покрывается «каннибализмом» самолётов, находящихся на хранении в Девис-Монтан.На всех самолётах, предназначенных для выполнения боевых миссий, во второй половине 1990-х были удалены кормовые 20-мм оборонительные артиллерийские установки. Вместо пушек бомбардировщики оснастили весьма мощными и продвинутыми системами постановки радиоэлектронных и оптических помех, что в какой-то мере должно компенсировать большую радиолокационную заметность, сравнительно низкую скорость и маневренность самолёта, спроектированного в середине 1950-х. Бомбардировщики В-52Н способны нести весьма разнообразное авиационное вооружение, в том числе свободнопадающие и корректируемые авиабомбы, крылатые ракеты с конвенционными боевыми частями и морские мины.
Но коль уж мы рассматриваем В-52Н как элемент американской ядерной триады, подробней остановимся на ядерных боеприпасах.Наибольшую опасность представляют бомбардировщики, вооруженные крылатыми ракетами AGM-86В ALCM с термоядерной боеголовкой W80–1 мощностью от 5 до 150 кт. С 1982 по 1986 год корпорация Boeing выпустила более 1 700 ракет AGM-86B.
Масса снаряженной ракеты – 1 450 кг. Дальность в зависимости от высоты и профиля полёта составляет 2 200–2 800 км. Крейсерская скорость полёта – около 850 км/ч. Ракеты AGM-86В оснащены аппаратурой TERCOM, сопряженной с приёмниками спутниковой навигационной системы GPS. Хотя, согласно договору о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений, дальний бомбардировщик В-52Н считается носителем одного ядерного заряда, в перегруз он может принять до 20 ракет AGM-86В. Однако для сохранения приемлемой дальности полёта, даже с дозаправкой в воздухе, больше 12 ракет не подвешивают.
Большая часть КР AGM-86B находится в эксплуатации почти 40 лет. Однако крылатые ракеты воздушного базирования с термоядерными боеголовками до сих пор являются серьёзной угрозой, и сбрасывать их со счетов не стоит. Весьма приличная дальность позволяет запускать ракеты, не входя в зону действия ПВО, а способность совершать полёт на предельно малой высоте затрудняет обнаружение наземными РЛС.
В 2012 году Министерство обороны США заявило о продлении сроков эксплуатации КР AGM-86B до 2030 года. Для этого 550 имеющихся крылатых ракет воздушного базирования прошли через программу продления жизненного цикла. Ожидается, что новая крылатая ракета поступит на вооружение в 2027 году.
Все дееспособные бомбардировщики В-52Н (примерно 20 самолётов), приспособленные для КР AGM-86B, размещены на авиабазе Минот в Северной Дакоте. В 300 м к северу от авиационных стоянок находится подземное хранилище боеголовок и ракет, на этой территории также возведены здания, где осуществляется предполётная подготовка ракет.
Остальные В-52Н, формально не являющиеся носителями крылатых ракет воздушного базирования, на постоянной основе приписаны к авиабазе Барксдейл, в штате Луизиана.Эти бомбардировщики способны нести термоядерные бомбы мощностью от 10 до 340 кт: В61–7 и В61–11. Теоретически в арсенале американских стратегических бомбардировщиков В-52Н также могут иметься термоядерные бомбы В83–1, но командование ВВС США заявило, что они больше не используются на самолётах этого типа.
В перспективе на стратегических бомбардировщиках В-52Н свободнопадающие бомбы В61–7 планируется заменить корректируемыми В61-12 с регулируемой мощностью взрыва: 0,3, 1,5, 10 и 50 кт. Однако бомбы В61–11, предназначенные для борьбы с хорошо защищёнными подземными объектами, останутся на вооружении. Безусловно, крупный дозвуковой бомбардировщик с большой ЭПР в настоящее время не имеет шансов прорвать развитую систему противовоздушной обороны России или Китая. Однако во время ядерной войны, когда управление войсками ПВО будет нарушено, а многие радиолокационные посты выйдут из строя, бомбардировщики В-52Н могут быть эффективно задействованы во второй волне, для уничтожения уцелевших критически важных целей. Таких как шахтные пусковые установки, из которых не произошел запуск МБР, места базирования ПЛАРБ, аэродромы, командные центры, крупные базы хранения вооружения и военной техники.
