Главная » 2022 » Сентябрь » 30
04:34

Дромоны на защите Константинополя

Дромоны на защите Константинополя

Эта статья продолжает цикл статей, посвященных осадам столицы Византии – Константинополя. В ней речь пойдет о важнейшем механизме борьбы с осаждающими – о флоте. Так как море омывало столицу Ромейской империи с трех сторон, то мало того, что угроза городу часто купировалась тем, что флот наносил удар осаждающим, но и сами осаждающие использовали корабли для борьбы со столицей.В своих статьях я уже рассказывал об осадах в период от основания города до Х века включительно. В каждый из этих периодов флот вносил свою лепту в борьбу с осаждающими. Но и на разных исторических этапах, особенно с момента возникновения и оформления Восточноримской империи со столицей в Константинополе, военных флот претерпел ряд изменений и преобразований.Усиление мощи и силы флота произошло с конца IX века, ромейский флот господствовал в Средиземном море, особенно в восточной его части на протяжении Х – начала второй половины ХI века.И как писал Кекавмен в «Советах василевсу»:

«Ведь если флот придёт в негодность, то и ты сам обратишься в ничтожество и падешь».

Когда комит федератов Виталиан поднял восстание, он в 516 году направил дунайскую флотилию из 200 кораблей с десантом и захватил гавань на фракийском берегу Босфора, в 11 км от столицы. А вот другим восставшим против императора Фоки удалось силами флота, который возглавлял будущий император Ираклий, взять столицу 5 октября 610 года.А через шестнадцать лет флот Византии спас империю от двойной осады, со стороны войска сасанидского Ирана и авар, не дав возможность им соединиться. В Золотом Роге флот разбил флотилию славянских однодревок, которые по распоряжению аварского кагана должны были высадиться у стен Влахерны.Но, если до захвата восточной части империи ромеев арабами, у византийцев было безраздельное господство на море, которому практически никто не угрожал, то после арабы, воспользовавшись людскими и техническими ресурсами Египта и Ливана, построили свой военный флот.Многие исследователи утверждают, что арабы создали корабли на основе своего опыта плавания вокруг Аравии и купеческих походов в Иран и Индию. Но их познания к этому времени в мореходстве, по сравнению с ромеями, были минимальными. И они успешно воспользовались чужим опытом. Даже флотскую инфраструктуру, доставшуюся им от ромеев, они вначале попросту подновляли, а уже позднее стали вносить изменения и новшества, как при полировке зеркала знаменитого маяка в Александрии, с помощью которого они якобы могли сжигать византийские корабли.

Осада Константинополя и флот

Битва дромонов. Псевло-Оппиан. Кинегетика кодекс. Константинополь. XI в. Библиотека Марчиана. Венеция

За основу же военного корабля был взят дромон. Первое новшество, которое ввели арабы, как часто пишут в литературе – защита верхней палубы. С чем сложно согласиться. Вот что писал Прокопий Кесарийский о походе флота ромеев против вандалов в Ливии:

«Были у них дромоны, длинные корабли, приспособленные для морского боя, в количестве девяноста двух; у них было по одному ряду весел, и сверху они имели крышу, чтобы находившиеся тут гребцы не поражались стрелами врагов».

Дальнейшее же завоевание побережья Средиземноморья привело к тому, что в ряды арабского флота вливалось все больше и больше жителей побережья, опытных моряков, которые и создали, конечно, под предводительством арабских командиров, пиратские флотилии, которые на протяжении веков наводили страх на христианский мир.Но во время двух осад Константинополя флот смог нанести чувствительное поражение арабам в 673–677 гг. и в 716–718 гг. После такой активности арабского флота ромеи стали уделять повышенное внимание развитию флота, правда, это удавалось не всегда. Флоту приходилось действовать вдали от столицы, борясь с многочисленными пиратскими флотами из Африки и даже из Испании. Флот занимался переброской контингентов в западные фемы империи. А с появлением у Константинополя флотилий «росов»-руссов, работы прибавилось. Тем не менее до 70-х годов XI века это удавалось флоту успешно. Важность флота для обороны столицы понимали и враги, такие как болгарский царь Симеон Великий. Он отправил посольство в Египет в 923 году с целью привлечь арабский флот к осаде Константинополя.Как же комплектовался флот империи в это время?

