Президент Молдовы допустил некоторую профанацию в вопросе молдо-приднестровского урегулирования. Либо в очередной раз решил «навешать лапшу» на уши журналистам. В интервью радиостанции Europa libera он опроверг информацию, что ранее уже обсуждал с Владимиром Путиным молдо-приднестровское урегулирование.
Президент Молдовы допустил некоторую профанацию в вопросе молдо-приднестровского урегулирования. Либо в очередной раз решил «навешать лапшу» на уши журналистам.
В четверг в интервью радиостанции Europa libera («Свободная Европа», она же «Радио Свобода») Додон попытался опровергнуть информацию о том, что ранее он уже обсуждал с президентом России Владимиром Путиным молдо-приднестровское урегулирование. «Ничего нет, успокойтесь, люди добрые. Не будет Додон с Путиным обсуждать приднестровское урегулирование», — заявил в радиоэфире президент Молдовы. И соврал. Потому что тема взаимоотношений между Кишинёвом и Тирасполем не могла не стоять в повестке дня его переговоров с российским коллегой.
Его приднестровский визави Вадим Красносельский, например, никогда не стеснялся после каждого визита куда-нибудь или после любой встречи с кем-нибудь из иностранных дипломатов заявлять, что процесс молдо-приднестровского урегулирования обсуждался. И это естественно. Тем более, если учитывать, что Россия – гарант переговорного процесса и посредник между сторонами конфликта. Этот же статус имеет и Украина. Не являясь гарантом, но исполняя посреднические функции, в переговорном процессе участвует ОБСЕ. Есть ещё два наблюдателя – ЕС и США.
Так вот, «вешая лапшу» на уши не очень осведомлённым во всех тонкостях переговоров журналистам, Игорь Додон заявил: «И ничего не может быть реализовано без согласия международного сообщества — ЕС, США, ОБСЕ, Украины, которые являются частью переговорного процесса».
Обратите внимание на приоритет президента Молдовы в расстановке участников переговорного формата «5+2». Впереди идут наблюдатели – Европейский Союз и Соединённые Штаты. Их статус не требует согласия или не согласия по какому-нибудь решению. Их представители подписывают все решения в рамках «5+2», исходя из того, что они присутствовали при их заключении. Хотя, действительно США и ЕС очень активные наблюдатели в процессе молдо-приднестровского урегулирования.
Например, американский посол в Молдове Дерек Хоган очень частый гость в Тирасполе, где проводит встречи с президентом непризнанной республики Вадимом Красносельским и главой приднестровского МИД Виталием Игнатьевым, руководством Верховного Совета. И ни у кого не возникало никогда сомнений, что речь всегда идёт о молдо-приднестровском урегулировании. Были попытки «особо сумлевающихся граждан» в соцсетях попытаться найти в визитах Хогана конспирологическую подоплёку. Мол, идут тайные переговоры о сдаче Приднестровья. Но в отличие от Игоря Додона на посты в социальных сетях и телеграмм-каналах, а заодно на публикации свободных (от знания молдо-приднестровской проблематики) журналистов в Тирасполе внимания не обращали и не обращают. Более того, президентская, парламентская, правительственная пресс-службы открыто пишут о том, что в ходе беседы «товарища А» с «товарищем Б» обсуждалась тематика переговорного процесса. Кстати, вот от кого действительно зависит, будет ли что-то реализовано в ходе переговоров, так это от самих Кишинёва и Тирасполя. Ибо именно они являются сторонами конфликта и соответственно главными действующими лицами переговорного процесса, а не кто-нибудь другой.
Но пойдём дальше. Позвольте ещё одну цитату Игоря Додона: «Кроме переговоров в формате «5+2», которые идут открыто, других переговоров нет». Сам молдавский президент в этом году дважды встречался с Красносельским. Один раз официально в своей резиденции в Голерканах под Кишинёвом. Второй раз неофициально – в Бендерской крепости. В ходе этих встреч два лидера, наверное, обсуждали красоты природы и средневековой османской архитектуры. Кроме того, совсем недавно, 14 декабря в кишинёвском офисе ОБСЕ прошла встреча нового молдавского и прежнего приднестровского политпредставителей – Александра Фленкя и Виталия Игнатьева. Скорее всего, они тоже решили просто познакомиться.
А вообще-то слова Додона о единственности переговоров в формате «5+2» пугают, ведь как можно их расценивать? Желание Кишинёва свернуть двусторонний диалог с другой стороной конфликта и представителями посредников и наблюдателей? Но раунды переговоров в этом формате и так крайне редкое явление. Хотя, согласно ранее принятым договорённостям, должны они проводиться не менее, чем по шесть раз в год. В уходящем году был всего один. В прошлом, позапрошлом и ещё несколько лет к ряду тоже по одному. А последняя встреча формата «5+2» в Братиславе закончилась тем, что молдавская сторона отказалась подписывать итоговый протокол. Он до сих пор не подписан, а сам раунд считается приостановленным.
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас