Армия обороны Израиля известна своим бережливым отношением к вооружениям и технике. Так, в ходе арабо-израильских войн ей удалось захватить сотни и тысячи единиц вражеского оружия и техники, в основном советского производства. Значительную долю такой материальной части приняли на вооружение. Полученные таким образом боевые машины могли использоваться в исходном виде, с незначительными доработками или после большой модернизации – в зависимости от потребностей АОИ.
Богатая добыча
История массового использования советской бронетехники в АОИ восходит к Шестидневной войне в июне 1967 г. По результатам нескольких дней боев израильские военные насчитали на отбитой территории порядка 820 брошенных танков и самоходок, а также сотни единиц другой техники. Среди трофеев имелось не менее 350 средних танков Т-54/55, большая часть которых была исправной или требовала мелкого ремонта.В кратчайшие сроки эта техника была поставлена в строй. К концу лета у АОИ было 130 строевых Т-54/55, а в 1968-69 гг. получили еще 150. В израильской армии советские средние танки получили обозначение ТИ-67 и название «Тиран». Вскоре этой технике пришлось участвовать в бояхВо время «Войны Судного дня» в 1973 г. Израиль взял еще более богатые трофеи. Общее количество захваченных танков превысило 1,5 тыс., в т.ч. более 500 исправных. При этом среди трофеев оказалось ок. 200 новейших средних Т-62. Вскоре 72 такие машины пополнили парк бронетанковых войск АОИ.Также в ходе нескольких войн Израиль захватывал десятки и сотни САУ разных типов, бронетранспортеров, автомобильной техники и т.д. Трофеи, имеющие хорошее состояние или подлежащие ремонту, принимались на вооружение и распределялись между частями.
Следует отметить, что трофейная бронетехника имела большое значение для АОИ. Количественные и качественные показатели армии в тот период не отвечали всем требованиям и пожеланиям, что являлось прямой угрозой национальной безопасности. При помощи трофеев армии удавалось наращивать парк до приемлемого количества, повышая общую боеспособность и компенсируя потери. При этом достигались весьма интересные результаты. Так, в середине семидесятых ок. 20% всего количества танков в АОИ составляли советские машины.Первые танки «Тиран» и технику других типов удалось поставить в строй уже летом 1967 г., всего через несколько недель после ее захвата. Тогда на вооружение поступили трофейные машины, имевшие самое лучшее состояние и не нуждавшиеся в восстановлении. Процессы мелкого и среднего ремонта остальных танков, САУ и т.д. осуществлялись в течение нескольких лет, после чего восстановленную технику передавали в войска.
В исходном виде
В первые годы подготовка трофеев к службе не предусматривала серьезных изменений. Все доработки ограничивались установкой новой радиостанции, соответствующей израильским стандартам, и заменой табличек на рабочих местах. В ряде случаев на этом этапе заменяли пулеметы. Танк Т-54 после таких процедур получал название «Тиран-1», а Т-55 становился «Тираном-2».В 1973 г. схожие доработки прошли трофейные танки Т-62. Их боевые качества, определяемые броней и вооружением, посчитали достаточными, и потому ограничились лишь ограниченным переводом на израильские стандарты по типу «Тиран-1/2». Обновленный Т-62, по аналогии с предыдущими трофеями, получил обозначение «Тиран-6».
Начиная с 1967 г., Израиль сумел захватить не менее 65-70 плавающих танков ПТ-76. Эта техника, как и другие танки, дорабатывалась под местные стандарты и ставилась на вооружение. Эксплуатация ПТ-76 продолжалась до начала восьмидесятых годов. Тогда их признали морально и физически устаревшими, а модернизацию посчитали нецелесообразной.Трофейные бронемашины в исходной комплектации не всегда устраивали АОИ, из-за чего запускались проекты их модернизации. Сначала они были направлены только на повышение боевых и эксплуатационных характеристик техники. В дальнейшем некоторые проекты создавались с прицелом на экспорт.
Израильская модернизация
Первыми появились проекты «Тиран-4» и «Тиран-5», предусматривавшие модернизацию Т-54 и Т-55 соответственно. Они предлагали сохранение штатной брони и 100-мм орудия. При этом заменялась часть внутренних агрегатов, а на башне устанавливались крупные корзины для имущества. Спаренный и зенитный пулеметы советского производства заменялись американскими M1919A4. На части машин на крыше башни монтировалось сразу два пулемета. Кроме того, на орудии жестко крепился крупнокалиберный M2, а на борту башни помещался 60-мм миномет.Следующий проект «Тиран-4Ш» (от «шарир» – сильный) предусматривал замену пушки Д-10Т2С на британскую 105-мм L7. Соответствующим образом перестраивались укладки боекомплекта и заменялись прицельные устройства. Аналогичным образом модернизировались танки «Тиран-5».
Ввиду наличия импортных альтернатив, трофейные САУ не подвергались серьезной модернизации и достаточно быстро снимались с эксплуатации. В то же время, АОИ активно использовала захваченные колесные бронетранспортеры по типу советского БТР-152. Сначала доработки ограничивались только установкой собственного вооружения и средств связи с сохранением транспортной функции. В этом качестве они дополняли имеющиеся БТР американского производства, в т.ч. устаревших типов.По мере продолжения службы, БТР-152 и БТР-50 становились носителями различной аппаратуры и вооружений. Их перестраивали в командно-штабные машины, зенитные самоходки с малокалиберными орудиями, инженерную технику и т.д. Более глубокие модернизации, затрагивающие конструкцию и состав ключевых агрегатов, насколько известно, не проводились. Это было связано с постепенным наращиванием парка современных M113, которое позволило отказаться от импортных и трофейных аналогов.
Последние проекты
В первой половине восьмидесятых годов «Тираны» первых версий, выполненные на основе Т-54/55, посчитали морально устаревшими. При этом техника сохраняла остатки ресурса и все еще могла использоваться войсками. Из соображений экономии, было решено перестроить часть танков в тяжелые бронетранспортеры. Такие машины получили название «Ахзарит» и поступили на вооружение АОИ.Тогда же был создан проект модернизации танков Т-54/55 и Т-62 для продажи за рубеж. Он предусматривал сохранение броневого корпуса и башни, вооружения и т.д. в конфигурации «Тирана-4/5Ш». Одновременно с этим заменялись двигатель и трансмиссия, средства управления огнем и иные агрегаты. Модернизация была выполнена в основном за счет импортных изделий.К середине восьмидесятых АОИ смогла создать полноценный парк бронетехники со всеми необходимыми образцами. Часть нужных машин, таких как танки, выпускалась самостоятельно. Другие современные изделия закупали за рубежом. В складывающейся ситуации необходимость в сохранении устаревающих «Тиранов» и других бронемашин отпадала.
В первой половине восьмидесятых начался процесс списания старой техники. «Тираны», ПТ-76 и т.д. отправлялись на утилизацию или проходили ремонт и продавались третьим странам. При этом процесс перевооружения серьезно затянулся. Так, последние «Тираны» ушли из частей только в прошлом десятилетии. Кроме того, несмотря на появление более новых и совершенных образцов, в АОИ все еще остается около сотни «Ахзаритов».В течение длительного времени АОИ не имела финансовых и иных возможностей для быстрого и полномасштабного строительства бронетанковых, артиллерийских и иных войск. Вследствие этого ей приходилось уделять особое внимание трофеям, которыми тоже можно было усиливать свои части. При этом армия демонстрировала высокую эффективность, и недостатка в захваченной технике не было.При помощи сотен «Тиранов» нескольких версий, разнообразных бронетранспортеров и другой техники АОИ смогла пережить наиболее сложный период своего существования и решить поставленные военные и политические задачи. Параллельно с этим создавался промышленный задел для развертывания производства всей необходимой техники. И после наступления относительного мира его использовали в полной мере. Трофейные бронемашины почти полностью ушли из частей, но остались в истории Израиля.