Морская фема

Фемная структура с VII по IX век сформировалась на базе территориальной общины. А основным воином стал воин-крестьянин, стратиот. Они осуществляли «стратию», т. е. военную службу, и имели «стратию» – земельный участок, с которого осуществлялась служба, позднее с этого участка собственник мог платить эпирий, дабы не служить самому. Переход к эпирию происходил с конца Х века до второй половины XI века. Такие же стратии (только «морские стратии») были у воинов-моряков, то есть жителей прибрежных территорий морских фем: это фема Кивирреотов, территория на оконечности юго-запада Малой Азии, о. Самос и острова Эгейского моря. Согласно новелле Константина VII, морская стратия приравнивалась к сухопутной на сумму четыре литры литры, в то время как стратии императорского флота – в две литры. Дело в том, что стратии морских фем сами полностью снаряжали корабли, а стратиоты флота василевса служили на кораблях, подготовленных государством.Ибн-Хаукаль сообщал, что во всех морских селениях происходил сбор с «дыма» (очага) по одному динарию, скорее, одной номисме. Затем морякам выдается по 12 монет, остаток денег берет себе «морской префект», друнгарий, и после похода использует по своему разумению. Питание выдается морякам от друнгария или «что Бог пошлет и василевс пожалует», а все захваченные богатства в походе и выкуп с пленных передаются императору. Таким образом, в обязанность приморских фем входило снаряжение фемного флота кораблями, воинами и гребцами.Гребцы формировались в определённые отряды, которые носили наименование «усия» или «узиакос», они состояли из 108 или 110 гребцов, что формировали экипажи дромонов или хеландий. Часто эти воины находились на судах как морской десант или морская пехота, говоря современным языком.Таким образом, стратиоты из морских фем служили как воинами на кораблях, так и матросами, и гребцами. В период распада фемного строя в XI веке стратиоты предпочитали служить гребцами, чтобы не тратиться на вооружение.

Вооружение моряков

Император Лев VI Мудрый (годы правления 886–912), о котором я уже писал в статье «Как Византия чуть не стала империей славян и греков», написал «Тактику». Статья в этой «Тактике», посвящённая морскому военному делу, в отличие от многих других статей, носит самостоятельный характер. Вот что пишет император о вооружении, которое должны были иметь моряки:

«Кроме стратиотов, работающих на веслах на верхнем ярусе, все остальные – от первого до последнего по порядку – должны быть катафрактами и иметь оружие, как щиты, менавлы, луки, стрелы в большом количестве, мечи, риктарии-копья, панцири, клибании [кливании], прикрывающие если не спину, то во всяком случае грудь, шлемы, наручи. Их особенно нужно иметь стратиотам, располагающимся впереди, когда они при атаке вступают в схватку и сражаются с врагом врукопашную. Те, которые не имеют панцирей и клибаниев, пусть во всяком случае носят так называемые неврики, которые изготовляются из двойного войлока. Те, которые располагаются на дромонах позади всех, пусть используют луки и крупные камни или раковины, помещающиеся в ладони, когда не останется никакого другого оружия, которое можно было бы метать во врагов».

Остановимся на некоторых перечисленных видах вооружения. Лев VI описывал защитное вооружение так:

«Если возможно, иметь и забы, которые сейчас называют кливании (κλιβάνιον), и они блестящие и сияющие».

Так же и Никифор II Фока (годы правления 963–969) забу считает частью кливания, то есть это защитный вид вооружения, ламенарный или пластинчатый, судя по изображениям, дошедшим до наших дней. Вопреки утверждению исследователей (Дж. Дэнннисон), что это кольчуга (coat of mail). Что и подтверждает Лев Дьякон, который подчеркивает вооружение руссов Святослава, «торас, сделанный из подвижных сочленений» (άλυσἰδοτος θώραξ) – кольчугами, в отличие от вооружения ромеев. Таким образом, «морские пехотинцы» должны были быть в кливании или клибании, пластинчатом или чешуйчатом доспехе.А вот «неврик» – очень интересное снаряжение, которое определяется как защитная куртка из двойного слоя войлока, такого типа снаряжения немало встречаем в военной литературе этого периода, скорее всего, эта защита значительно короче, нежели кавадий, «изготовленный из войлока и кожи», потому что на палубе он бы стеснял движения воина. Хотелось бы остановиться еще на таком виде вооружения, как менавла или монавлата, от искаженного латинского наименования охотничьего копья – venabulus. Это оружие, по Никифору Урану, было длиной 2,7–3,7 м. Монавлата или менавла при императоре Никифоре II Фоке была тяжелым копьем пехотного подразделения, которое останавливало тяжеловооруженную конницу арабов. А Лев VI указывал, что её надо применять в морском бою, особенностью её было нанесение удара из нижнего яруса весел по кораблю и морякам противника. Не исключалось и её метание в сторону врагов.А что на самом деле происходило с вооружением моряков, не на страницах «Тактик», а в жизни? Прежде всего, использовались все ручные метательные приспособления, само собой, луки и такая экзотика, как мы видели выше – тяжелые раковины.Моряки с двух личных императорских хеландий, когда император отправлял их на войну со всем остальным флотом, снабжались щитами, копьями, лучшими шлемами и всем необходимым вооружением. И как писал автор Naumachiai Сириан Магистр, стратиоты на флоте должны быть вооружены так, как первый ряд сухопутных частей, т. е. быть полностью в защитном вооружении.

