Представляем вашему вниманию мысли главного редактора журнала «1945» Даниэля Гурэ, специалиста в области анализа, работавшего в том числе и в правительстве США. Гурэ является сторонником проецирования силы с помощью сил быстрого реагирования и в данном материале обосновывает необходимость реструктуризации военно-морского флота в сторону увеличения кораблей, способных осуществлять десантные операции.Ракеты, от тактических до межконтинентальных, растущая мощь современных комплексов противовоздушной обороны, тактическая и штурмовая авиация – если в завтрашнем дне место для сил быстрого реагирования?Эти силы с момента появления служили США средством сдерживания агрессии, средством реагирования на кризисные ситуации и, в случае войны - передовой линией обороны. Однако сегодня, в эпоху оружия дальнего действия, соответствующие службы Министерства обороны США ищут способы применения, которые должны обеспечить эффективное применение сил быстрого реагирования. В особенности – при конфликтах ведущих держав мира.В случае участия США в такого рода конфликтах, силы быстрого реагирования должны будут стать неким резервом, который не просто обязан пережить первую фазу войны, но стать тем фактором, который может принести победу.
Над этими вопросами работают во многих видах вооруженных сил, но самые радикальные изменения в структуре и концепции применения завтра планируются в Корпусе морской пехоты США.Корпус морской пехоты проводит радикальные изменения, чтобы подготовиться к конфликту высокого уровня, особенно на Индо-Тихоокеанском театре военных действий. По замыслу командующего корпусом морской пехоты генерала Дэвида Бергера, к 2030 году новый корпус морской пехоты станет «легким, самостоятельным, высокомобильным военно-морским экспедиционным корпусом, способным к развертыванию в прибрежных районах в зоне поражения оружия противника».Главной силой, которая станет основой планируемого резерва для боевых действий, станут десантные группы высокой мобильности ВМС США и Корпуса морской пехоты США. Эти подразделения именуются аббревиатурой ARG/MEU.
Группы ARG/MEU можно считать уникальными, в основном за счет их высокой мобильности и гибкости применения. Высокую готовность групп ARG/MEU, способных осуществлять почти весь спектр военных миссий, характерных для мирного времени и без малейших задержек переходить к операциям военного времени, требующим большего присутствия техники для выполнения боевых задач.В случае войны группы ARG/MEU должны присутствовать на всех театрах военных действий. Основная ценность групп состоит в том, что при минимальной поддержке в несколько кораблей прикрытия, играющих роль центров ПВО и ПРО, группы могут производить высадки в заданных районах и наносить удары, осуществлять наведение сил ударной авиации, осуществлять подавление радиосвязи путем использования мобильных устройств РЭБ, парализуя командные центры управления противника на суше.ARG как правило, состоит из трех кораблей — LHD или LHA, LPD и LSD — которые не только обеспечивают транспортировку воздушных и наземных элементов MEU, но и могут служить постоянной базой на море.
На базе кораблей можно развертывать центры медицинского обеспечения военнослужащих, мобильные госпитали, разведывательные центры обработки информации и различные ремонтно-вспомогательные службы.Корабли класса LHD весьма полезны в подобных действиях, так как могут нести на себе множество полезного оборудования и запасов, обеспечивая независимость групп от логистических центров снабжения на суше.Кроме того, оборудование на борту кораблей и технические запасы способны обеспечивать как запуск вертолетов и самолетов вертикального взлета и посадки, так и ремонт и обслуживание летательных аппаратов.
