Главная » 2022 » Февраль » 12
03:51

Доспехи для рыцарского коня и для его хозяина…

Доспехи для рыцарского коня и для его хозяина…

Начнём с того, что не так давно на страницах ВО появился материал о рыцарских конях. В целом неплохой, с упоминанием работы англоязычного автора, и несколькими иллюстрациями. Но поскольку у нас с историей очень многие люди «разбираются» на уровне «здравого смысла», а не реальных знаний, есть смысл вернуться к этой теме на несколько более, скажем так, информативном уровне. Да и сама по себе эта тема очень интересная и одной статьи по ней явно мало. Начнём с того, что свою знаменитую поэму «Шах-наме» Фирдоуси закончил в 999 году. И что он был хорошо знаком с военным делом: шлем на голову воины в его поэме надевают перед тем, как облачиться в кольчугу. А это говорит о том, что шлемы эти имели коническую форму. Там же говорится и о конских доспехах. В частности, это кольчужная «броня» коня богатыря Рустама. Но есть не только описания, разумеется. Есть и барельефы, и о них как-то давно на ВО мы рассказывали, с изображением шаха Хосрова II, облачённого в кольчужные доспехи, причём правил он раньше этого времени. Там же изображена и конская попона, и точно так же конские доспехи изображены на множестве иранских миниатюр самого разного времени.

Третья битва Наузара с Афрасиабом. Иллюстрация из «Шах-наме». Художник: Мир Сайид Али (–1572). Лист из «Шах-наме» шаха Тахмаспа, Тебриз, ок. 1523-1535 гг. Коллекция Сарихани, Кэмбридж, Англия
Было бы очень хорошо, если бы все авторы, пишущие на ВО, указывали точные данные используемых ими иллюстраций. Вот, например, этой: «Высадка армии Харальда Хардрада и разгром армии Нортумберленда». Миниатюра из «Жизни св. Эдуарда Исповедника» Матвея Парижского. Около 1250 г. Библиотека Паркера, колледж «Тело Христово», Кембридж

Например, существует несколько иллюминированных рукописей «Шах-наме» XVI века, где также присутствуют конские доспехи. Как они выглядели в это время, показывает нам вот эта миниатюра.То есть в эпоху расцвета рыцарских доспехов в Европе они точно так же применялись на Востоке, в том числе и в далёкой Японии [3]. Однако, исходя из года окончания поэмы, можно сделать вывод, что конские доспехи, характерные для Средневековья, появились именно на Востоке, а уже потом в Европе, куда они попали через Византию.

Дестриер, XIV век. Рисунок из книги Foster G., Hoch P., Muller R. «Uniformen europaischer Armeen» VEB, Berlin, 1978. P. 81

Теперь о дестриере, то есть благородном коне, который конюший господина мог вести только правой рукой. Появились такие кони в Европе в XII веке путём селекции из бактрийских или арабских лошадей, которых скрещивали с местными породами. Высота в холке – 17 ладоней (173 см), при том что обычные лошади того времени имели 12-13 ладоней. Инновации в виде появления высоких кресельных сёдел также отмечаются в это время [4], однако сёдла с высокой задней лукой видны уже на полотне из Байё.Доспехи для лошадей в Европе, включая шаффрон (наголовник), отмечены уже во французском документе 1302 г. Доспех назывался капаризон и мог быть стёганым, набивным или кольчужным. Броня из пластинок датируется 1338 годом, но, по мнению британского историка Д. Николя, непонятно, что она собой представляла [5]. Э. Окшотт сообщает о «бронированных конях» ещё конца XII века, и это могли быть и кольчужные попоны, и попона по типу гамбезона – стёганого рыцарского одеяния [6]. Д. Николь также ссылается на описание Анаута Гуилхема ле Маршана 1170 г., в котором речь идёт о рыцарском снаряжении и конской попоне, которая должна быть такого же цвета, как его щит и вымпел на копье, и нести такой же герб [7].

Известная миниатюра из «Псалтири Латтрелла» – впечатляющего образца иллюминированных рукописей средневековья. Ок. 1330-1340. Роспись по пергаменту. 36 х 25 см. Его герб повторяется на его снаряжении 17 раз! Библиотека Британского музея, Лондон
Почему-то некоторые у нас до сих пор считают, что если смотровая щель на шлеме узка, то это… турнирный шлем. Однако это далеко не так. «Топхельм» середины XIV века. Тогда ещё разделения доспехов на боевые и турнирные не произошло. Германский национальный музей, Нюрнберг

Новые формы шаффрона появляются в XVII веке, что стало ответом на стрелы английских лучников. Распространяются и конские доспехи из пластин. Вот византийское описание конницы венгров этого времени:

«… вымпелы с четырьмя хвостами развевались на копьях всадников. Их вид внушал ужас. Не только сами воины были до зубов покрыты броней, но и их кони тоже были прикрыты доспехами из пластин и полос металла, защищавших их грудь и бока…» [8]

Ранее о конских доспехах у монголов, сделанных из лакированной кожи, сообщал Плано Карпини. Д. Николь считал, что конские пластинчатые доспехи у болгар, боснийцев и славян во многом были идентичны татаро-монгольским [9].Йен Хич указывает, что до 1340 года изображения доспехов у персов отсутствуют. Но вскоре они распространяются, так что примерно 50 % всадников теперь уже их имеют. Это доспехи из ламеллярных пластинок, в том числе и медных [10].

Изображение похожих шлемов, причём в большом количестве, мы можем обнаружить, например, в миниатюре из «Хроники Колмариенса», 1298 г. Британская библиотека, Лондон
Узнать «размер коня» того времени сегодня нетрудно, достаточно водрузить сохранившиеся доспехи на подходящего коня, или даже его муляж. Вот эти доспехи для всадника и коня, например, считаются «жемчужиной» коллекции Уоллеса. Очень может быть, что их изготовил Ульрих Рэмбс, оружейник из Германии, Ландсхута, ок. 1480 г. Материалы и технологии: железо, низкоуглеродистая и среднеуглеродистая сталь, кожа, войлок, холст, дерево и медный сплав: рифление, перфорирование, насечка, тиснение, гравировка, травление. Масса доспеха для человека 27,161 кг. Масса доспеха для коня 30,07 кг. Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон

А вот в турецкой коннице сипахов, по его же мнению, один всадник на коне в доспехе приходился на 50-60, кони которых были незащищены [11]. В Индии конские доспехи были очень популярны (и это, несмотря на тамошнюю жару!) вплоть до XVII века. При этом он ссылается на «хождения…» Афанасия Никитина, видевшего там панцирную конницу магараджей в позолоченных конских масках, и попонах из цветного шёлка, вельвета, сатина, и «ткани из Дамаска» [12].Здесь пути-дороги восточных и европейских оружейников окончательно разошлись. В Европе стали делать доспехи для лошадей из крупных металлических пластин, на Востоке – из мелких, нашитых на ткань.

Ещё один муляж и один конский доспех работы мастера Йорга Зойзенхофера, вторая половина XVI в. Инсбрук. Венская оружейная палата
А вот это уже рыцарское седло. Видите, какое оно большое и… удобное. Как кресло! Недаром такие сёдла и назывались – кресельные. Никакая беда копулятивным органам в нём не грозит! Седло ок. 1570-1580 гг. Вес 10 кг. Милан. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Европейские состояли из 5-6 цельнокованых элементов: шаффрон (встречается название шамфрон), петрайль (нагрудник), крапер (накрупник), и два фланчарда – боковые пластины. Шею закрывала кольчуга или кринет – пластинчатая защита из пластин U-формы, заходивших одна на другую [13]. Задняя лука европейского рыцарского седла была высокой, чтобы было во что упираться спине. На Востоке – пологой, что требовалось для того, чтобы стрелять из лука вперёд-назад [14].