Обучение моряков

Первоначально все моряки во флоте были людьми из районов интенсивного мореходства, так сказать природные мореходы и гребцы. Например, из Египта. Они были основой команд византийского флота в период завоеваний Юстиниана Великого, они же составили основу арабского флота после покорения сарацинами ромейского Египта. То же самое можно сказать и о жителях других приморских фем. Флот ромеев потерял свое значение с захватом Византией приморских фем и островов к 90-м годам ХI века: нет моряков, нет приморской инфраструктуры, нет и флота.Особое внимание уделялось подготовке гребцов, они должны были уметь не только грести в такт по команде кормчего, но обязательно плавать и нырять.В каждой команде должны были быть моряки, отвечающие за живучесть корабля. В случае пробоины, они должны были уметь заделать её подручными средствами, до подхода помощи. Все стратиоты, которые сражаются на верхней палубе, отмечает император Лев, должны были быть сильными и отважными, особенно те, кто бьются врукопашную. Слабых воинов следовало отправлять в нижний ярус. А вот Сириан Магистр пишет о разведчиках-моряках, которые высаживаются на сушу и должны были быть быстроногими и зоркими, вооруженными только кинжалами.Император Лев требует постоянно тренировать воинов, как в рукопашном бою, так и в работе по управлению кораблем, и по действиям в строю. Командирами боевых кораблей были, как пишет василевс Лев, на императорском флоте – архонты, а на фемных кораблях – друнгарии и турмархи. Над несколькими имперскими кораблями стоял командир, который именовался архонтом или комитом, а над фемными тремя-пятью дромонами – стратиг. Позднее их именовали комитами-друнгариями. Как управлять стратигу отрядом кораблей, писал и Сириан Магистр, и Лев VI.Во главе императорского флота стоял друнгарий флота, который с XI века именовался «катепаном флота» или «дукой флота». Император Роман Лакапид был друнгарием флота до того, как писал Константин Богрянородный, «вступил во дворец и оказался, не знаю, как выразиться, обладателем царства». Во главе фемных флотов стояли фемные руководители: стратиги или дуки фемы. При них состояли «протонотарии», гражданские, а не военные лица, ведавшие финансами и флотским имуществом. При командирах должны были находиться «лоцманы», люди, хорошо знавшие особенности мореплавания в конкретной местности, рифы и отмели, розу ветров. Есть множество свидетельств о том, как флот, попавший в шторм, был или уничтожен полностью, или его корабли были разбросаны на большие расстояния. Поэтому знание розы ветров было важным условием, прописанным в «Тактиках». Флот ромеев сражался не только на веслах, но и под парусами. В таких условиях, у того же Сириана Магистра читаем:

в тот момент, когда у нас есть ветры в качестве союзников, как это часто случается с пассатными [сухими ветрами Эгейского моря – Прим. авт.] и прибрежными ветрами.

Исходя из практики, часто флот двигался не в строю, а как попало, что давало возможность врагу уничтожать дромоны поодиночке, поэтому «Тактики» требуют соблюдать строй. Такие же требования были и к построению в бою, так как случалось, что корабли вступали в бой по мере прибытия к месту сражения, а не выстроившись в определенный порядок.Мы знаем о нескольких видах построения в бою, а также разном расположении кораблей, в зависимости от их габаритов: самые большие дромоны могли располагаться или в центре строя, или по флангам. Построения осуществлялись полумесяцем или полукругом, с целью охвата флангов, в одну или две линии или отдельными отрядами, в зависимости от обстановки. Необходимо было использовать особенности местности, например, вести битву между двумя островами, осуществлять притворное бегство. Вся эта тактика применялась и позднее, на тех же флотах итальянских республик.

Дромон

Основной боевой единицей на протяжении всего периода существования ромейского флота был дромон. Это было и название, собственно, корабля, и родовое определение для военных кораблей.Ведётся множество споров вокруг наименований византийских кораблей. Подчеркнём, что основные наши познания – из письменных источников, а они не позволяют говорить однозначно о византийских кораблях и дромонах, в частности. Догадок и предположений может быть много, большинство из них имеет право на существование, но в истории как науке гипотеза не является ключевой методикой исследования.Точно ясно лишь то, что дромон берет свое начало от кораблей предшествующего греко-римского периода. Дромоны были большими и малыми, одни применялись для борьбы с арабами, имевшими аналогичные корабли, но маленькие – против, например, росов. И использовались на реках для высадки десантов. Были дромоны, которые могли перевозить лошадей.

