Новая доктрина должна быть утверждена в 2016 году, но уже сейчас ее текст принципиально готов. Останется ли он в таком виде, или в него будут внесены какие-то правки — зависит теперь только от Президента, по поручению которого новый документ и разрабатывался. В любом случае, принципиальные очертания доктрины, скорее всего, останутся в том виде, в котором они уже готовы.
В документах отмечена важность информационно-коммуникационных технологий. Также объясняется особая роль информационной сферы в существовании человека и государства в наше время. Именно в информационной сфере решается множество вопросов, связанных с обеспечением прав и свобод человека, функционирования инфраструктуры и защиты разноплановых интересов страны. Но есть факторы, которые всему этому могут помешать.
Каким конкретно образом? Угрозы собраны в пять блоков.
Блок первый. Воздействие на критическую информационную инфраструктуру России. Речь идет, судя по всему, о взломе российский сетей с последующим деструктивным воздействием на работу энергетики, транспорта. Угроза, на самом деле, ужасная. Речь идет о таких вещах, как работа АЭС и ГЭС, управлении полетами самолетов, движением поездов. Информационно-технический удар по ним способен привести к миллионным жертвам и прекращению нормальной жизнедеятельности государства.
Блок второй. Стратегический и, можно сказать, ключевой. Речь в нем идет об угрозах, которые специалисты относят к сфере информационно-психологической безопасности. В актуальной пока еще редакции доктрины от 2000 года данные угрозы были описаны весьма размыто. Сейчас же наверстывается упущенное. Ведь речь идет о том, благодаря чему во многом было понесено поражение в Холодной войне, развален Советский Союз, "отбиты" у СССР и России, а впоследствии — уничтожены или втянуты во враждебные блоки — союзные некогда государства. Сухой язык документа говорит по этому пункту об использовании ИКТ для подрыва суверенитета, территориальной целостности, дестабилизации ситуации. К формам и методам агрессии отнесены и недостоверные публикации в иностранных СМИ о России, и, что самое главное, "наращивание информационного воздействия на население страны, в первую очередь на молодежь, с целью размывания культурных и духовных ценностей, подрыва нравственных устоев, исторических основ и патриотических традиций". Ради самой этой фразы уже стоило бы разрабатывать новую доктрину! Ведь это документ стратегический. Признание необходимости обеспечения именно информационно-психологической безопасности само по себе существенно расширит поле работы и государственных учреждений, и общественных патриотических объединений, а также даст толчок для развития нормативной базы в этом направлении. Более того: это, по идее, должно стать толчком и для определенной реорганизации ряда государственных, в том числе, и силовых структур.
США уже очень давно не скрывают наличия у себя многочисленных подразделений, отвечающих за психологические операции, а также — реализацию соответствующих операций своими спецслужбами. Эксперты давно говорили о необходимости развертывания не менее масштабных "контрструктур" в России. И теперь под эти меры будет заложена пока еще стратегическая необходимая нормативная база. Еще во времена СССР этим занимались в значительной мере структуры-"смежники", что не могло не сказаться на качестве работы.
В определенном смысле, Россия, казалось бы, находится в выигрышном положении, так как стоит на правдивых позициях и взывает к здравому смыслу. Но в наше время этого, увы, чаще всего оказывается мало.
Разве плохо жилось населению Ливии, в том числе, и той его небольшой части, которая вышла на провокационные акции? Ну и, конечно, той — большой, которая молча сидела дома и ждала, что будет, не защищая свое государство? Разве не было очевидно, что так называемая "революция" не приведет ни к чему хорошему? Сегодня государства как такового нет, на его территории царит кровавый хаос, но только теперь многим становится ясно, что они потеряли на самом деле.
А Украина? В стране были проблемы. Жизнь была небогатой. Но существовал объективный прогресс: достаточно посмотреть на графики роста ВВП и благосостояния населения. Но, тем не менее, значительная часть населения страны превратилась в обезумевшее, кровожадное стадо, лишенное разума, логики и даже банального инстинкта самосохранения, которое под руководством бессовестных аферистов ринулось уничтожать все на своем пути, совершать массовые убийства. Даже знания на уровне средней школы говорили о том, что разворот на Запад бесперспективен и смертелен для экономики государства. И так, естественно, и случилось: экономика за год рухнула до уровня беднейших африканских стран и продолжает падать. И то, что украинцы пока еще не совсем обнищали — заслуга исключительно СССР, наследие которого пока еще проедается. По мере выхода из строя советской еще энергосистемы, инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства и других систем жизнеобеспечения заменить их будет просто нечем. Если до этого момента украинское общество не сменит вектор движения на 180 градусов, оно окажется просто в каменном веке! Информационно-психологическая операция против населения Украины была проведена настолько успешно, лишение значительной части украинцев разума оказалось столь глубоким, что миллионы людей, несмотря на окружающую их реальность, все еще верят в "победы" и перспективность "европейского выбора".
Как мы видим, психологические операции могут быть настолько эффективны, что люди просто перестают отличать правду от лжи и теряют человеческое обличье. И если кто-то скажет, что с россиянами это невозможно, напомню, как миллионы россиян повели себя, скажем, в августе 1991 года.
Истина тоже часто нуждается в защите. Поэтому проблемы, поднятые во втором блоке угроз, описанных в доктрине, более чем остры и актуальны.
Блок третий. Рост масштабов компьютерной преступности. Думаю, тут все и так понятно. Проблема есть. И множество людей, сталкивающихся с проблемами типа компьютерных взломов, краж персональных данных, похищения денег с банковских счетов и получения вирусов, подтвердят это.
Блок четвертый. Отставание России в создании конкурентоспособных информационно-коммуникационных технологий. Увы, проблема действительно стоит сегодня остро. Абсолютное большинство российских пользователей сидят за импортными компьютерами, используют импортные ОС и общаются по импортным средствам связи. Это одновременно создает критическую зависимость от иностранного производства и содействует формированию информационной уязвимости как в плане возможного деструктивного влияния, так и в плане массовых утечек информации (особенно в разрезе разоблачений, сделанных Сноуденом и его "последователями"). В свое время СССР был одним из мировых лидеров в области развития компьютерных технологий, но потом началось отставание. А с 90-х у нас и вовсе пошли по пути наименьшего сопротивления, массированно используя импортную продукцию. Сейчас отечественные исследователи, конструкторы и производители уже готовы похвастаться серьезными наработками, но очень хотелось бы, чтобы они в сжатые сроки смогли применить их на практике в масштабах всей страны.
Блок пятый. Тут лучше процитировать. Речь идет о "стремлении отдельных государств использовать для достижения экономического и геополитического преимущества технологическое доминирование в глобальном информационном пространстве". Думаю, всем понятно, о ком идет речь: многие помнят рассуждения на тему "исключительности США" от Барака Обамы. Эта формулировка — уже гигантский шаг вперед в деле обеспечения национальной безопасности. Тот, кто больше всех угрожает России и ведет по отношению к нам откровенно агрессивную политику, обозначен, причем весьма тонко. Ведь исторически противниками России всегда были именно те, кто исповедовали свою "исключительность" и мечтали о неком глобальном господстве: крестоносцы в Прибалтике, Наполеон, Гитлер. Теперь их духовные наследники за океаном...
Россия, согласно проекту новой доктрины, планирует реагировать на угрозы не только нормативно, но и развивая силы и средства информационного противоборства (о необходимости чего мы уже говорили выше), "предпринимая усилия для создания в информационной сфере системы "стратегического сдерживания и предотвращения военных конфликтов"". Сама прямая и откровенная постановка этого вопроса (наконец-то!) — еще один огромный шаг вперед.
Отдельно оговорена необходимость "противодействия деятельности по информационному воздействию на население, и в первую очередь, на молодых граждан страны, имеющей целью подрыв исторических, духовных и патриотических традиций в области защиты отечества". Необходимость делать это на системном уровне назрела уже очень давно.
Также говорится в документе о работе по созданию российской конкурентоспособной ИТ-отрасли. О важности этого мы уже упоминали, разбирая угрозы.
Что характерно, СМИ, которые принято считать либеральными, встретили проект доктрины хоть и без открытой жесткой критики, но весьма холодно. В статьях, посвященных документу, так и чувствовались "поджатые губы" их авторов в момент написания.
Либералы же в соцсетях были более откровенны. Уже возникла легкая паника, в доктрину полетели первые комья информационной грязи. Зазвучали слова "паранойя", "страшилки", "противоборство". Пока страны Запада совершенствуют, развивают силы информационно-психологической борьбы и проводят против нас психологические операции, нам предлагают "поднять лапки и не рыпаться". Ага. Не дождетесь!
Судя по проекту доктрины, российское руководство сделало из сложившейся ситуации непростые объективные выводы. Становится очевидно, что некоторые силы, верящие в свою "исключительность", слов мира слышать просто не хотят — и поэтому нужно быть готовыми к защите.
Надеюсь, что уже в скором будущем к известному выражению о том, что "у России есть только два союзника — ее армия и флот" можно будет добавить: "... и силы информационных войск".
Источник: http://politrussia.com