Малозаметный дальний бомбардировщик В-2А Spirit
К середине 1970-х основная территория СССР на средних и больших высотах контролировалась радиолокационным полем, а большая часть административно-промышленных центров и все стратегически важные объекты были прикрыты истребителями-перехватчиками и зенитными ракетными комплексами. В сложившихся условиях командование ВВС США инициировало программу создания малозаметного для радиолокаторов и в тепловом спектре дальнего бомбардировщика, построенного по схеме «летающее крыло», с отсутствием вертикального оперения. В июле 1989 года совершил первый полёт двухместный дальний бомбардировщик В-2А Spirit, созданный компанией Northrop Grumman.
Первоначально планировалось построить 132 бомбардировщика. Но из-за окончания холодной войны и чрезмерно высокой стоимости (более $2 млрд за единицу) американский конгресс заблокировал программу, и с учётом головной машины удалось выпустить 21 самолёт. Максимальный взлётный вес бомбардировщика составляет 170 600 кг. Длина – 21 м. Размах крыла – 52,4 м. Максимальная скорость на высоте 12 000 – 1 010 км/ч. Крейсерская скорость – 900 км/ч. Боевой радиус без дозаправки – до 6 000 км. На первом этапе в двух внутренних бомбоотсеках могла быть размещена боевая нагрузка массой 22 700 кг, после модернизации она увеличена до 27 000 кг.
Бомбардировщики В-2А способны нести широкий спектр авиационного вооружения, предназначенного для поражения наземных и надводных объектов. Помимо свободнопадающих бомб, используемых для площадных ударов, против точечных хорошо защищённых целей могут применяться корректируемые бомбы AGM-154 JSOW и JDAM, а также крылатые ракеты AGM-158 JASSM.
В стратегических миссиях в В-2А может быть загружено 16 бомб В61-11 или такое же количество B83-1. Обращает на себя внимание то, что малозаметные бомбардировщики являются носителями термоядерных свободнопадающих бомб, в основном предназначенных для борьбы с заглублёнными и укреплёнными железобетоном целями. В-2А в настоящее время – это единственные в ВВС США носители термоядерных бомб В83-1 мощностью 1,2 Мт. Девятнадцать бомбардировщиков B-2А приписаны к авиабазе Уайтмен, штат Миссури, и находятся в составе 509-го бомбардировочного авиакрыла 8-й воздушной армии Командования глобального удара. Это авиакрыло является единственным в США постоянно действующим подразделением, на вооружении которого имеются самолёты B-2А. Один В-2А разбился в феврале 2008 года. Ещё один малозаметный бомбардировщик приписан к 412-му испытательному крылу на авиабазе Эдвардс и используется в разного рода испытательных программах. Согласно последним данным, в боеготовом состоянии в настоящее время находятся 16 самолётов В-2А.
Хотя количество «стелс»-бомбардировщиков невелико, они всё же представляют реальную опасность. В открытых источниках приводятся различные значения ЭПР В-2А (0,02–0,1 м²), однако реальные характеристики заметности этого самолёта являются одним из самых хорошо охраняемых секретов, и в ходе тренировочных полётов «невидимки» обычно летают с включёнными транспондерами и линзами Люнеберга. Также следует понимать, что для радиолокаторов, работающих в разных частотных диапазонах и использующих различные методы обработки сигналов, дальность тоже будет разной. Наибольшим потенциалом для своевременного обнаружения В-2А обладают РЛС метрового диапазона. Сейчас в наших войсках ПВО наиболее распространены новые станции семейства «Небо» и модернизированные РЛС П-18. Также дежурство до сих пор несут РЛС 5Н84А. Большим недостатком перечисленных станций дежурного режима являются значительные геометрические размеры вращающихся антенн, что повышает их визуальную заметность и сильно затрудняет перебазирование. Кроме того, П-18 и 5Н84А – это двухкоординатные РЛС, и для точного определения координат цели в паре с ними должен работать радиовысотомер. Некоторые источники утверждают, что и у станций метрового диапазона дальность обнаружения В-2А, летящего на средней высоте, падает примерно на 25–30 %. При маловысотном профиле полёта дальность обнаружения ухудшается в разы. Лучше всего «невидимость» В-2А работает против наиболее распространенных в войсках ПВО РЛС сантиметрового и дециметрового частотных диапазонов. Бомбардировщик В-2А не просто так имеет сомнительную славу самого дорогого на данный момент боевого самолёта. Помимо «стелс» покрытия и особой формы планера, его возможности в части прорыва ПВО противника обеспечиваются передовым бортовым радиоэлектронным оборудованием и возможностью полёта в тёмное время суток на малой высоте. В состав БРЭО входит многорежимная РЛС AN/APQ-181, способная просматривать земную поверхность в секторе до 240 км. На самолёте установлены многочисленные пассивные датчики для обнаружения различных угроз, а также системы постановки помех.
