Только что был очередной день рождения самого "дорогого россиянина" в нашей истории – Бориса Николаевича Ельцина. Но дорогого не потому что его любимым обращением было "дорогие россияне", а потому что этот правитель обошелся России наиболее дорого.
Ущерб, нанесенный его правлением стране, не компенсирован по сей день – и неизвестно, когда будет компенсирован, если будет вообще. Трудно найти другого подобного правителя в нашей истории. Ошибки совершали многие, но столь открыто и целенаправленно разрушением страны не занимался никто.
Но при всем этом, "дорогой Борис" являет собой и иной общественный феномен. Он заключается в том, что этот правитель едва ли не единственным во всей российской истории был "избран на трон" при массовой поддержке народа.
Конечно, можно тут вспомнить и нынешнего нацлидера. Но всенародность его избрания весьма условна, потому что Путин всегда находился в условиях, когда за ним стоял определенный админресурс, а его противники представляли собой дискредитировавшие себя силы.
Ельцин же в 1991 году, когда проходили первые "демократические выборы" – такого ресурса не имел. Но несмотря на это получил подавляющее преимущество над ближайшим соперником Николаем Рыжковым, набрав 57,3% голосов против набрал 16,85% соперника. А ведь за советским премьером Рыжковым стояла тогда еще существовавшая КПСС, которая потенциально могла дать более 16 млн. голосов только за счет одних своих членов. А Рыжков набрал всего 13 млн.
Впрочем КПСС в те годы стремительно теряла авторитет, и даже многие ее члены давно уже не были идейными коммунистами, просто не спешили класть партбилет на стол. Поэтому для Рыжкова коммунистическая аура имела скорее отрицательное значение.
Народная поддержка, можно даже сказать сверхподдержка, полученная Ельциным на выборах, очень скоро после его избрания (12 июня 1991 года) была подтверждена миллионными митингами, которые прошли в поддержку президента России в августе 1991 года. А заодно и тем потрясающим равнодушием, с которым бывшие советские люди встретили распад СССР, случившийся всего через четыре месяца после августовских событий.
Да, всего через год после распада СССР многое изменилось, а через два уже пришлось стрелять в тех, кто пытался "развернуть время вспять". Но справедливости ради надо сказать, что желающих "развернуть" было не слишком много и за пределы столицы события не вышли.
Так "дорогой Борис" пришел во власть, при всесторонней поддержке – не со стороны еще не существовавших тогда олигархов или иных денежных мешков, а со стороны абсолютного большинства позднесоветского общества.
И это общество легко, слишком легко, потрясающе легко прощало Ельцину все ошибки и недостатки – и пьянство, и партийное прошлое, и развал страны, и многое другое.
И даже в 1996 году, когда стало уже очевидно, что "ельцинский капитализм" бросил в нищету большую часть россиян – все равно нашлось немало тех, кто добровольно, безо всякого принуждения, пошел и поставил галочку в бюллетене напротив фамилии "дорогого Бориса".
Лишь к 1998-1999 годам у народа пропали иллюзии. Чтобы это случилось, помимо обнищания начала 1990 годов, потребовался еще и дефолт, повторно бросивший народ в пучину нищеты.
Только после этого Борису Николаевичу пришлось сказать свое знаменитое: "Я устал, я ухожу!"
Почему же нашему обществу понадобилось целых 10 лет, полных невзгод и разрушений, потерь и нищеты, чтобы отвернуться от "дорогого Бориса"?
Почему большинство проголосовало за Ельцина в 1991 году, несмотря на его принадлежность к той же партии, в которой состоял Рыжков?
Народ хотел обновления власти. И не просто хотел – жаждал. Народ ждал нового национального лидера настолько сильно, что стоило только Ельцину показаться таковым, как миллионы ринулись в его поддержку. Да он и на самом деле был таковым – плохим, как выяснилось в дальнейшем, но все же новым лидером. И народ, увидев в Ельцине нового лидера, увидев в нем готовность обновлять власть – проголосовал за него, не задумываясь, а хорош ли он на самом деле, как именно он будет обновлять власть и чем это обернется.
А потом народ долго и упорно надеялся, что рано или поздно "демократический режим" придет к тому состоянию, когда будет удовлетворять интересы большинства. И заживем как в Германии и во Франции – надо только потерпеть и подождать. И народ терпел – пьяного Ельцина, циничных Чубайса, Гайдара и других. Терпел, потому что видел в них лишь переходный этап к "светлому демократическому будущему".
К реальности все это не имело никакого отношения. Это были просто иллюзии, ошибки позднесоветского мышления, слепая жажда новизны и вера в популистские тезисы, что рынок все отрегулирует, демократия – лучшая форма власти и тому подобные.
Но это все в прошлом, а теперь про настоящее.
Сегодня наше общество снова жаждет обновления власти, устав от затяжного правления Путина, от его четырех президентских сроков, от последних пяти лет экономической стагнации и падения уровня жизни.
Народ вновь ждет нового лидера, какого – никто не знает, но обязательно нового, в котором можно будет увидеть надежду на новую лучшую жизнь.
Но не повторим ли мы ту же ошибку мышления, которая в прошлом дала стране "дорогого Бориса"? Можт хватит громить страну до основания, а затем....