В последние годы разговоры о кризисе в мировой экономике стали настоящим трендом. Есть в стране или межгосударственных экономических отношениях кризис – для экономических алармистов хорошо, если нет кризиса – значит, его стоит информационно подогреть, раскрутить, в конце концов, просто придумать, насытив сообщениями в стиле «экономика висит на волоске» полосы самых разнообразных изданий. Курс доллара по отношению к рублю и другим валютам пошёл вниз – кризис, курс доллара скакнул вверх – опять кризис. Нефть «подросла» - кризис, нефть «упала» - снова кризис. Кредиты раздают направо и налево – беда для экономики, кредиты давать направо и налево перестали – беда для экономики…
Как же в такой ситуации вести себя обычному человеку, который всё ещё склонен воспринимать сообщения СМИ и различного рода экспертов с достаточной долей доверия? Есть один вариант, который словами своего профессора Преображенского предложил Михаил Булгаков: не читайте по утрам советских (в сегодняшнем случае, по всей вероятности, любых) газет. Но как же без них! Современный человек не готов оставаться в информационном вакууме долгое время.
Попытаемся, однако, на житейском уровне разобраться в том, есть ли кризисные явления в российской экономике, а то, может быть, все слова о проблемах в экономике – от лукавого, и, если они есть, то подумаем над тем, чем они нам с вами грозят.
Конечно, проникаясь нотами всеподавляющего патриотизма, хотелось бы заявить, что экономика страны крепка как никогда, и что никакие долларово-нефте-кредитные козни финансовых воротил нашему брату ничем серьёзным не грозят. Однако даже если упомянутый всеподавляющий патриотизм диагностируется при обычном анализе крови из пальца, проблемы экономического характера не могут быть не видны. В то же время при ближайшем рассмотрении этих самых проблем можно увидеть, что все они стары как мир, и никаких существенно новых вызовов построенная определённым кругом лиц финансовая модель нам с вами не предлагает.
Итак, кризисная проблема номер один, которая объявляется в отношении России, выглядит примерно так: серьёзное замедление экономического роста с одновременным повышением уровня инфляции. Другими словами нам упорно пытаются вбить в мозг чуть ли не на подсознательном уровне, что работать стали мы из рук вон плохо, а потому: получите, распишитесь за очередное повышение цен, которого вроде как и не было бы, если бы не наше общенациональное разгильдяйство... При этом некие экономические эксперты из правительства (а там, оказывается, есть такие) говорят, что выход на самом деле есть. Если россияне не хотят или не могут работать, то нужно создать внутреннюю конкуренцию, ещё в большей степени открыв границы для трудовых иммигрантов. Помнится, не так давно из недр всё того же правительства звучали слова о том, что промышленный рост страны спасёт въезд в Россию никак не менее 12 миллионов пар рабочих рук, которые буквально бросятся поднимать на ноги российские регионы, в особенности, Дальний Восток.
При этом эти эксперты до сих пор не могут толком сосчитать числа «трудовых» мигрантов, не то что в целом по стране, но даже по её отдельно взятым городам. В «аналитических» сводках порой можно встретить потрясающие по своей статистической погрешности данные о числе «трудовых» нелегалов: от 2,5 до 13 миллионов… Кто эти счетоводы, и почему они уверены, что для оздоровления экономики нам бы не помешало предоставить ещё 12 миллионов рабочих мест гостям из солнечных республик – не понятно. Или у правительства есть какая-то неопубликованная программа, согласно которой каждый миллион въехавших в Россию мигрантов будет стабильно усиливать рост отечественной экономики примерно на 1% в год. Если такая программа есть, то почему-то она никак не стыкуется с реалиями, согласно которым от притока иностранных мигрантов в Российскую Федерацию выигрывают разве что коррумпированные чиновники (в погонах, в том числе) и представители систем электронных переводов…
Рост цен. Есть такое дело. Выходит, кризис… Но только, честно говоря, с трудом вспоминаются временные периоды (если не брать во внимание часы или сутки), в течение которых цены бы не росли. Сама экономическая модель, которую нам «любезно предоставили» в начале 90-х не подразумевает того, чтобы цены были стабильными. Почему не предоставляет? Да потому что есть крупные финансовые игроки, которые любое изменение курса успевают превращать в собственный доход. А по большому счёту, в мире вообще не существует такой финансовой модели, при которой стоимость товаров оставалась бы замороженной. Инфляционные механизмы уже заложены в сам процесс развития экономики.
Правда, в нашем нынешнем случае отчётливо наблюдается парадокс. Гиперлиберальные эксперты (ну, или в кавычках) высказываются в том духе, что экономический рост в России скоро сменится либо безмятежным нулём, либо и вовсе спадом, однако при этом никто из них почему-то не старается объяснить, откуда же берётся внушительный процент инфляции. Казалось бы, стагнация в производственной сфере сопряжена с фиксацией цен на определённой отметке, как говорится, до лучших времён. Так было в пиковые периоды кризиса в Евросоюзе и США, куда даже дефляция проникла. При этом курс рубля к доллару и евро, прямо скажем, немногим отличался от нынешних 33-х и 44-х рублей за указанные мировые валюты. У нас же никакой дефляцией и вовсе не пахнет. Парадокс ещё и в том, что рубль падает (или ему помогают падать) при весьма неплохих для отечественного бюджета ценах на нефть (на 16.08.13 баррель нефти оценивается в 109,7 долларов). Другими словами, вырисовывается мегапарадоксальный калейдоскоп: спад производства, падение курса рубля к основным мировым валютам, снижение производительности труда, падение реальных доходов населения, но всё это на фоне дорогой нефти и роста цен, который связан с увеличением спроса населения на товары и услуги. М-да…
Возможно ли такое при прозрачной экономике? Ну, как вообще может человек с падающими доходами увеличивать свой личный спрос на товары и услуги. Разве что речь идёт о полнейшем авантюристе, который решил взять от жизни всё, обращаясь в банки за кредитами, которые он не собирается погашать… Авантюристы в нашей стране конечно есть, но судя по упомянутой тенденции роста цен к глобальному снижению платёжеспособности у нас таких в стране миллионов 100 – никак не меньше… С трудом верится, что причина парадоксальности экономики именно в этом. Зато всё легко объясняется в том случае, если взять и допустить, что наша экономика носит окончательный спекулятивный характер. Другими словами, есть обычный круг, простите, денежных мешков, которым выгоден рост цен с одновременным снижением доходов населения, которое можно подсадить на кредиты и, тем самым, фактически купить со всеми потрохами. Согласитесь, такие фокусы не в каждой стране, что называется, прокатывают… У нас - проходит на ура.
«Вам одобрен кредит на энную сумму, приходите и получите», «Ваша кредитная карта ждёт вас, только зайдите в наш банк», «Вы стали счастливым обладателем кредита под самый низкий во Вселенной процент – ура! ура! ура!», - гласят SMS-сообщения, которые получают миллионы россиян.
Лишь единицы готовы ударить банки и их владельцев «по сопатке». Так, недавно вскрылась небезынтересная история, в которой житель города Воронеж Дмитрий Агарков, получив стандартное приглашение воспользоваться кредитной картой от «Тинькофф КС», взял и дополнил отсканированный документ своими условиями – тоже мелким шрифтом – пусть читают… Условия были простыми: 0% по кредиту, 0% - комиссия по невыплате кредита, плюс то, что банк не имеет права вносить изменения в сей договор. Взял и отправил бумагу с дополнениями тем, кто ему её прислал. Как оказалось, представители «Тинькофф КС» мелким шрифтом только текст набирать умеют, а сами такой шрифт визуально не воспринимают – взяли соглашение и подмахнули... Опомнились тогда, когда Агарков, не сделав ни единого платежа, ещё и в суд ответный иск подал на банк «Тинькофф», в котором требовал 24 миллиона рублей морального ущерба. Господин Тиньков вознегодовал: видите ли, планктон восстал… Посыпались угрозы в адрес воронежца: мол, мы тебя найдём, мы тебе устроим! Только не устроили: пришлось идти на мировую и свою кредитную карту просто аннулировать, чтобы на суд не нарываться… Показательная история, как нужно поступать со спекулятивной экономикой в целом и теми, кто на ней греет руки в частности.
И ещё кое-что об инфляции. Представители экономического и финансового министерств заявляют, что общий уровень инфляции не превысит 6% по итогам года. Если так, то хорошо. Зайдём в магазин. И что мы увидим: хлебобулочные изделия с января 2013 подорожали примерно на 12%, молочная продукция, минимум, процентов на 15. Рост цен на топливо вообще бьёт рекорды последнего времени. Скачки цен на коммунальные услуги тоже. Где же, извините, ваши 6% в год. На это экономисты отвечают: так ведь инфляция складывается из анализа изменения цен на общую массу товаров и услуг. К примеру, хлеб «подскочил» на 12%, а билеты на концерт Юры Шатунова ничего в цене не прибавили: вот тебе и 6% в год... И ведь не поспоришь…
Вывод: сообщения о кризисе – это вообще выгодная штука. Почему? Да потому что особенно впечатлительные сразу устремляются менять валюту, если она у них, конечно, есть; откликаются на банковские призывы «кредитануться», бегут в магазин за солью, мылом и спичками. Потом те же специалисты, которые «предрекали» кризис, скажут: друзья, негативные тенденции в российской экономике временно удалось миновать. И снова – в обменники валют, за кредитами и за солью, а вдруг подлый кризис вернётся. Так и бегают, а «специалисты» доходы от беготни подсчитывают.
Тут уж не до ударной работы – мигранты приедут, за всех отработают…
Автор Володин Алексей
http://topwar.ru
http://topwar.ru