Кринет. Нужен он был такой не столько чтобы защищать шею коня от ударов, сколько… от падающих сверху стрел! Возможно, работа мастера Фридриха Шмида, возможно – Валентина Сибенбургера. Ок. 1570 г. Нюрнберг, Германия. Вес 3,43 кг. Попечительский совет собрания Уоллеса, Лондон
Седло работы мастера Антона Пеффенхаузера. Оружейная палата Дрездена. Фото автора

Что касается турнирных рыцарских доспехов, столь полюбившихся некоторым нашим читателям, то специально для них сообщаю, что наиболее легкодоступная работа по ним принадлежит Кристоферу Граветту, известному специалисту в области средневекового вооружения. В ней он отмечает, что доспехи даже конца XV века для боя и для турнира (в особенности для пешего поединка) практически не отличались. Но вот уже доспехи для боя на копьях 1500 года представляли собой чисто спортивный тип снаряжения, и воевать в них никто не воевал [15].Именно для турниров использовался знаменитый «жабий шлем», появившийся как раз в это время, и использовавшийся до конца XVI века. При этом его не следует путать с многочисленным семейством шлемов топфхельм, также имевших очень узкую смотровую щель.

Ещё одно седло работы Антона Пеффенхаузера из Аугсбурга после 1591 года. Оружейная палата Дрездена. Фото автора
Турнирный шлем (Kolbenturnierhelm), 1450-1500 гг. Германия. Вес: 5727 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Турнирный шлем для группового боя имел, как правило, решётчатое забрало.В таких шлемах действительно никто не сражался. И это чисто турнирный шлем, появившийся, однако, довольно поздно...

Шлем «жабья голова» для «джостры мира» (Stechhelm), ок. 1500 г. Нюрнберг. Вес: 8097 г. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
А вот так внутри него располагалась голова. Метрополитен-музей, Нью-Йорк

Что касается веса, то рыцарские гарнитуры, включавшие собственно доспехи, седло, стремена, конский доспех и вооружение, плюс сам всадник – да, в общей сложности это выходило под 200 кг. Но и не более! Причём доспехи копейщиков, рейтаров и кирасиров, сменивших рыцарей на поле боя уже к середине XVI века, подчас были тяжелее рыцарских, поскольку имели двойную нагрудную броню, защищавшую их от пуль, но вот конских доспехов эти всадники уже не имели!Парадные доспехи, как для человека, так и для коня (то есть полный рыцарский гарнитур), зачастую весил 50-60 кг, что принимали за вес только собственно доспеха самого рыцаря, что, конечно, неправильно!

Один из многочисленных видов турниров: «полевой турнир» в «саксонских турнирных доспехах». Не просто в доспехах, а именно в «саксонских». От всех прочих они отличались самой простой полировкой, отсутствием украшений и характерным креплением шлема салад к спинке кирасы. Ни с какими другими их не спутать! Нужно только сзади посмотреть. Оружейная палата Дрездена. Фото автора
«Саксонский турнирный доспех». Вид спереди. Оружейная палата Дрездена. Фото автора
На некоторые доспехи давайте просто полюбуемся. Они того стоят. Вот парадные доспехи с шаффроном и бронированным седлом из Аугсбурга 1594-1599 гг. Оружейная палата Дрездена. Фото автора
Парадный гарнитур работы мастера Элизиуса Либартса, Антверпен, 1563-1565 гг. Чёрное воронение, чеканка, золочение. Дрезденская оружейная палата. Фото автора

Что и говорить: закат эпохи рыцарского вооружения был очень пышным и красивым.

А это седло к этим доспехам. Как же без него? Полный гарнитур должен быть, в котором «всё под одно». Дрезденская оружейная палата. Фото автора
Парадные доспехи работы мастера Иеронима Ринглера, Аугсбург, 1622 г. Хорошо видны такие детали, как перайль и шаффрон, то есть «конская маска». Дрезденская оружейная палата. Фото автора
Самый роскошный рыцарский гарнитур на свете – парадные доспехи – был заказан королём Швеции Эриком XIV, около 1563-1565 гг., а оказался в Дрездене. Сам Эрик его так и не увидел! Дрезденская оружейная палата. Фото автора
Одна из сцен с его петрайля: Геракл поднимает в воздух Атланта. Из-за множества изображений Геракла эти доспехи так и называют: «Доспехи Геракла». Дрезденская оружейная палата. Фото автора


Источник

Просмотров: 316 | Добавил: Dmitrij | Доспехи для рыцарского коня и для его хозяина… | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх