На самом деле, первая в Европе и самая крупная профессиональная Навигационная школа была открыта в Москве в далеком 1701 году по Указу Петра I. Обучали в ней, конечно, не управлению воздушными судами, а морской навигации.И только спустя более трехсот лет 24 марта 1916 года (по новому стилю) начальник штаба Верховного главнокомандующего генерал Михаил Алексеев подписал приказ о создании Центральной аэронавигационной станции (ЦАНС). В августе 2000 года приказом Главнокомандующего ВВС Российской Федерации эта дата и была назначена профессиональным праздником штурманов-авиаторов российских Военно-воздушных сил (ныне ВКС).Военная авиация начала активно использоваться в годы Первой мировой войны в целях разведки и применения оружия по врагу. Чтобы не сбиться с маршрута, в кабине аэропланов появилось второе рабочее место летчика-наблюдателя, или, аэронавигатора. В обязанности первых штурманов входило как ориентирование по карте и наземным объектам, так и отслеживание исправности навигационных приборов, самого самолета, а если требовалось, то и его ремонт.Тогда же в России были созданы специальные вспомогательные службы: метеорологическая, аэрофотограмметрическая, радиотелеграфная, инженерно-техническая и аэронавигационная. В марте 1916 года на дежурство заступила первая Центральная аэронавигационная станция. С работы в ЦАНС начинается и деятельность основоположника теории и практики аэронавигации в нашей стране Бориса Васильевича Стерлигова. Легендарный отец-основатель российской штурманской службы также известен как участник знаменитого авиаперелета по маршруту Москва — Нью-Йорк в 1929 году протяженностью 21242 км.В 1933 году Стерлигов стал Главным штурманом (флагштурманом) Военно-воздушных сил СССР и руководил главной штурманской службой страны до второй половины 1940-х годов. Под его руководством военные штурманы начали применять показания компаса при прокладывании курса и определения местоположения самолета как в дневное, так и в ночное время суток. Этот метод ориентирования вскоре стал единым стандартом для советских военных летчиков. Были также разработаны специальные барометрические измерители высоты и определители скорости самолета, солнечный курсоуказатель, навигационный визир.С первых дней Великой Отечественной войны штурманская служба занималась вопросами повышения качества боевого применения авиации. К заслугам Стерлигова относится и разработка уникальной операции по доставке из США в СССР самолетов по ленд-лизу через Аляску — знаменитой трассы «Алсиб», начавшей действовать в 1942 году. За годы существования воздушной трассы до 1945 года по ней было перевезено в общей сложности 128 371 пассажир и 18 753 тонны грузов. Со временем техническое оснащение воздушных судов навигационными приборами значительно выросло и усовершенствовалось, как и взаимодействие с наземными службами. В гражданской авиации все чаще стали отказываться от штурмана в составе экипажа. Иначе дело с навигацией обстоит в военной авиации. В боевой ситуации приборы навигации могут выйти из строя, а опытный штурман способен проложить маршрут и без них.Сегодня основной задачей штурманской службы ВКС РФ является обеспечение высокой точности и надежности воздушной навигации, а также эффективности боевого применения авиационного вооружения, средств воздушной разведки и радиоэлектронной борьбы.Редакция «Военного обозрения» поздравляет действующих штурманов ВКС РФ и ветеранов авианавигационной службы с профессиональным праздником. Особые поздравления и отдельные пожелания успехов в несении службы штурманам, выполняющим боевые задачи в зоне СВО. Уверены, что при каждом вылете вы справляетесь со своей непростой работой только на отлично.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно