Объявленный на днях официальный отказ Ирана признать российской территорией Крым, Донбасс, Херсонскую и Запорожскую области обусловлен сразу несколькими причинами. Но в первую очередь тем, что Тегеран в ожидании возобновления небезызвестной «ядерной сделки» не хочет провоцировать дальнейшее антииранское санкционное давление Запада. Страны, недружественные России, в настоящее время заняты беспринципной зачисткой политического и экономического пространства для тех, кто в той или иной сфере проявляет хотя бы относительную лояльность или терпимость к Москве.С такими странами, как например члены БРИКС, это не проходит, трудно и с Турцией или Венгрией. А вот на Тегеран давить, оказывается, очень даже можно. И ведь никого в Иране никто особо за язык не тянул, и Москва не ставила признание Крыма и четырёх новых областей РФ в качестве условия Тегерану по части экономической интеграции.Этот процесс, как известно, в последние несколько лет быстро набирал обороты, причём не только в отношениях Ирана с Россией, но и с её партнёрами по ЕАЭС и иным интеграционным структурам. Тем не менее нажим на Иран оказался возможным – не исключено, что как раз из-за активного взаимодействия Тегерана с Москвой.
За язык никто не тянул
Проблемы с памятью
Хотя иранцы, видимо, забыли, что СССР в 1971 году хладнокровно признал включение Ираном в том же году в свой состав трёх бывших британских островов на стыке Индийского океана и Персидского залива. Что поныне позволяет Тегерану контролировать практически всю акваторию Персидского Залива и Ормузский пролив – эти морские ворота в Индийский океан... В связи с иранским демаршем отметим, что на евроазиатский транзитный коридор «Север – Юг» (РФ – Азербайджан – Иран – Индия) пока не распространяются западные антииранские санкции. Но хотя данный проект и реализуется, однако с каждым годом всё медленнее. Так, подпроект стыковочной североиранской железнодорожной линии Решт –порт Астара – всего лишь 165 км – до сих пор не реализован. Интересно, что строительство здесь началось ещё в начале 2010-х годов, когда пресс санкций против Ирана, и уж тем более – против России, был намного слабее. Только в середине января 2023 года стороны договорились ускорить строительство этого участка.Однако под проектом нет никакой финансовой опоры – источники его финансирования (примерно 800 млн евро в текущих ценах) до сих пор официально не объявлены. Дело в том, что эта линия сориентирована на рост объемов международного грузового транзита в направлении на Азербайджан – РФ (и в обратную сторону).
Санкции против РФ и Ирана, как полагают в Тегеране, могут распространиться на весь коридор «Север – Юг», если будет построена упомянутая линия Решт – Астара. Тем более что ещё с 1997 года действуют санкции США против давнего проекта судоходного канала «Каспий – Персидский залив» (РФ – Иран). Поэтому крайне перспективный и заведомо интеграционный проект не реализуется. С середины 2010-х гг. действуют и санкции США против экспорта иранской нефти. Очевидно, что эти факторы прямо или косвенно затрудняют более активное ирано-российское сотрудничество. В этой связи Иран с 2022 года форсирует формирование примыкающего, притом внесанкцинного, железнодорожного коридора КНР – Пакистан – Иран – Турция, с ответвлениями из южной Турции к портам Сирии (Тартус, Банияс) и через Сирию – к портам Ливана (Сайда, Триполи). К настоящему времени действует около 70 % общей протяженности столь масштабного коридора, причём не меньше 60 % финансирования здесь предоставлено КНР – в виде государственных и коммерческих кредитов на льготных условиях. Плюс к тому, Иран вместе с Ираком формируют свою часть железнодорожного и параллельного нефтепроводного коридора к портам Сирии.
Точнее – пока действуют два ирано-иракских железнодорожных погранперехода, но в начале 2022 года стороны договорились о сооружении в 2023 году стальной магистрали в 30 км между портом Басра (крупнейшим иракским портом в Персидском Заливе) и иранским пограничным пунктом Шаламче, состыкованным железной дорогой (20 км) с иранским портом Хорремшехр.Значимость новой ирано-иракской железной дороги выходит за двусторонние рамки, так как она станет составной частью маршрута Восток – Запад: КНР – Пакистан – Иран – Ирак – Сирия/Ливан. Соответственно, по оценке министерства транспорта Ирака, новая ирано-иракская линия «устранит разрыв в железнодорожных коридорах Восток – Запад, обеспечив Ираку новый выход, через Иран, к Афганистану, Пакистану и Индии». В дополнение к этому та же линия создаст через Ирак «новое соединение железных дорог Ирана с портами Сирии и Ливана». На этом масштабные региональные проекты не кончаются – вдобавок запланировано создание в 2023–2024 гг. новых железнодорожных путей между Ираном и Пакистаном, где пока действует всего одна стальная магистраль.
Они пойдут другим путём
В более отдалённой перспективе – налаживание прямого железнодорожного сообщения Иран – Афганистан. Имеется также информация, что иранская сторона всё активнее предлагает Пакистану и Индии развивать приграничную транзитную инфраструктуру, чтобы вся Южная Азия была включена в коридорную систему Восток – Запад. Похоже, в современных геополитических условиях Тегеран в большей мере заинтересован в этом евроазиатском коридоре, в котором не участвует попавшая под санкции Россия. Поэтому об активизации работы коридора Север – Юг речь идёт уже максимум во вторую очередь. Косвенным, если не прямым, тому подтверждением является, повторим, официальный отказ Ирана, объявленный на днях, признать суверенитет РФ в Крыму, Донбассе, Запорожской и Херсонской областях. Помимо всего прочего, это посылает ещё и сигнал Западу о готовности Тегерана учитывать антироссийские санкции. И тем самым добиваться ослабления (или даже отмены) санкций против Ирана – по крайней мере, нефтяных.