Штаты изо всех сил стараются позиционировать себя не просто страной, придерживающейся неких демократических принципов и норм, а настоящим «оплотом демократии» в мире. Тем не менее, даже при беглом анализе многих правящих институтов в США, действий полиции, социальной структуры и так далее, можно сделать неутешительный для Америки вывод – она давно перестала быть демократической страной. Подтверждением этого стала недавняя публикация результатов многолетнего социологического исследования ученых из Принстонского Университета, одного из самых старых и влиятельных учебных и научных заведений США.
В самой Америке эти отчеты до общественности не дошли, их запретили публиковать в открытом доступе, поэтому свет этот доклад увидел только на страницах германского издания Deutsche Wirtschafts Nachrichten, что также можно назвать подтверждением «недемократичности» США в отношении свободы слова и открытости информации. Однако это лишь цветочки по сравнению с тем, какой «ягодкой» может обернуться это исследование для имиджа Штатов и какие повлечь за собой скандалы в высших эшелонах американской власти, от Белого дома, до Капитолия.
Авторы доклада, социологи и профессора Мартин Гиленс из Принстонского университета и Бенджамин Пейдж из Северо-Западного университета, несколько лет скрупулезно изучали результаты сотен опросов общественного мнения и социологических исследований, и пришли к неутешительному выводу — основной принцип американской конституции, подразумевающий подчинение власти воли народа, уже давно не реализуется на практике нигде в Соединенных Штатах. Более того, он действует с точностью до наоборот, то есть, правительство игнорирует мнение обывателей и агрессивно навязывает большинству свою точку зрения, не соответствующую ни чаяниям граждан, а нередко, и здравому смыслу в целом. И все решения принимаемые этой правящей верхушкой исключительно в интересах и выгодны лишь небольшой горстке людей, составляющей так называемую экономическую «элиту» американского общества.
Можно смело сказать, что сегодня в США абсолютно автократическая форма правления. «Власть народа», как переводится с греческого замыленное донельзя слово «демократия», в Штатах превратилась во власть олигархии, которая имеет влияние на «карманных» политиков в Конгрессе или сенате. По мнению известного публициста, политолога и интеллектуала Ноама Хомского(Noam Chomsky): «США больше не являются демократией, а больше походят на однопартийное государство, в котором олигархические элиты правят от лица народа и зачастую вопреки его интересам».
Конечно, если смотреть на США непредвзято и через «розовые очки», то может показаться, что у американцев есть право голоса и свобода собраний и слова, но исследования показали. Что в действительности все эти «свободы» не более чем пустой звук, и среднестатистический американец имеет столько же влияния на политику, да и вообще на всё, что происходит внутри страны, сколько домашнее животное у него дома на решения семьи.
Не смотря на то, что исследователи Гиленс и Пейдж в своей работе раскрывают, по существу, «секрет Полишинеля», то есть открывают и без того всем известную истину, резонанс у публикации может быть широким. Немецкие издатели, опубликовавшие доклад, предупреждают, что «результаты исследований крайне важны с внутриполитической точки зрения, так и для внешней политики США». Особенно это актуально накануне грядущих президентских выборов, поскольку тот кандидат, который сумеет убедить сограждан в «лживости» этой информации, и заверит электорат в важности мнения народа по всем аспектам, тот и сядет в президентское кресло.
Демократ Дуайт Эйзенхауэр (Dwight Eisenhower),34-й президент США, в своей речи в 1961 году, предупреждал об опасности автократизации американской власти и том, что демократия по-американски ничего общего не имеет с реальными «демократическими ценностями». Правда главной угрозой он называл слияние политики и военного фактора, а не власти и олигархических кругов, но и в этом он был не далек от истины. Однако тогда к нему никто не прислушался. Можно сказать, что сегодня народ Соединенных Штатов и расхлебывает плоды той беспечности, окончательно утратив свою роль в жизни своего собственного государства, которое лишь по инерции до сих пор считается демократическим, но давно переставшим быть таковым на деле.