Достоевский. Легенда о Великом Инквизиторе
В человеке есть две природы. Высшая природа в человеке на языке религии определяется словом духовность. На языке светских людей высшее в человеке называется нравственностью, сферой морали и т.д. Низшая природа - "ветхий человек", плоть, сфера животная. Эти две природы, соединенные в человеческой личности, есть источник трагичности человеческой истории вообще и человеческой индивидуальности в частности. К слову сказать, христианский запрет на осуждение ближнего подразумевает, что человек не исчерпывается своими злыми делами ибо в каждом без исключения человеке есть и высшее начало, а значит любой самый конченный злодей способен каяться.
В традиционном докапиталистическим обществе Премодерна общественная и личная жизнь управлялась нормами религии и традиции. Высшее начало в человеке всячески стимулировалось, ставилось идеалом, низшая же природа жестко подавлялась. Святые мужи славились как примеры для подражания, в таких людях воспевалась торжество духа и вечности над тленом. Прославлялись также, например, герои, жертвовавшие собой за веру или во благо общества. Низменное же начало в человеке всячески подавлялось системой запретов, как религиозных так и традиционных, оснащенных системой весьма жестких наказаний за нарушение таких запретов.
Подражать идеалам призывали каждого человека с самого детства, одновременно строго наказывая его за злые дела с целью развить в ребенке страх совершать порочные поступки. Это - суть процесса традиционного воспитания личности.
Капиталистическое общество Модерна "освободило человека от оков религии" и вырвало его из традиционного уклада сельской общины живущей ритмом природного цикла. Человек стал светским и городским, буржуазным. Чтобы длить процесс нравственого воспитания человека, взамен Идеалов религии и традиционных норм нравственности возвели светские идеалы культуры, единства нации и священства национальной истории, примеры национальных исторических героев. Буржуазному обществу Модерна еще нужна была именно нравственно оформленная личность, способная к добросовестному труду и исполнению гражданского долга. Низшая же природа в человеке после ослабления авторитета церкви и религиозных и традиционных запретов, продолжалась жестко обуздываться уже и системой публичного права. Капитализм теоретически разработал и практически воплотил Правовое государство в жизнь.
Здесь важно: как только массовое общественное сознание отреклось от веры в Бога, тут уже борьба за раскрытие высшего начала в человеке оказалась в принципе проигранной. Ибо если отвергнуться Бога и Вечности, то понятия духовности и морали оказываются лишенными метафизического смысла, обратившись просто в пустые слова, звуки речи.
Культура классического капитализма еще попыталась возвышать человека как Человека, носителя разума, субьекта исторического восхождения и т.д., но само то капиталистическое социальное развитие принялось истово эксплуатировать эгоизм, жадность, жестокость, борьбу с ближним за богатство и иные низменные качества личности, обусловленные темной стороной в человеке. Бытие определяет сознание, поэтому нерелигиозный буржуа со временем окончательно отбросил всякую идею о высшем назначении человека и полностью отдался ревностному служению плотскому потребительству. А это и есть содержание хроники Постмодерна.
Постмодерн есть логически закономерный апофеоз буржуазного образа жизни. Коль уж Бога то нет, вещает Постмодерн, то и Добра никакого нет, и Вечности нет, и морали нет, и идеалов нет... Это же слова, в которые можно толкать любое содержание. Посмотрите, вся постмодернисткая антикультура есть жонглирование этими понятиями с демонстрацией их бессодержательности.
Но Постмодерн творит то, на что классический капитализм еще не дерзал покушаться. Постмодерн активно разрушает нормативную сетку, сдеживавшую низменного, животного человека в узде пусть и буржуазной, но морали, нормы и права. Нравственная личность Постмодерну уже не нужна от слова вообще. Человека заменяют технологиями, и технологии будут работать, служить и защищать господствующий класс. Если низменному в человек присвоить образ свиньи, то Постмодерн распахнул настеж двери клетки, в которой человечество пыталось эту свинью удерживать, и принялся всячески её вскармливать. Вся постмодернисткая антикультура, имеющая признаки сатанизации обществ, именно про это - культ свиньи. Вся идеология свободы и демократии про это - про свободу для свиньи. Одновременно с этим, идеология демократии всячески поносит и маргинализует традицию и религию, относя это к свойствам тоталитаризма и диктатуры. И в этом они правы - духовное в здоровом человеческом обществе и должно действовать как диктатор свиньям. В человеке восходящем, одухотворенном, свинья должна сидеть в клетке и то поначалу, до момента её полного усыпления.
Итак, что имеем в действительности. Целенаправленное глобальное стимулирование антикультуры разврата и сатанизации пытается отрезать человека от самого себя, от духовной сферы, и одновременно с этим, слом всех преград для разнуздания низменных инкстинктов в обществах.