ВМС США располагают развитым десантным флотом, имеющим разные высадочные средства. Одно из основных – десантный катер на воздушной подушке LCAC, способный перевозить людей, технику вплоть до танков и различные грузы. Такие катера состоят на снабжении флота с середины восьмидесятых годов и за прошедшие десятилетия хорошо зарекомендовали себя. Однако они успели устареть морально и физически, и потому запланирована их постепенная замена.
Процессы создания
Проработка вопросов создания десантного катера на воздушной подушке стартовала в начале семидесятых по инициативе ВМС и КМП США. Силами нескольких флотских и коммерческих организаций был разработан ряд предварительных проектов подобной техники. Наилучшие результаты показал JEFF B от Bell Aerospace, сочетавший уже известные решения из готовых проектов и новые идеи.На основе JEFF B к концу семидесятых разработали новый вариант десантного катера, после чего начался процесс строительства и испытаний опытной техники. К этому времени новый катер получил обозначение Landing Craft Air Cushion (LCAC), под которым получил широкую известность. Испытания прошли успешно и подтвердили расчетные характеристики. Катер получил рекомендацию к принятию на снабжение.В начале восьмидесятых были улажены все технические и организационные вопросы, после чего Пентагон выдал первые контракты на производство. Начиная с 1982 г., планировалось вести строительство катеров с малыми темпами, а позже, при получении желаемых результатов, запустить полномасштабное производство.
Первый этап производства был поручен сразу двум подрядчикам. Компании Textron Marine & Land Systems (TMLS) и Avondale Gulfport Marine (AGM) получили отдельные заказы на 15 катеров в рамках «начального производства с малым темпом». Этот этап планировали продолжать до 1986 г., после чего ВМС собирались выбрать наиболее эффективного производителя и поручить ему следующее строительство.Закладка первых LCAC на двух судостроительных заводах состоялась в 1982 г. Уже в 1984-м катера передали заказчику. Еще через два года первое подразделение на LCAC достигло начальной оперативной готовности. Параллельно осуществлялось переоснащение других подразделений флота и подготовка к полноценному развертыванию и эксплуатации.Первые 30 катеров были достроены и переданы заказчику в 1986-87 гг. Тогда же флот решил, что дальнейшее строительство будет осуществлять компания TMLS. Впрочем, вскоре пришлось искать нового подрядчика. Им стала верфь Lockheed Shipbuilding Company. В дальнейшем все новые катера строились силами двух предприятий, что позволило выполнить все планы в разумные сроки.В конце восьмидесятых годов два подрядчика получили заказы на 48 серийных катеров. В дальнейшем заключались новые контракты на дополнительные партии разного объема и стоимости. В результате к середине девяностых годов общее количество строящихся и запланированных серийных LCAC достигло 91 ед. Средняя стоимость катера на тот момент достигала 27-28 млн долл.
Темпы производства
Строительство катеров LCAC было завершено в 2001 г. Почти за 20 лет производства основной заказчик в лице ВМС США получил все требуемые изделия в количестве 91 ед. Следует отметить, что количество техники в строевых частях всегда было меньше. Так, в начале двухтысячных в строю присутствовало только 72 катера. В дальнейшем их численность вновь сократилась: к концу десятых годов в строю было около полусотни катеров.В 1994 г. компания TMLS начала производство LCAC по первому заказу Морских сил самообороны Японии. Затем последовало несколько новых контрактов, и к началу двухтысячных японский флот получил шесть катеров. Другие страны такую технику не покупали.
Технические особенности
Катер LCAC представляет собой судно на воздушной подушке общей длиной 26,4 м шириной 14,3 м. Снаряженная масса не превышает 89 т, полная с максимальной нагрузкой – до 185 т. На корпусе катера предусмотрена большая грузовая палуба, по бокам от которой находятся две надстройки с постами управления, элементами силовой установки и т.д.LCAC в базовой конфигурации комплектовались четырьмя турбовальными двигателями Lycoming TF-40B суммарной мощностью 16 тыс.л.с. В ходе дальнейшей модернизации были внедрены современные двигатели Vericor Power Systems ETF-40B с цифровой системой управления. Мощность распределяется на четыре подъемных вентилятора и два маршевых винта в кольцевых каналах. Нормальная нагрузка LCAC составляет 54 т, максимальная – 68 т. Это позволяет катеру перевозить до 180 солдат, один основной танк или иные грузы соответствующей массы и размеров. Максимальная скорость с нагрузкой превышает 40 узлов; технически достижима скорость более 70 узлов. Дальность плавания, в зависимости от скорости и груза, составляет 200-300 миль.
