В качестве контрольного региона был выбран Киев. Это центральная Украина, не страдающая особыми националистическими «вывертами» Запада, но и не столь однозначно русскоязычная, как ее Восток. На первый взгляд, в столице «нэзалэжной» языку «страны-агрессора» (как называют Россию кормящиеся тут от власти «патриоты») нет и не может быть никакого места. Да, русскоязычных вывесок, указателей или ценников в магазинах тут сейчас не найдешь. Уж слишком высоки назначенные за подобные вещи на законодательном уровне штрафы, да и с бесноватыми активистами-националистами проблемы никому не нужны.
Специально принятый для «принуждения к мове» закон Украины «Об обеспечении функционирования украинского языка как государственного» возможности для маневра не оставляет. Например, вступившая в действие с начала нынешнего года его норма о полнейшем запрете на любую внешнюю (или же размещаемую в Интернете) рекламу на «неправильном языке» предусматривает при неоднократном ее нарушении штраф от 3,4 тысячи гривен (более 9 тысяч рублей) до 5,1 тысячи гривен (14 тысяч рублей). Кому ж охота платить такие деньги, да еще и постоянно? К тому же в столице действуют еще и дополнительные ограничения, принятые по инициативе националистической партии «Свобода» в 2017 году.
Так что же: нет в Киеве русского языка? Стоит отвернуться от рекламных вывесок и билбордов, «привязанных» к фирмам и предприятиям, имеющим четкие юридические адреса и, следовательно, досягаемых для проверок и наказаний со стороны представителей недремлющей власти, как мы убеждаемся в обратном. Киев, говорящий со своими жителями на языке частных объявлений и рекламных листков, совершенно русскоязычен.
На русском языке здесь предлагают работу:
В основном незатейливую:
Между прочим, зарплата в 9-10 тысяч гривен (25-27 тысяч рублей), по меркам украинской столицы, далеко не роскошна. Так, прожить можно. Но многие трудятся и за меньшие деньги – особенно выходцы из провинции, где таких сумм вообще не заработать.
На том же языке зазывают клиентов агенты по недвижимости и те, кто ищут постояльцев для хостелов и самого недорогого жилья, сдаваемого посуточно:
И те, кто продает целые особняки.
По-русски в Киеве вам предложат кредит:
И избавиться от него тоже предложат по-русски.
Починить машину:
Что же мы видим в итоге? Если бы русский язык был в реальности «не востребован» украинцами и «чужд» им, то сейчас, спустя более пяти лет после начала его массированной травли и преследования, он, скорее всего, исчез бы из обращения. Тем не менее, ничего подобного не происходит. На официальном уровне киевляне, как и все прочие жители «нэзалэжной», однозначно украиноязычны. Однако в повседневной жизни, общении, быту родным языком для них остается русский. Ну кто бы стал писать объявления, которые не поймет или не воспримет абсолютное большинство граждан? Таким образом, навязчивая и совершенно оторванная от реалий жизни украинизаторская политика власти вылилась для жителей страны в натуральное «языковое раздвоение личности». Говоря в медицинских терминах, шизофрению…