Есть разные военные и военно-морские музеи. Некоторые – огромные комплексы, осмотреть которые невозможно и за день, есть совсем маленькие, помещающиеся всего в одном доме, но тоже по-своему очень интересные. Есть музеи-корабли, и опять-таки – настолько большие, что в их переходах нетрудно заблудиться. А есть корабли-памятники, которые совсем невелики и в то же время по-своему очень значимы, прежде всего для тех людей, кто их поставил и сохраняет. Есть корабли, стоящие на воде, как наша «Аврора», например, или американский линкор «Техас», есть корабли, по ватерлинию зарытые в землю – знаменитый броненосец «Микаса», а есть… подвешенные над землей. Да-да, не удивляйтесь, есть корабли-музеи, которые находятся на суше, так сказать, в приподнятом над ней состоянии, что очень удобно, так как позволяет обозревать их абсолютно со всех сторон, чего с кораблями, что находятся на плаву или закопаны в землю, сделать никак невозможно. Сегодня мы расскажем о таком корабле с красивым боевым именем «Дерзкий». Это легендарный миноносец болгарского военно-морского флота, выставленный в качестве корабля-памятника в военно-морском музее города Варны. О нём мы вам сегодня и расскажем, хотя… прежде чем вести рассказ про сам корабль, мне бы хотелось рассказать о том, каким образом мне довелось с ним познакомиться. Случилось это в далёком 1968 году, когда я отдыхал вместе с мамой в Болгарии на курорте «Золотые пески», откуда нас в один из 14 дней пребывания повезли на экскурсию в Варну. Что мы там смотрели кроме военно-морского музея, я не запомнил. Но музей запомнился мне отлично, а уж от 47-мм пушки Гочкиса, установленной в одной из его комнат и которую можно было вращать во все стороны, меня тогда едва оторвали. Но вот мы вышли в парк, где была выставка старинных якорей и различных артиллерийских орудий, и нас подвели к нему – миноносцу «Дерзкий», который стоял на рострах над большой бетонной «ванной», непонятно для чего устроенной. Надо ли говорить, что корабль произвёл на меня очень сильное впечатление. Да, он был куда меньше «Авроры», на которой к тому времени я уже успел побывать, но… его весь целиком можно было охватить взглядом, а главное – при своих небольших размерах на нём было целых три торпедных аппарата и две, правда, уж очень маленькие, пушечки. В общем, корабль мне этот очень понравился, и когда затем я увидел его чертежи в журнале «Моделист-конструктор», мне сразу же захотелось его сделать. Но… руки в то время у меня росли ещё не совсем оттуда, откуда надо, и хотя кое-какие самоделки я тогда уже мастерил, столь сложная модель оказалась мне просто не по силам. Но… пусть у меня нет его модели, зато пусть будет о нём статья!
А было так, что, освободившись от османского ига, Болгария сразу же стала пусть и не большой, но, тем не менее, морской державой, а любой морской державе положено иметь военный флот. И вот летом 1879 года болгарский военно-морской флот, нужный для несения патрульной и таможенной службы на Дунае и на Черном море, был создан. От российского императорского Черноморского флота Болгарии было передано несколько кораблей: «Пордим», «Взрыв», «Горный Студень», «Голубчик», а также несколько паровых катеров: «Мотала», «Ракета», «Олафчик», «Фардинг» и «Бавария». На болгарский флот, по распоряжению императора Александра II, служить и одновременно обучать национальные кадры отправились несколько офицеров и опытных унтер-офицеров и матросов с Балтики. 31 июля 1879 года на переданных кораблях были спущены российские и подняты болгарские флаги. Страна теперь имела свой собственный флот.
Но время шло, старые корабли изнашивались и нужно было их заменять. И вот в 1903 году правительство Болгарии обратилось к французской судостроительной компании «Schneider & Co» с тем, чтобы она построила для неё несколько современных миноносцев. Было подписано соглашение о постройке трех однотипных кораблей, которые затем были тайно перевезены через Босфор в разобранном виде, а уже в Болгарии их собрали и спустили на воду. Один миноносец был назван «Дръзки» («Дерзкий»). А затем было заказано ещё три таких же корабля, которые вошли в строй действующих в 1909 году. Правда, по этому же проекту «Schneider & Co» построила также и несколько миноносцев для Турции, однако в любом случае шесть кораблей — «Дерзкий» (болг. Дръзки), «Смелый» (болг. Смели), «Храбрый» (болг. Храбри), «Строгий» (болг. Строги), «Летящий» (болг. Летящи) и «Шумный» (болг. Шумни), Болгария всё же получила. Кроме них болгарский ВМФ имел ещё учебный крейсер «Надежда», и… вот, собственно, и всё, чем он располагал против турецкого флота, у которого в составе были и миноносцы, и крейсера, и линкоры. А потом в 1912 году, когда началась Первая Балканская война, болгарские миноносцы несколько раз пытались атаковать турецкие боевые корабли, но неудачно. К тому же в море при наличествующем неравенстве сил выходить было просто опасно, тем более что порт Варна, где они базировались, турки старались блокировать своими крейсерами, которых поддерживали канонерские лодки и контрминоносцы.
