Здравствуйте, ордынцы.
За праздничными мероприятиями и парадами мы как-то упустили происходящее за Большой Лужей - между тем, там 9 мая случился форменный разгром.
Это был бы вполне себе обычный понедельник, если бы не одно "но" - фондовые рынки слегка приуныли и покатились вниз. Dow industrials упал на 654 пункта, Nasdaq на 4,3%. S&P 500 впервые с марта прошлого года улетел ниже 4000 пунктов. Биткойн теперь стоит около 45% от максимума и стремится пробить рубеж вниз в 30 тысяч за монету - и только золото по итогам торговой сессии осталось при своих. Упали в цене нефть и газ, в стоимости выросло только зерно - и это очень характерно для нынешнего положения дел.
Шо же трапылось, запытаете вы? Ну, во-первых, это прямые последствия повышения базовой ставки ФРС 5 мая. Во-вторых, пузыри на то и пузыри, чтобы лопаться - да, это пока еще не "черный четверг" 1929 года, вслед за которым пришла Великая Депрессия, но лиха беда начало.
В-третьих, мир взаимосвязан, а западный мир взаимосвязан тем более - и когда из Евросоюза начинают уже круглосуточным потоком идти новости о возможной рецессии, рынки ведут себя очень нервно.
«Конечно, мы видим, что назревает большая рецессия. Она находится в своей начальной точке становления. По-прежнему существует чрезмерный спрос из-за кризиса пандемии, которая вот-вот закончится», - заявил Стефан Хартунг, генеральный директор немецкого инженерно-технологического гиганта Bosch.
«Пандемия все еще продолжается, и мы видим, как сильно она бьет по экономике в Китае. Но мы также видим, что во многих регионах мира спрос потребителей уже даже начал увеличиваться в некоторых областях».
Стефану Хартунгу стоило бы взглянуть вот на это:
Это простаивающие морские транспорты вдоль всего побережья Китая - и это же один из самых наглядных признаков начавшегося кризиса. Как видим, там тысячи судов - и все они ждут свои грузы. У них есть контракты на перевозку, грузоотправители и заказчики - и еще у них есть в хлам разорванные цепочки поставок.
«Это означает, что в течение определенного периода времени данный спрос все еще будет существовать, даже когда мы видим рост процентных ставок и рост цен, но в какой-то момент начнется не просто кризис предложения, это будет также и кризис спроса, и тогда точно мы точно окажемся в глубокой рецессии», — добавил Хартунг.
Промышленная инфляция в Евросоюзе по итогам марта превысила 20%. По итогам апреля - уже около 36%. Что будет в мае, не берутся предсказывать даже лауреаты Нобелевской премии по экономике - единственное, что им остается отмечать, так это совершенно беззубая денежно-кредитная политика европейского Центробанка.
У ЕЦБ свои большие проблемы - у него сейчас полным ходом программа APP (скупка активов), которую он планирует завершить только в третьем квартале 2022 года - и только после этого ЕЦБ возьмется за инфляцию, экономику и прочие мелочи. Да и то, все зависит от экономических перспектив - вполне возможно, что к тому времени уже нечего будет тушить.
Ола Каллениус, генеральный директор Mercedes-Benz, заявил CNBC на прошлой неделе, что ситуация в Китае и конфликт на Украине создают «сложную бизнес-среду» для немецкого производителя автомобилей класса «люкс» по трем причинам:
«С одной стороны, у нас есть постоянный дефицит, в основном связанный с полупроводниками. Кроме того, в настоящее время в Китае, на нашем крупнейшем рынке, введены новые ограничения, которые повлияют на нас, но также могут повлиять на цепочки поставок по всему миру, и, плюс к этому, конечно, конфликт на Украине, поэтому бизнес-среда крайне непростая», — пояснил он.
Финансисты уже совсем не стесняются, называя вещи своими именами:
«Энергоснабжение Германии находится под угрозой, цепочки поставок рассыпаются, у нас высокая инфляция», — цитирует Handelsblatt опубликованную речь главы Commerzbank Кнофа (третий по величине активов в Германии - автор), которую он должен произнести на виртуальном общем собрании акционеров банка 11 мая. — «Вот почему мы тесно сотрудничаем с нашими корпоративными клиентами по текущим сложным вопросам, таким как борьба с растущими ценами на сырьевые товары и проблемы в цепочках поставок. Но мы также не должны обманывать себя: количество банкротств среди наших клиентов, вероятно, увеличится».
То, что описывает Манфред Кноф, в учебниках по экономике называется стагфляцией - адской смесь растущей инфляции и пикирующего спроса. И все это на фоне новых пакетов санкций против России и попыток урезать импорт Европой наших энергоносителей до ноля.
И здесь у меня возникает риторический вопрос. Вернее, даже не вопрос, а некое рассуждение - представьте себе, что в мире крайне мало стран, которые поставляют на внешний рынок какие угодно энергоносители. Вот вообще любые, которые только придумало человечество.
Как правило, если страна богата нефтью, то у нее нет газа или угля. Или и того и другого одновременно. Если есть уголь, нефть и газ (как в Нигерии, например), то точно нет топливного урана - а ведь в мире еще есть всякие торфы, горючие сланцы и даже прессованная древесина в виде пеллет. И даже если почти все есть, то у такой страны не оказывается под рукой нужной для развития инфраструктуры - да и с возможностями по добыче явные проблемы, нет ни средств для ее начала, ни обученных людей.
И теперь давайте представим, что из энергобаланса планеты по каким-то там политическим причинам одномоментно выпадает примерно четверть - как считаете, долго ли протянет экономика этой планеты?
Возможно, что все население дружно закатает рукава и пойдет добывать чего-то там во славу либерализма и демократии - но, скорее всего, это самое население предпочтет и дальше сидеть на социальных пособиях, требуя все новых подачек от правительств. Если не будет подачек, население будет недовольно и настучит правительству по тыковке на следующих выборах - и это отлично работало, скажу я вам. До поры, до времени - а когда время на самом деле пришло, внезапно выяснилось, что подачек больше не будет, их элементарно негде взять.
Что самое смешное, стучать правительствам по тыковкам тоже уже слишком поздно. Потрясающая по своим масштабам политическая инфантильность - вот что рулит сегодня Западом, как элитами, так и населением. Эта святая и ничем не обоснованная убежденность, что весь мир спит и видит, как бы заместить место России на энергетическом рынке - прямое последствие либерального образования, выросшего из колониальной политики Старой Европы.
Только вот мир изменился самым кардинальным образом - впрочем, Западу еще только предстоит об этом догадаться.
А пока ждем идеальный шторм на фондовых рынках. Первые порывы урагана уже видны.