Но все-таки как обстоит ситуация с другими, менее знаменитыми промышленными предприятиями «нэзалэжной»? Возможно, там не все так уж плохо и вместо закрывающихся заводов и фабрик появляются новые, более современные? Оговорюсь сразу: предметом данного краткого и не претендующего на всеобъемлющий характер исследования будут предприятия, не имеющие отношения к военно-промышленному комплексу Украины (вернее, тому, что от него осталось). Поговорим о вещах сугубо гражданского характера.
Следует объективно признать: дело с ними обстоит не так плохо, как с предприятиями ВПК. Намного хуже… Если военпром какое-то время еще мог рассчитывать на поддержку государства или поступающие от него заказы, то в мирной сфере произошла грабительская приватизация, превратившая многие процветавшие в советское время заводы в помещения для ТРЦ или офисных комплексов, а большинство – в груды развалин. Относительно повезло предприятиям, оказавшимся в руках местных олигархов, какое-то время поддерживавших их деятельность. В основном это относилось к металлургической, химической и некоторым другим отраслям.
Тем не менее, новые хозяева, стремившиеся по максимуму выжать прибыль из доставшихся им за бесценок объектов народного хозяйства, в их модернизацию и усовершенствования вкладывать не желали ни копейки, что в конечном итоге привело абсолютное большинство этих предприятий к убыточности и разорению. Именно такая судьба постигла, к примеру, колоссальный машиностроительный комплекс «Азовмаш». В него входили предприятия «Азовэлектросталь», «Полтавхиммаш», а также расположенные в Мариуполе термический завод и завод тяжелого машиностроения, выпускавшие железнодорожные вагоны, заправщики, шахтное и проходческое оборудование, строительные краны. В настоящее время все эти предприятия находятся на грани закрытия. Ведутся разговоры о том, что их оборудование остается только «порезать на металл».
Наиболее, пожалуй, разрушительной независимость оказалась для автомобилестроительной отрасли Украины. Запорожский автомобильный завод, выпускавший машины, бывшие воистину народными в СССР, признан банкротом и выставлен на торги еще в прошлом году. А ведь каких-то пятнадцать лет назад он выпускал сотни тысяч единиц продукции… Такая же судьба постигла Луцкий и Кременчугский автомобильные заводы, завод «Черкасский автобус», Львовский автобусный завод (ЛАЗ), Киевский завод электротранспорта, выпускавший троллейбусы и трамваи, Киевский мотоциклетный завод, а также многие предприятия аналогичного профиля.
Грезившая статусом «аграрной сверхдержавы» и собиравшаяся кормить чуть ли не полмира «нэзалэжная» умудрилась полностью угробить производство сельскохозяйственной техники. Разорены и прекратили свое существование Днепропетровский комбайновый завод, завод сельскохозяйственной техники «Львовсельмаш». Собственно, в пищевой и перерабатывающей промышленности дело обстоит примерно так же. Приказали долго жить Киевский завод безалкогольных напитков «Росинка», Лохвицкий и Оржицкий сахарные заводы, Троицкий маслодельный завод, Баливский комбинат хлебопродуктов. И даже Ровенская спичечная фабрика… Это все, заметьте, за какие-то пару-тройку последних лет. Список за все годы независимости не поместится ни в одну публикацию.
Что же до новых предприятий… Да, они открываются. Однако прежде чем проявлять по данному поводу оптимизм ознакомимся со списком заработавших на Украине за последнюю пятилетку предприятий. Завод Allseeds в г. Южном Одесской области занимается экстракцией растительного масла и его перевалкой в местном порту. Завод «Украинские лесопилки» в г. Костополе Ровенской области. Ну, тут все ясно из названия: несмотря на статус, «завод» большая лесопилка и есть. Неплохо развивается фармацевтическая отрасль: принадлежащие к ней заводы фирмы «Euro Pharma International», «Биофарма» и еще один, расположенный в Белой Церкви, открылись в Киевской области.
Не менее успешно осваивают в «нэзалэжной» производство биогаза: соответствующие предприятия заработали в той же Киевской области (в количестве двух штук), в Ивано-Франковской и Львовской областях. Открыт ряд предприятий, чей род деятельности туманно именуется «производством комплектующих для автомобилей» или «кабельно-проводниковой продукции». По имеющимся данным, очень маленькие «отверточные» производства. Ну, и безусловным индустриальным прорывом можно считать то, что в Мене Черниговской области заработал завод полуфабрикатов для изготовления картофеля фри, способный переработать до 100 тысяч тонн корнеплодов в год.
Как видим, из республики СССР, имевшей один из наиболее мощных в стране промышленных потенциалов и способной обеспечить себя и другие республики продукцией едва ли не всех отраслей, Украина превратилась в территорию, где работают исключительно предприятия по переработке сельскохозяйственного сырья или того же леса. Ее полная деиндустриализация, по сути, завершена.