Но вот 7 ноября 1912 года штаб болгарского ВМФ получил сообщение, что в Кюстендже идут два египетских судна с различными припасами для турецкой армии. Четырем миноносцам — «Летящему», «Смелому», «Строгому» и «Дерзкому» — под командованием капитана 2 ранга Димитра Добрева, была поставлена задача выйти в море и перехватить эти корабли возле болгарского побережья. Но египетские транспорты были не одни. Их сопровождал турецкий бронепалубный крейсер «Хамидие», которым командовал Хусейн Рауф-бей – один из лучших капитанов турецкого флота. Ночь была тёмной, но море спокойным. Болгарские корабли шли строем кильватера, с ходовыми огнями, когда впереди на фоне тёмного неба был замечен характерный трехтрубный силуэт турецкого крейсера.
С флагманского миноносца просигналили: всем кораблям иметь полный ход и выходить в атаку на корабль противника. И вот ровно в 00:43 болгарские миноносцы атаковали крейсер, поочерёдно выходили на траверз неприятельского корабля и выпускали по нему торпеды. Первым в атаку вышел флагманский миноносец «Летящий» и выстрелил торпедой с расстояния в 500-600 метров, но промахнулся, поскольку турки уже успели заметить приближающегося противника и стали активно маневрировать, а затем ещё и открыли сильный артиллерийский огонь по болгарским судам. Затем с 300 метров торпеду выпустил «Смелый», а «Строгий» подошёл ещё ближе и выстрелил свою торпеду с расстояния всего 100 метров. Однако обе эти торпеды цели не достигли, к тому же в «Смелого» попал турецкий снаряд.Оставался последний миноносец – «Дерзкий», которым командовал мичман Георгий Купов. Турецкий крейсер вёл сильный огонь, снаряды один за другим взрывали воду и прямо по курсу, и справа, и слева от него, но, несмотря на это, маленький кораблик сумел подойти к неприятельскому судну на расстояние в 60 метров и практически в упор выпустил в него торпеду. Уйти от удара у турок уже не получилось. Болгарская торпеда попала в носовую часть «Хамидие» и взорвалась, образовав огромную пробоину, в которую мощным потоком хлынула вода, отчего нос крейсера погрузился почти по самую палубу. Экипаж «Дерзкого» был полон решимости добить повреждённый корабль, но тут на помощь терпящему бедствие крейсеру подошли четыре турецких контрминоносца, сражаться с которыми болгарские миноносцы были не в состоянии. В результате «Хамидие» удалось увести в Стамбул кормой вперёд, чему помогло ещё и отсутствие волнения на море. Среди болгарских моряков один человек на «Смелом» был ранен, а на «Дерзком» турецким снарядом пробита дымовая труба. Турки потеряли восемь человек убитыми и ещё тридцать получили ранения. Но «Хамидие» был отремонтирован, участвовал в боевых операциях на Средиземном, Ионическом и Эгейском морях, и даже побывал с визитом дружбы в Варне в 1938 году.
Надо сказать, что до технического совершенства кораблям типа «Дерзкий» было довольно далеко. Так, водоизмещение их составляло всего лишь около 97 т, длина равнялась 38 м, ширина всего 4,4 м, а осадка 2,6 м. Паровая машина развивала мощность 1 900 л. с. и питалась паром от двух угольных котлов. Из-за этого скорость корабликов была относительно невелика: около 26 узлов. Экипаж: от 23 до 30 человек. Вооружение кораблей было, тем не менее, довольно сильным: три торпедных аппарата калибра 450-мм – один носовой неподвижный и один сдвоенный на палубе ближе к корме. Теоретически, имея на борту три торпеды, один такой корабль мог потопить даже крейсер, однако дело в том, что поскольку торпеды были очень дороги, корабли зачастую их полного комплекта и не несли. Что, кстати, практиковалось ввиду их большого веса, а всего лишь с одной торпедой они были и легче, и быстроходнее. Для самообороны имелось два 47-мм орудия Гочкиса, уже тогда пригодные разве что для салютов!Как бы там ни было, а миноносец «Дерзкий» прослужил в болгарском флоте до 1955 года, но его техническое состояние было очень уж плохое. Поэтому, когда было решено в память о героическом прошлом миноносца превратить его в корабль-памятник, использовали лучше сохранившийся корпус его систершипа, миноносца «Строгий», на который поставили снятую с «Дерзкого» трубу с пробоиной от осколка снаряда крейсера «Хамидие», принадлежавшие ему пушки и некоторые детали с его надстройки. 21 ноября 1957 года командующим ВМФ Болгарии контр-адмиралом Бранимиром Ормановым корабль-музей миноносец «Дръзки» был торжественно открыт, причём среди гостей на открытии присутствовал и, можно сказать, главный «виновник» всего этого торжества, без которого этому кораблю памятником было бы не стать – капитан первого ранга в отставке Георгий Купов.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!