В связи с тем, что в отношении B-2А действует особый режим секретности, а «стелс-покрытие» чувствительно к длительному нахождению под солнцем, большую часть времени малозаметные бомбардировщики проводят в ангарах на авиабазе Уайтмен.Для поддержания необходимого уровня квалификации лётного состава самолёты В-2А регулярно совершают учебно-тренировочные полёты в ночное и дневное время, как над территорией США, так и за границей. В 2016 году один B-2А был сфотографирован со спутника в воздухе в полёте над штатом Миссури.
Иногда на спутниковые снимки попадают моменты, которые ВВС США стараются избегать. Так, в базе общедоступного ресурса Google Earth имеется фотография бомбардировщика В-2А, выкатившегося в середине сентября 2021 года за пределы взлётно-посадочной полосы. Согласно информации, опубликованной телеканалом Fox News, самолёт совершил аварийную посадку, был повреждён, но пригоден к восстановлению.
На снимке видно, что рядом с самолётом находятся машины аварийных служб, а воздухозаборники и сопла двигателей залиты противопожарной пеной.Летом 1985 года ВВС США приступили к освоению бомбардировщика В-1В Lancer. Этот самолёт с крылом изменяемой стреловидности рассматривался как временная замена бомбардировщику В-2А, создание которого сильно затянулось. До середины 1988 года заказчику было передано 100 бомбардировщиков. Бомбардировщик В-1В оказался проблемным в эксплуатации. Всего в лётных происшествиях потеряно 10 самолётов.
Сверхзвуковой дальний бомбардировщик В-1В Lancer
Сверхзвуковой В-1В спроектирован на базе не принятого на вооружение бомбардировщика В-1А, отказ от которого произошёл в 1977 году. По сравнению с первой, не принятой на вооружение модификацией, максимальная скорость полёта В-1В на большой высоте снизилась с 2 300 км/ч до 1 335 км/ч. Напротив, при выполнении маловысотных бросков скорость возросла с 970 до 1 126 км/ч. Снижение скоростных характеристик при высотном полёте связано с ограничениями, налагаемыми конструктивными элементами, предназначенными для уменьшения радиолокационной заметности самолёта. Увеличение максимальной скорости на малой высоте должно было помочь при прорыве ПВО. Максимальный взлётный вес В-1В по сравнению с В-1А возрос на 35,5 т, и достигает 216 365 кг. При этом тяговооруженность упала с 0,174 до 0,122. Максимальный размах крыла B-1B – 41,67 м. Длина – 44,81 м. Экипаж – 4 человека.
Максимальная боевая нагрузка бомбардировщика В-1В, способная поместиться в бомбоотсеках, составляет 34 000 кг, ещё 26 600 кг бомб и крылатых ракет может быть подвешено на внешних узлах. Боевой радиус без дозаправки – 5 440 км.
На пике численности в середине 1990-х бомбардировщики В-1В, приписанные к Боевому авиационному командованию, размещались на 4 авиабазах, расположенных на территории США. Сейчас, если не брать в расчёт несколько бомбардировщиков, имеющихся в лётно-испытательных центрах на авиабазах Неллис и Эдвардс, все В-1В приписаны к авиабазам Элсуорт и Даейсс.
В рамках реорганизации ВВС США, объявленной в апреле 2015 года, самолеты B-1B строевых авиакрыльев были переведены из Боевого авиационного командования (тактического) в Командование глобальных ударов (стратегическое). При этом американцы заявляют о «неядерном» статусе дальних бомбардировщиков В-1В. В рамках договора о сокращении стратегических наступательных вооружений к 2011 году все В-1В были лишены возможности подвески крылатых ракет с ЯБЧ. Однако нет особых технических препятствий для того, чтобы приспособить имеющиеся в эксплуатации бомбардировщики для доставки термоядерных бомб В61. В феврале 2021 года командование ВВС США объявило о выводе из эксплуатации 17 B-1B, в результате чего в строю останется 45 самолетов. Четыре самолёта будут храниться в состоянии, позволяющем при необходимости быстро вернуть их в строй. Полностью отказаться от использования этих бомбардировщиков американские военные планируют к 2036 году.
