Вот уже много лет на просторах всемирной паутины идет сражение. Не ради живота, а ради славы сражаются и гибнут герои. Место павших занимают новые воины, и несть им числа…
Рушатся репутации, растут авторитеты, отменяются рукопожатия, но рыцари пера и клавиатуры молча делают свое дело, осознавая долг диванного воина как высшее свое предназначение.
Разделение страны на либералов и патриотов обусловило новую, невиданную доселе в России войну. Особенность ее в том, что сражения проходят в офисе, на диване, в кровати, по дороге на работу, в кафе с бесплатным wi-fi – в любом месте, где есть доступ к интернету. Главное место сражений – «Фейсбук». Оружие – едкий ум и информация. Все как в реальной войне: есть бои местного значения, есть крупномасштабные войсковые операции с использованием всех сил и армий, есть партизанщина, есть личные дуэли… Явление это стало настолько серьезным, что требует обстоятельного разбора, чем мы сейчас и займемся.
Диванную армию можно разделить на три группы: рядовые, офицеры и генералы.
Рядовые. Это самая многочисленная группировка. Они лайкают статусы своих генералов и офицеров, комментируют их, уничтожают врага, пробравшегося в генеральский блог. Отдельные храбрецы подписаны на обновления противника и регулярно совершают рейд по вражеским тылам, едко комментируя чужие статусы и вступая в личное единоборство с пехотой армии врага. Такие одиночки, как правило, хорошо вооружены. Вообще, надо сказать, что вооружение диванной армии довольно эффективное и разнообразное, и об этом мы поговорим отдельно чуть ниже. Храбрецы, закаленные в баталиях на вражеской территории, растут в званиях и должностях. Генералами им, скорее всего, не стать, но до офицеров дослужиться вполне реально. Единственный минус — гибнут наши герои довольно часто: их расфренживают, отправляют в бан и, как средство крайней меры, жалуются на них администрации «Фейсбук». Без рядовых диванная война потеряет свою остроту, да, пожалуй, и смысл. Без преданного количества друзей и подписчиков офицерам станет скучно воевать. А так создается иллюзия формирования общественного мнения.
Но мы ведь все прекрасно понимаем, что дрязги и ругань в российском «Фейсбуке» не имеют ничего общего с реальной жизнью нашего общества, 60% которого интернетом пользуется от случая к случаю. Рядовые граждане нашей огромной страны молча ходят на работу и делают свое маленькое дело, не хватая звезд с небес. Труженики. Вот на них-то и держится страна. Интернет-движуха проходит мимо них, хотя в обычной жизни эти люди постоянно пересекаются с рядовыми диванной армии. Для таких работяг есть телевизор со всеми вытекающими. Конечно, легко осуждать человека, пропускающего сквозь свое сердце бесчисленных «Ментов», «Топтунов», «Глухарей» и прочий мусор. Но все мы, участвующие в диванной войне, ничуть не лучше. Мы точно так же тратим свое время бездарно, глупо и безрезультатно. Сетуя на «нефтяную иглу», сами сидим на «фейсбучной».
Рядовые диванных войск, вам не дадут медалей, наступит день, и все вы будете лежать в одной огромной братской яме под названием забвение. Жизнь пройдет мимо. И – да, это будет справедливо.
Офицеры. Эта категория диванных войск отличается амбициозностью и честолюбием. И, конечно, эти люди имеют определенный авторитет в своих войсках. Можно, конечно, продолжить армейскую градацию и раскидать их по званиям, от лейтенанта до полковника, но в целом принцип понятен: есть командиры рот, а есть командиры полков. Чем больше у офицера авторитет, тем больше обязанностей у него по отношению к своей армии. Он не может себе позволить взять отпуск и уехать на неделю в тайгу. Напротив, офицерский долг заставляет его писать по две-три заметки о текущей ситуации на фронтах ежедневно. Даже если на фронте без перемен. Война не прекращается ни на минуту. И офицер осознает свое предназначение, как непрерывный бой во имя победы. Он, в отличие от рядовых, знает, что победы не предвидится, это бой бесконечен, как сама история, но долг не позволят ему опускать руки. Офицер заходит в «Фейсбук» раз двадцать за день. Пишет спитчи, проверяет комментарии, поощряет ответным лайком любимчиков – он токарь за станком, производит детали грозного оружия диванной войны. И надо сказать, детали, собираясь воедино, превращаются в мощное и разрушительное оружие.
В обычной жизни офицеры, как правило, работают журналистами, политологами, социологами, рекламщиками, пиар-менеджерами. Талант их заключается в управлении словами: расставленные по своим местам, слова оживляют текст и, блуждающий по сети, напитывающийся перепостами, текст работает во имя общей победы.