Большие десантные корабли класса LHD и LPD позволяют группам ARG/MEU развертывать свои собственные военно-воздушные силы, состоящие из транспортно-десантных MV-22 «Оспрей» и AH-1W, боевых вертолетов UH-1N и тяжелых вертолетов CH-53E, самолетов вертикального взлета и посадки «Хэрриэр» или F-35B.В чем состоит сила и мобильность группы MEU? Группа состоит из усиленного пехотного батальона с собственным командованием и управлением, боевой поддержкой, материально-техническим обеспечением, транспортными средствами, огневыми средствами непрямого действия и авиационными элементами. После развертывания батальон может быть усилен дополнительными подразделениями морской пехоты, Силами специального назначения и даже армейским персоналом.То есть, по сути, батальон можно развернуть в десантно-штурмовой полк, оснащенный всеми необходимыми инструментами поддержки, способный действовать в том числе и в «серой» зоне, то есть, до начала открытого военного конфликта.В прошлом году ARG/MEU продемонстрировали свои способности реагировать на кризисы, в том числе, оперируя с некомбатантами. ARG Иводзимы и 24-й MEU были частями быстрого реагирования, участвовавшими в операции по эвакуации в аэропорту Кабула в Афганистане. В августе 2021 года ARG/MEU провели операции развертывания в Гаити, где около 20 000 человек пострадали в результате сильного землетрясения. Для оказания помощи на Гаити был направлен корабль LPD-24 «Арлингтон», на борту которого находилось около двухсот морских пехотинцев, хирургическая бригада флота и отряд из 2 вертолетов MH-60R.
Оказание помощи Гаити стало примером четкого исполнения ARG/MEU поставленных задач.Для надлежащего оперирования в условиях полной независимости, Военно-морской флот США и Корпус морской пехоты имеют постоянную потребность по меньшей мере в 31 крупном десантном военном корабле. Но спрос на ARG/MEU постоянно превышает предложение. Военно-морской флот изо всех сил пытается достичь цели поддержания трех ARG/MEU в море, в состоянии близком к боевой готовности. Но в настоящее время кораблей не хватает, и ситуация далека от идеальной.Десантным войскам требуется не только достаточное количество кораблей для удовлетворения постоянного спроса на возможности ARG/MEU, но и более современные и боеспособные корабли. В настоящее время в интересах военно-морского флота ведутся разработки сразу двух новых классов десантных кораблей, большей вместимости и больших ударных возможностей. Первый - это десантно-вертолетный корабль класса LHA, по сути, авианосец, который также может перевозить войска, оборудование и припасы. Второй - посадочная платформа класса «Сан-Антонио», корабль-док LPD-17, модель II. LPD-17 М.II предназначен в первую очередь для развертывания войск и техники, но может управлять вертолетами и выполнять ряд сложных функций, включая командование и управление, передовую медицинскую помощь и материально-техническую поддержку сухопутных войск.Флот десантных военных кораблей поддерживается сложной промышленной базой, охватывающей тысячи рабочих и компаний примерно в сорока трех штатах. Это важнейший многомиллиардный сектор экономики в рамках более крупной военно-морской судостроительной базы. И немаловажный аспект: состояние этого сектора в первую очередь зависит от того, насколько устойчиво финансируемой и долговременной окажется программа строительства десантных судов.Между тем, сегодня США находятся в эпоху жесточайшей экономии военного бюджета. Но даже в такое время имеет смысл строить десантные корабли в ущерб другим классам исходя из того, что корабль-док более универсален и дешев, нежели авианосец или крейсер.Кроме того, постройка кораблей серией экономит значительные средства. Как отметил в своем предложении Роб Уитман, член комитета по вооружениям, военно-морской флот экономит миллиарды долларов, используя такой принцип для приобретения авианосцев, эсминцев и подводных лодок. Этот подход следует распространить на закупку десантных кораблей.ARG/MEU, возможно, являются лучшей боевой резервной силой США для решения всего спектра проблем, стоящих перед страной в условиях мира, кризиса и войны.
ARG/MEU обладают целым рядом возможностей, необходимых для устранения региональной нестабильности, реагирования на возникающие угрозы, оказания гуманитарной поддержки, а в случае конфликта - для нанесения мощного удара с воздуха и земли. Благодаря продолжающимся закупкам LHA и LPD-17, силы будут оказывать жизненно важную поддержку политике национальной безопасности и обороны США на десятилетия вперед.Перспектива развития понятна: проецирование силы в определенные районы возможно не только при помощи ударных группировок во главе с авианосцами. Точечное, дозированное применение возможно при помощи ARG/MEU и кораблей десантного класса.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!