Базы американских дальних бомбардировщиков за пределами континентальной части США
В годы холодной войны американские дальние бомбардировщики часто использовали зарубежные базы для дозаправки, обслуживания и отдыха экипажей. Это позволяло не гонять каждый раз самолёты через океан и сократить подлётное время к цели.После распада СССР и снижения градуса международной напряженности американские бомбардировщики были редкими гостями в Европе. Однако в последние несколько лет их визиты возобновились, что, безусловно, является дестабилизирующим фактором.
Чаще всего дальние бомбардировщики В-52Н, В-1В и В-2А совершают посадку на британской территории. Они замечены на авиабазах Леухарс (восточное побережье Шотландии), Фэрфорд (графство Глостершир) и Милденхолл (графство Суффолк).
На авиабазе Милденхолл на постоянной основе размещены заправщики КС-135R 100-го авиакрыла, которые должны обеспечивать действия американских дальних бомбардировщиков в Европе.На британской авиабазе передового развёртывания Фэрфорд для В-52Н, В-1В и В-2А имеется вся необходимая инфраструктура. В частности, для «невидимок» B-2А здесь недавно построены специальные ангары с контролируемым микроклиматом, необходимые для поддержания целостности их радиопоглощающего покрытия.
Помимо британских авиабаз, бомбардировщики ВВС США недавно совершали посадки на авиабазах в Кефлавике (Исландия), Лажеш (примерно в 1,6 тыс. км к западу от Лиссабона, Азорские острова, Португалия), Эрланн (в 50 км северо-западнее г. Тронхейм, Норвегия).На Ближнем востоке основным местом развёртывания дальних бомбардировщиков является американская авиабаза Эль-Удейд в Катаре.
Тихоокеанский регион Командование глобальных ударов контролирует с авиабазы Андерсен на острове Гуам.Это очень крупная авиабаза, с двумя бетонированными ВПП длиной 3 413 м и 3 208 м, где на постоянной основе находятся воздушные танкеры и регулярно в рамках стратегии «проецирования силы» размещаются бомбардировщики В-52Н, В-1В и В-2А.
Примерно в 1,5 км юго-западней от взлётно-посадочной полосы находится хранилище авиационных боеприпасов. Согласно официальным данным, ядерное оружие здесь не хранится, но в то же время для этого имеются все условия. В интересах американской бомбардировочной авиации на Дальнем Востоке в случае необходимости могут быть задействованы многочисленные самолеты-заправщики, дислоцированные в Сингапуре, на Окинаве и Аляске. Это обеспечивает стратегическим бомбардировщикам практически неограниченную дальность полёта.
Состояние и перспективы развития дальней бомбардировочной авиации США
Согласно справочным данным, по состоянию на 2021 год в строю имелось 57 В-52Н, 19 «невидимок» В-2А и 45 сверхзвуковых бомбардировщиков В-1В с изменяемой геометрией крыла. Для сравнения: согласно открытым источникам, в России имеется 55 стратегических турбовинтовых ракетоносцев Т-95МС6/16/МСМ и 13 сверхзвуковых Ту-160/М. Если судить по информации, публикуемой в иностранных СМИ, то ВВС США испытывают определённые сложности с эксплуатацией самолётов дальней авиации. В боеготовом состоянии находится не более 70 % от всего парка тяжелых бомбардировщиков.
Часть самолётов В-1В и В-52Н проходят ремонт и модернизацию в Центре продления жизненного цикла на авиабазе Тинкер в штате Оклахома, а один В-2А восстанавливают после аварии на авиабазе Уайтмен.Несколько тяжелых бомбардировщиков задействовано в различных исследовательских и испытательных программах и как носители ядерного оружия не учитываются. В частности, одна «стратосферная крепость» используется для воздушного старта гиперзвуковых ракет. Судя по всему, в ближайшее десятилетие количество американских дальних бомбардировщиков будет соответствовать современному уровню. В то же время можно констатировать, что ВВС США не в состоянии заметно нарастить парк, введя в строй самолёты, находящиеся в резерве. Выведенные из эксплуатации сверхзвуковые В-1В будут использоваться как источник запчастей, и в строй в самом лучшем случае можно вернуть лишь несколько машин, а пригодных для восстановления В-52Н, находящихся на хранении, вообще не осталось.
На спутниковых снимках видно, что дальние бомбардировщики B-52H и В-1В, имеющиеся в центре хранения авиационной техники Девис-Монтан, по большей части находятся в процессе разборки.После 2036 года все стоящие на вооружении американские тяжелые бомбардировщики должны быть заменены малозаметным дозвуковым бомбардировщиком В-21 Raider, создаваемым сейчас компанией Northrop Grumman. Всего планируется построить не менее 149 самолётов.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!