Генералы. Высший командный состав диванной армии немногочислен, но, как и в обычной жизни, вся армия повинуется их приказам. Они выбирают площадки для сражений, из множества злободневных тем выуживают острейшую и задают направление удара. Их спитчи и блоги имеют серьезный вес и не нуждаются в ссылках на дополнительные интернет ресурсы. В какой-то момент становится совершенно неважным, что именно скажет генерал. Сам факт высказывания становится командой, приказом к исполнению. Невыполнение приказа или, не дай Бог, сопротивление, карается расстрелом и удалением из списка друзей. А рядовой, оставшийся без своих генералов, никому не нужен. Он фейсбучный труп. Генералы обладают серьезным аналитическим мышлением, литературным талантом, здоровой военной злостью. Случаи предательства в их среде практически исключены – это идейные люди в самом прекрасном смысле этого слова. Но бывают и исключения. Например, отдельные генералы затрудняются внятно сформулировать свою позицию и бегают из одного лагеря в другой в зависимости от контекста. Армия их при этом взаимозаменяется. Обойдемся без имен. Человек, искушенный в российском сегменте «Фейсбука», прекрасно поймет, о ком может идти речь. Надо добавить, что генералов за измену никто не расстреливает. Слишком мало их в интернет-пространстве, чтобы разбрасываться такими кадрами. Но это, повторяю, исключения, в подавляющем большинстве генералы верны своей армии.
В какой момент офицер становится генералом? Это сложный вопрос, но условную границу разделения выделить все же возможно. Тонкой красной линией становится тысяча подписчиков. Перевалив за это количество, офицер с полным правом может считать себя генералом. В обычной жизни генералы – это успешные медийные люди, писатели и топовые журналисты, телеведущие, правозащитники, политики. Авторитет их вполне заслужен и оправдан их собственным кругом. Прошлые заслуги не забыты и учтены, исправно работают на генерала. Раз взобравшись на эту ступень, вылететь с нее практически невозможно. Даже если генерал на год уедет в глухую деревню без связи и интернета, вернувшись, он все равно останется генералом. И в этом его главное отличие от любого офицера.
Количество генералов в армиях неравнозначно. Либералы, к примеру, обладают большим кадровым потенциалом и армия их сплоченней. Например, отдельные генералы с легкостью доходят до 10-15 тысяч лайков за пост. Редкий генерал из лагеря патриотов может похвастаться таким количеством. При этом рядовой состав в армии патриотов в разы больше, чем у либералов. В целом сражение идет на равных. Отдельные битвы выигрывают то одни, то другие, но общий ход войны остается ровным и неизменным.
Сразу необходимо оговориться: генералы и с той, и с другой стороны – известные и уважаемые профессионалы. Многие из них в реальной жизни помогают людям, рискуют жизнью и всем своим существом отвечают за каждое произнесенное слово. Оттого оно и имеет вес. Оттого и становится генеральским. Диванная война для них – один из инструментов служения идее, но, безусловно, не заменяет саму идею.
Несколько слов об оружии. Рядовые пользуются обычным стрелковым и осколочным арсеналом: оскорбления, устоявшиеся мемы, демотиваторы. Такое оружие не наносит серьезного урона противнику, но исполняет роль раздражающего фактора, мешающего сосредоточиться и внятно выстроить оборону. Офицеры задействуют вооружение посерьезней, минометы компрометирующих видео, РГД едких оценок и аналитики. Такое оружие бьет больнее и сковывает наступательную активность противника. Генералы напрямую лупят из «Градов». Каждый их пост – это мощный залп, не заметить который невозможно. Мощность заряда зависит от количества лайков и комментариев.
Отдельно стоит упомянуть партизан. Эти товарищи жестко воюют с либералами и держат вооруженный нейтралитет с патриотами. Объединяет их, как правило, национализм, но не местечкового пошиба зигающих молодчиков, а внятный, умный национализм. Национализм, как программа, без погромов и перегибов. У партизан есть свои генералы, имена их известны. Воюют ребята довольно умело, но держатся сами по себе, с патриотами объединяются в редкие моменты крупных баталий.
Автор этих строк и сам проходит службу в диванной армии патриотов. За год скромно дослужился до младшего лейтенанта. И вот что он понял за это время: диванная война не так бесполезна и пуста, как может показаться на первый взгляд. В общем потоке информационной войны она занимает важное место. Да, фейсбучные баталии не отражают реального состояния нашего общества, потому что само общество сложнее и многограннее сетевой картины мира. Но эта война влияет на 5-7% населения страны, которые, в конечном итоге, и выходят на митинги, пикеты и протесты. Эти 5-7% будут творить историю. И только баланс диванной войны удерживает войну в рамках мониторов. Любой перекос – и она выплеснется на площади нашей страны. Именно так произошло в уже далеком 2011 году.
У Леонида Юзефовича есть замечательный роман «Журавли и карлики». Миф о войне журавлей и карликов известен со времен Илиады, а главный герой романа беглый подъячий Анкудинов говорил так: «Те журавли и те карлики только по внешнему виду обычные журавли и карлики, а внутри они не таковы. Волшбой входят они в тела людские и через них бьются между собой не на жизнь, а на смерть. Спросишь иной раз людей, откуда пошла такая-то война, и в ответ чего только не наплетут, потому что нужно что-то сказать, а сами знать не знают, что ими, бедными, журавль воюет карлика либо карлик — журавля». И война эта длится всю историю человечества, и нет ей конца. Сегодня журавли победят карликов, но лишь для того, чтобы завтра потерпеть от них поражение. И никому непонятно, почему они воюют.
Диванная война – это та же битва журавлей и карликов. И раз нет ей конца, остается уповать на то, что «Фейсбук» сдержит ее в своих границах. Потому что, если она выплеснется на улицы – грош нам цена. И уже совсем другие солдаты, не диванные, будут перекраивать историю со звериным оскалом. Страшный тогда начнется рок-н-ролл.
Источник: http://svpressa.ru