Катера оснащаются современным радиоэлектронным оборудованием навигации и связи. Экипаж из пяти человек работает в двух кабинах, эргономика которых напоминает самолеты. Для самообороны имеются две единицы ствольного вооружения – пулеметы нормального или крупного калибра либо автоматический гранатомет.В 1986 г. первое подразделение ВМС на LCAC достигло начальной готовности. В следующем году такие катера впервые подняли на борт десантного корабля USS Germantown (LSD-42) в рамках развертывания. В дальнейшем катера нового типа регулярно привлекались к различным учениям, боевым и гуманитарным операциям.В зависимости от поставленных задач, катера LCAC могли применяться самостоятельно или вместе с десантными кораблями. Габариты и водоизмещение катера были определены с учетом возможностей и ограничений десантного флота. Их могли и могут перевозить десантные корабли-доки и более современные УДК. Так, корабли-доки старого типа Anchorage могли нести до четырех LCAC, а более крупные Whidbey Island – до 5 ед. УДК, такие как San Antonio или Wasp несут 2 или 3 катера соответственно.Таким образом, десантные катера LCAC достаточно быстро смогли стать многочисленной, эффективной и гибкой составляющей десантных сил. В первую очередь, этому поспособствовал высокий уровень тактико-технических характеристик.
Катера на службе
Любопытно, что количество строевых LCAC не равнялось числу выпущенных катеров. Уже в девяностых начались процессы, сократившие возможное количество катеров в эксплуатации. Так, две единицы перевели в категорию опытовых судов для проведения различных испытаний. Еще 17 списали из-за повреждений, выработки ресурса или для разборки на запчасти. В итоге после завершения строительства серии общая численность LCAC в ВМС США составляла лишь 72 единицы.Назначенный срок службы катера LCAC изначально составлял 20 лет. В связи с этим с середины девяностых Пентагон и TLMS работали над программой продления ресурса Service-Life Extension Program (SLEP). Ее разработали и утвердили в 2000 г. – за несколько лет до предполагаемого срока списания самых старых катеров. Предложенные меры позволяли продлить срок службы катера на 10 лет.Программа SLEP была разделена на два этапа. Первый предусматривал замену радиоэлектронного оборудования современными образцами. Эти меры были реализованы в течение нескольких первых лет и положительно повлияли на эксплуатацию катеров, в т.ч. с точки зрения стоимости. В ходе второго этапа проводится капитальный ремонт с частичной заменой и обновлением корпусных конструкций. Кроме того, катер вновь получает современное оборудование.В десятых годах последовательно провели несколько новых проектов ремонта и модернизации. В очередной раз осовременили электронику, доработали корпус и юбку, а также обновили силовую установку. Дальнейшие модернизации уже не планируются ввиду разработки совершенно нового десантного катера.
Продление сроков
Программа SLEP в целом решила свои задачи. Без нее самые старые катера LCAC пришлось бы списать в 2004-2005 гг., а после капитального ремонта они прослужили до 2015- го. Все мероприятия по обновлению наличной техники завершились в 2020 г., благодаря чему самые последние образцы смогут оставаться в строю до 2030 г.Для поддержания десантных сил на должном уровне, в 2011 г. ВМС запустили программу Ship-to-Shore Connector (SSC), целью которой является создание современного аналога LCAC с более высокими тактико-техническими характеристиками. В 2012 г. победителем конкурсной части программы стала компания TMLS.Проект SSC предусматривает использование отработанной архитектуры и ряда решений проекта LCAC. При этом внедрены новые материалы, компоненты и решения, благодаря чему катер имеет нормальную нагрузку 75 т и показывает более высокие ходовые характеристики. Еще одной целью проекта было упрощение и удешевление эксплуатации.Строительство первой партии SSC началось в 2014 г., и с начала 2020-го технику передают заказчику. Строительство планируют продолжать до начала тридцатых годов; параллельно будет осуществляться списание устаревших LCAC. Всего будет построено 80 новых катеров, из них 72 предназначены для строевых частей.Таким образом, история LCAC медленно, но верно приближается к своему завершению. Уже создан новый проект катера с повышенными характеристиками, и теперь ВМС могут планировать списание старой техники. В ближайшие годы катера двух типов будут использоваться параллельно, а к тридцатым годам заслуженные, но устаревшие LCAC окончательно уступят свое место.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас