О маршале Катрине-Доминике Периньоне говорили, что, начав свою службу при Людовике XVI, он вышел в отставку при другом короле династии Бурбонов, Людовике XVIII, словно и не было Французской республики и империи Бонапарта, которым он, хоть и не слишком охотно, но хорошо служил на протяжении многих лет.
Первые годы жизни Доминика Периньона
Родился герой нашей сегодняшней статьи 31 мая 1754 года в городе Гранада (Гранада-сюр-Гаронна, в 25 км от Тулузы) и был гасконцем – как Мюрат (родившийся близ Тулузы), Бернадот (родился в городе По, столице исторической области Беарн), Ланн (родился в Лектуре, расположенном на Пути святого Иакова) и Бессьер (из Прейссака, что рядом с Каором). Один из предков будущего маршала получил дворянство в 1706 году, наследственные земли семьи находились в окрестностях города Монтех. Род Периньонов считался довольно богатым, но не знатным. Поскольку служба в армии была традиционной для мужчин этой семьи, никто не удивился, что и Катрин-Доминик избрал карьеру офицера. После учебы в военной школе Тулузы, он в чине су-лейтенанта 6 июля 1780 года оказался в лионском пехотном полку. А 2 августа 1782 года ему удалось перевестись в полк королевских гренадеров, размещенный в провинции Керси, главным городом которой был Каор (Кагор). Из статьи «Маршал Бессьер, земляк, друг и соперник Мюрата»
вы должны помнить, что эти два маршала учились в Каорском коллеже. Некоторое время Периньон служил адъютантом графа де Прейсака. Молодой офицер намеревался отправиться в Америку, где в это время французские войска генерала Рошамбо сражались против англичан на стороне восставших колоний, однако на эту войну, в отличие от двух других будущих маршалов – Бертье и Журдана, он не успел. Между тем 22 мая 1781 года вышел эдикт военного государственного секретаря Франции (аналог должности военного министра) Филиппа Анри де Сегюра, согласно которому теперь офицерское звание не могли получить выходцы из простого народа, а путь к высшим офицерским должностям был закрыт для дворян недостаточно знатного происхождения. Немного поразмыслив, в 1783 году Доминик Периньон ушел в отставку и вернулся в свои родовые земли, где стал исполнять обязанности мирового судьи. 14 февраля 1786 года он женился на Элен-Катрин де Гренье, в этом браке родилось 11 детей. Старший сын маршала, лейтенант Пьер де Периньон, в 1807 году в возрасте 18 лет погиб, сражаясь против русской армии во время битвы при Фридланде. Другой отпрыск этой семьи Франсуа-Анри, одно время был адъютантом Мюрата, получил от Наполеона орден Почетного легиона, в 1819 году занял место отца в Палате пэров Франции.
На службе Французской республике
После начала революции Доминик Периньон получил звание подполковника в одном из батальонов Национальной гвардии, а в 1791 году от департамента Верхняя Гаронна он был избран депутатом Законодательного собрания Франции. Здесь он примкнул к правым, входил в состав Военного комитета, но политическая карьера у него не задалась. В 1792 году в звании подполковника 38-летний Периньон отправился в Восточно-Пиренейскую армию (Armee des Pyrenees-Orientales), где стал командиром так называемого Легиона Пиренеев (Legion des Pyrenees).
