Предвыборный тезис «Построим стену на границе с Мексикой за мексиканский счёт!» благополучно позабыт. Мексиканские власти отказались оплачивать возведение защитного сооружения и от самих попыток переговоров на данную тему – при широком общественном одобрении по обе стороны границы. На федеральном уровне строительство южной Стены «от нелегалов и наркоторговцев» не началось.
Зато началось новое противостояние с Кубой, с дежурными и априори бесперспективными требованиями к Гаване. Нормализации американо-кубинских отношений едва исполнился год, конкретным содержимым она наполнится попросту не успела. Только-только возобновила работу миссия по управлению цветными революциями и антиконституционными переворотами (т.е. посольство США) в карибском государстве. На закате однополярного мира угрозы в кубинский адрес наивны. Страна пережила полвека жесточайших санкций и все «прелести» распада мировой системы социализма.
Запрет въезда в США гражданам семи опасных государств Азии и Африки состоялся 27 января 2017 года, через неделю после прибытия президента № 45 в Белый Дом. Один из первых внешнеполитических указов Д. Трампа удивителен подбором коварно-антиамериканских стран. Десятки государств отправили в США множество террористических делегатов и в запретный список не попали.
Пограничные санкции против Ирана, Сомали, Ливии, Йемена, Судана, Ирака и Сирии ещё в феврале 2017 отменены несколькими решениями нескольких судов США. Исполнительная власть превысила свои полномочия, за четыре прошедших месяца так и не сумев пролоббировать въездной запрет хотя бы в куцем виде.
Бомбардировка сирийской авиабазы Шайрат в ходе визита председателя КНР на ранчо Д. Трампа не привела к покорности Дамаска или к лояльности Пекина. Крылатый налёт вопиющим образом нарушил международное право и толком не повлиял на боеспособность сирийских ВВС. Наступательная активность сирийской армии против разношерстных террористов лишь усилилась – как и жёсткость позиции КНР по спорным островам в южнокитайских морях.
Сброс «матери всех бомб» на афганскую провинцию Нангархар опять же превратился в маловразумительную и однократную пиар-акцию. Боеприпас весом 9.5 тонн попал исключительно в радикальных джихадистов. Наверное. Подробности его использования засекречены, а доступ в эпицентр взрыва запрещён до сих пор. Зато известен мощный ответ террористов, деморализация афганских силовиков, весеннее наступление «Талибана» (запрещённая в РФ организация) и планы по вводу в Афганистан дополнительного контингента US Army. Численностью 4.000 солдат и офицеров.
Все многочисленные союзники США уклонились от возобновления своего участия в афганской авантюре.
Отправка авианосной эскадры к берегам КНДР, наращивание её ударной мощи и открытые угрозы Пхеньяну абсолютно не повлияли на ракетные испытания последнего. Напротив, КНДР нарастила интенсивность учений, демонстративных баллистических запусков и ответных угроз стереть агрессора и его сателлитов с лица Земли. Авианосные соединения ВМС США доплыли до Австралии, вернулись к Корейскому полуострову, провели учения по наблюдению за ракетными стартами через собственную голову – и вернулись на безопасные базы.
Как результат сорванного блефа – отказ Южной Кореи от размещения американской ПРО системы THAAD, пока частичный. Попытка же милитаристского давления на Пхеньян сорвалась полностью.
Многомесячные угрозы в адрес Ирана до сих пор не привели к отмене ядерного соглашения, подписанного предыдущей администрацией. При активном участии всех постоянных членов СБ ООН и МАГАТЭ. В мае и июне 2017 ВВС США трижды нанесли ракетно-бомбовые удары по проиранским вооружённым формированиям на территории Сирии.
Необходимо отметить, что эти отряды воюют в Ираке и Сирии с одиозным халифатом с санкции правительств этих стран. Войска США находятся в Северной и Южной Сирии совершенно незаконно. Однако бомбовые гостинцы демократии оказались столь же совершенно бесполезны. Контролируемые Ираном формирования установили контроль над несколькими КПП на сирийско-иракской границе. Пренебрегая политическим возмущением и вооружёнными наскоками бывшего планетарного гегемона.
Очередной саммит НАТО запомнился награждением премьер-министра Черногории царственным пинком американского президента. Заискивающим новобранцам следует знать своё место, всем прочим участникам альянса надлежит делать взносы в американский ВПК. Не менее 2% ВВП, что означает до 10-12% бюджетных доходов. Проблема в том, что радостный доклад «Нам и три процента по плечу!» озвучен лишь представителями Польши и Литвы. Около 20 государств НАТО с верноподданными рапортами мнутся и финансово жмутся.
Норматив 2% продвигается властями США более 20 лет и успешно укладывается европейцами в ящики долгих ожиданий. Переломить эту традицию Белому Дому пока не удалось. Злостные саботажники НАТО не планируют серьёзного (во многих странах кратного!) увеличения военных расходов.
Внешнеполитические успехи новой администрации США свелись к продаже Саудовской Аравии и Катару оружия – на 380 и 24 млрд. $ соответственно. Прямо в ходе открытого противостояния между двумя нефтеносными странами на почве террористического спонсорства. Насколько выполнимы данные оружейные меморандумы, трудно судить. Цепочка рефлекторных акций на мировой арене, распыление тающих ресурсов, забывчивость к твёрдым обещаниям и дефицит последовательности не внушают оптимизма и самым горячим сторонникам «Make America Great Again».
Управление слабеющим мировым жандармом при яростной и влиятельной внутренней оппозиции, без опыта и сформированной команды оказалось значительно сложнее руководства крупным концерном.
В июне 2017 Сенатом США принят законопроект о новых санкциях против Ирана и Сирии. С одобрения Государственного департамента США, т.е. профессиональной службы по иностранным делам. При этом заокеанские заседатели додумались ввести кары против европейских концернов за энергетическое сотрудничество с РФ. Без согласования и даже обсуждения с любимыми и уважаемыми союзниками в Европе.
В ЕС поднялась возмущённая буря, инициированная властями ФРГ и Австрии. Предыдущие санкции довольно мило названы «политическими мерами», новые идеи сенаторов отвергнуты как «попытка вмешательства в экономический суверенитет Европы».
Вместо принуждения Старого Света к атлантическому единству налицо мятеж на хаотично рыскающем корабле. Когда в капитанской каюте бушует скандал, орудуют неуловимые хакеры, грохочут высокопоставленные отставки и бьются тарелки с посулами импичмента – всё больше желающих держаться подальше от опасного корабля.
Корабля всё ещё огромного и мощного, но опасного собственной команде ничуть не меньше, чем многочисленным геополитическим соперникам.