Командующим этой армией был генерал Жак-Франсуа Дюгомье, который ранее возглавлял французские войска под Тулоном и одобрил план штурма этого города, предложенный капитаном Бонапартом. В армии дела у Периньона пошли лучше, чем в Законодательном собрании. Его даже не затронули якобинские чистки 1793–1794 годов. А избежать репрессий было тогда довольно трудно. 5–6 апреля 1793 года был сформирован Комитет общественного спасения, членами которого стали 9 человек. И уже 9 апреля было принято решение о направлении в армии (которых на тот момент было 11) «представителей народа». В каждую армию были направлены по три человека с самыми широкими полномочиями. Количество дворян во французской армии резко уменьшилось. Если в апреле 1792 года в ней служили 117 генералов дворянского происхождения, то к 1 января 1794 года таковых осталось лишь 62. Но репрессии продолжались до 9 термидора (переворот 27–28 июля 1794 года), и на гильотину были отправлены 54 разжалованных генерала. В их числе оказался и Александр Богарне, муж Жозефины, бывший председатель Учредительного собрания и командующий Рейнской армией, казненный за 4 дня до Термидорианского переворота. Не избежал казни и генерал Адам-Филипп де Кюстин – участник Семилетней войны и боевых действий против Британии в Северной Америке на стороне восставших колоний в составе корпуса графа Рошамбо, командующий Вогезской (1792 г.) и Северной (1793 г.) армиями. Он был гильотинирован 23 августа 1793 года. Были отправлены в отставку будущие маршалы Бертье, Груши, Монсе (Монсей), а Даву и Келлерман – арестованы. В армию все они смогли вернуться только после переворота 9 термидора. Другому будущему маршалу – Серюрье, повезло больше: его опала была недолгой, и скоро он вернулся в строй – ещё до падения Робеспьера. Наполеон, кстати, тогда скрывал свое дворянское происхождение и уже после Тулона был арестован за то, что ему симпатизировал Люсьен Робеспьер, брат диктатора. А вот Периньон и Макдональд репрессированы не были. Более того, Макдональду (бывшему адъютанту бежавшего к австрийцам Дюмурье) представители Конвента пригрозили арестом в случае ухода в отставку. Но вернёмся к Восточно-Пиренейской армии, в которую отправился Доминик Периньон. В июле 1793 года он принял участие в сражениях при Тюире и Мас-де-Серре, был повышен до полковника.17 сентября 1793 года был ранен штыком в бедро в сражении при Пейресторте и на следующий день получил звание бригадного генерала. Уже 22 сентября раненый Периньон отличился в битве при Труильях.
7 декабря 1793 года Периньон становится дивизионным генералом. 7 июня он командует центром в битве при Ла-Ханкере, 6 августа назначается командиром 6-й пехотной дивизии.17–20 ноября 1794 года состоялось сражение при Сьерра-Негре, в котором погибли два командующих армиями: француз Дюгомье (18 ноября) и испанец Луис Фирмин де Карвахаль (20 ноября). В этой же битве прославился военный хирург Доминик Ларри (Ларрей), сделавший за 4 дня 700 ампутаций.
Впереди у него была многолетняя плодотворная деятельность, неофициальное звание «отца полевой хирургии» и официальное – академика, орден Почетного легиона степени командора и титул барона империи. В 1992 году его останки были перезахоронены в парижском Доме инвалидов. В битве при Сьерра-Негре французы победили, и командующим Восточно-Пиренейской армией стал генерал Периньон. Под его руководством эта армия захватила Фигейрос, победила в сражениях при Булу, Эсколе и Розесе, но потерпела неудачу в битве у Баскары. Однако главных и решающих успехов в той войне добилась другая французская армия – Западно-Пиренейская, которой командовал полководец, о котором было рассказано в статье «Маршал Монсей. Шеф жандармов с репутацией человека чести»
. После завершения войны Периньон получил должность командующего армии побережья Бреста, а затем – возглавил объединённые армии Бреста и Шербура. 16 октября 1795 года генерал был избран в Совет Пятисот (Conseil des Cing-Cents) от департамента Верхняя Гаронна, а затем последовало предложение занять пост военного министра Франции. Периньон отказался и 26 ноября отправился послом в Испанию. Здесь он от имени Франции в августе 1796 года подписал Сан-Идельфонсский мирный договор, но 21 декабря 1797 года был отозван. Дело в том, что господин посол был замечен в каких-то подозрительных операциях, связанных с контрабандой. Да при этом ещё и завел в Мадриде горячую молодую «подругу», оказавшуюся шпионкой французских роялистов. А что вы хотите: 53 года мужику и, быть может, последняя возможность «догулять» по принципу «тебе уже 18, а мне всего 47». Однако особых репрессий не последовало. Вернувшийся во Францию генерал был определён в резерв, а уже 14 октября 1798 года получил назначение в Итальянскую армию. В мае 1799 года мы видим Периньона командующим французскими войсками в Лигурии, в августе того же года он стал командующим левого крыла Итальянской армии.Роковым для военной карьеры Доминика Периньона, как и для другого будущего маршала – Серюрье, стало сражение против Суворова. Серюрье досталось чуть раньше – в сражении у реки Адда, где 28 апреля этот генерал попал в плен, но был отпущен под честное слово не воевать до конца кампании (он вообще с тех пор больше не воевал).
А последним сражением Периньона стала знаменитая битва при Нови (15 августа 1799 года). Здесь он командовал левым флангом, на котором находились дивизии Лемуана и Груши (которая не успела занять позиции и вступала в бой с ходу). В Италии уже потерпели поражение генералы Шерер, Моро и Макдональд. Исправлять ситуацию отправили Бартелеми Жубера – молодого и перспективного полководца, который уже получил от Сийеса предложение разогнать надоевшую всем Директорию и стать военным консулом Франции. В битве при Нови левофланговые части французов сражались против австрийских частей генерала Края. Здесь в самом начале сражения и погиб генерал Жубер, который, желая воодушевить пятившихся французских пехотинцев, въехал в их ряды на коне – и получил смертельное ранение.
Возглавивший французскую армию Моро, отправил на помощь дивизиям Лемуана и Груши бригаду из центральной группировки своих войск. Оценив обстановку, Суворов нанес удар по ослабленному центру французов, но тем на протяжении долгого времени удавалось удерживать свои позиции. Удачным оказался удар по правому флангу противника, где резервные войска Меласа сумели зайти в тыл французской армии, после чего русские части Багратиона и Дерфельдена ворвались в крепость Нови в центре. Теперь под угрозой полного окружения вынуждены были отступать и левофланговые соединения французов, которые оказались в критическом положении у деревни Пастурано. С центра на них наступали австрийцы, с фланга – русские. Здесь, отчаянно сражаясь в арьергарде рядом с рядовыми, 55-летний Доминик Периньон был несколько раз ранен (в том числе – в голову) и, потеряв сознание, взят в плен. Оказался в плену и Груши, который в том сражении получил 14 ран (из них 4 – сабельные). Во Францию будущие маршалы вернулись после обмена пленными – в июне 1800 года. Как и Серюрье, участия в боевых действиях Периньон с тех пор не принимал. 5 января 1801 года Доминик Периньон был назначен командующим X военного округа со штаб-квартирой в Тулузе. 12 апреля 1801 года он стал членом Сената, а затем (с 27 октября 1802 года) – вице-президентом Сената. 11 сентября 1802 года он возглавил комиссию по урегулированию границ между Францией и Испанией.
Маршал Периньон в империи Бонапарта
6 мая 1804 года Периньон от имени депутатов Верхней Гаронны призвал Наполеона принять титул императора. Во время коронации (18 мая) он нес скипетр Карла Великого. А на следующий день Бонапарт присвоил ему звание «почётного маршала» новой империи. Другими почетными маршалами стали Келлерман, Лефевр и Серюрье. Предполагалось, что почётные маршалы не будут продолжать реальную службу в армии, удовольствовавшись статусными должностями, но Лефевр стал исключением из этого правила. 14 июня следует награждение знаком Большого орла ордена Почетного легиона. Наполеон вообще с симпатией относился к Доминику Периньону, о чем свидетельствует одно из писем Жозефины:
«Император очень любит его, и я очень к нему привязана».
18 сентября 1806 года Периньон получил назначение на должность генерал-губернатора Пармы и Пьяченцы.14 марта 1808 года он получил титул графа империи, 23 июля того же года стал губернатором Неаполя и командующим французскими войсками на территории Неаполитанского королевства. На этих постах Периньон сменил маршала Журдана, который отправился в Испанию вместе с Жеромом Бонапартом.
В Неаполе Периньон оставался до 1813 года, став близким другом новой королевской четы – Иоахима Мюрата и Каролины Бонапарт. Когда Мюрат примкнул к VI антифранцузской коалиции, Периньон руководил выводом французских войск из Неаполитанского королевства, а затем подал в отставку.
Последние годы жизни маршала Периньона
После отречения Бонапарта маршал присягнул Бурбонам, получив орден святого Луи, должность специального королевского комиссара I военного округа и Комиссии по переаттестации офицеров (Сommission chargеe de l`examen des titres des anciens officiers), а затем – и звание пэра Франции. Возвратившийся во Францию Наполеон 28 марта 1815 года назначил его командующим X военного округа, однако уже 4 апреля не веривший в прочность его власти Периньон подал в отставку (и 10 апреля был исключён из списка маршалов Франции). Вновь вернувшийся к власти Людовик XVIII восстановил его в звании маршала и назначил командующим вначале Десятым военным округом, а потом – Первым. Периньон участвовал в суде над Неем и голосовал за его казнь. Напомним, что за казнь этого маршала проголосовали также еще 4 маршала (Келлерман, Серюрье, Виктор и Мармон) и 17 генералов и высших офицеров Наполеоновской армии (в том числе генералы Дюпон, Латур-Мобур, Лористон, Дессоль, Мезон).Наконец, 31 августа 1817 года Доминик Периньон получил титул маркиза. Но дни маршала уже были сочтены. 25 декабря 1818 года он умер в Париже от инсульта (в возрасте 64 лет) и с государственными почестями был похоронен на кладбище Пер-Лашез.
А вы говорили в России нет других Лидеров... Есть. И когда они станут у руля, наши "партнёры" будут вспоминать Темнейшего, как самого доброго в мире Санту!