Схема-реконструкция. Как перевозились кони на дромоне или хеландии. Как писал император Лев: «оборудовать корабли, перевозящие грузы и лошадей, как бы играющие роль обоза». Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006

С VIII века у кораблей появилось новое наименование – хеландия. Хеландия (судя по тому, что Константин Багрянородный описал две императорские хеландии) была тем же дромоном, но более нарядным и богато украшенным. Затем авторы, в зависимости от вкуса, применяли то одно, то другое название, как и более позднее наименование – «галера», которое, опять же, сформировалось искусственно. Скорее всего, дромон стал именоваться в более поздний исторический период именно галерой. Не будем забывать, что ряд будущих морских республик, таких как Венеция и Амальфи, долгое время – до середины XI века, были городами, подчиненными Византии, и их флоты сформировались в рамках Ромейской империи.Вот как описывает «модельный» дромон император Лев VI:

«Каждый дромон должен быть рассчитан не менее чем на 25 поперечных скамей, на которых должны быть рассажены гребцы. Из всех скамей 25 располагается внизу и точно так же 25 вверху; всего скамей 50. На каждой из них садится по два гребца – один справа и один слева».

Учитывая строгую правопреемственность Византии от Римской империи, что неоднократно наблюдалась с другими военными институтами и терминами, можно утверждать, что дромон был преемником либурны.Как писал Вегеций, автор начала V века:

На данной схеме изображен вариант расположения гребцов на дромоне. Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006

«Что касается величины кораблей, то самые маленькие либурны имеют по одному ряду весел; те, которые немного больше, – по два; при подходящей величине кораблей они могут получить по три, по четыре и по пять рядов весел».

Вегеций возражает тем, кто бы удивился, откуда взялись такие корабли с четырьмя и пятью рядами весел у римлян в это время? Действительно, мы практически не встречаем их ни в позднеримский период, да и в период Византии: надобности в таких кораблях не было. Новые трехрядные корабли в большом количестве мы видим только в XII веке, о чём писал и Никита Хониан, и Анна Комнин.Если на дромоне был один ряд весел, то длина его должна была быть пятьдесят или шестьдесят метров, если в два ряда – сорок метров. Ширина дромонов была около 4,5 метра, осадка чуть больше метра, а водоизмещение около 100 тонн.Нижний ряд весел предохранялся от воды кожаными манжетами, похожими на невозвратные клапаны и защищавшими от воды и трения. Весла верхнего ряда – направлялись колками. Все вёсла крепились ременными петлями (зевглами), которые еще и удерживали весло от падения в случае убийства гребца. В нижнем ряду гребцы работали вслепую, со времен древних греков темп им задавали флейтисты.На практике, скорее всего, дромоны были разной величины, и однорядных дромонов, по всей вероятности, было подавляющее большинство, а вот выдающиеся корабли привлекали особое внимание. Малые дромоны могли называться «монерами» или галеями. Титмар Мирзенбургский описывает такой дромон, несущий огонь,

Одиссей на корабле. Мозаика. III в. Карфаген. Музей Бордо. Тунис. Фото автора

«который невозможно погасить ничем, кроме уксуса…»

Этот корабль захватил в заложники самого императора Оттона II:

«Саландрия» же – это корабли удивительной длины и скорости, которые с обеих сторон имели по 2 ряда весел и насчитывали 150 матросов.

Корабли имели названия. Так, императорские дромоны или хеландии назывались «Дромон василевса» и «Последователь».Если исключить богато украшенные хеландии императора, то мы имеем еще ряд других видов морских судов – например, прогулочные аграрии, но ключевым остается дромон.

Императорский дромон. Издательство Оспри. Худ. Джузеппе Рава

Вооружение дромона

Вокруг дромонов продолжается непрекращающийся спор, все ли они имели на борту «греческий огонь» или были «огненосные» дромоны и без сифонов «греческого огня». Этому вопросу мы посвятим отдельный рассказ. Как же защищался дромон? И какое он имел вооружение?У дромона был мощный таран, он устанавливался точно по ватерлинии и мог использоваться и как абордажный мостик.В этот период важным вопросом был контроль за осадкой корабля. В сражении с сицилийцами короля Рожера венецианцы не проконтролировали такую ситуацию, когда их дромоны израсходовали все запасы вооружения, плавали на поверхности воды, которая не достигала даже второй полосы. И вот, когда все воины сгрудились у бортов, обращенных к врагу, корабли утонули. На больших дромонах на палубе строились ксилокастроны, башни из дерева, в римский период они возводились из кирпича. Башни обтягивались кожами. На корме, носу и по бокам дромонов должны были быть установлены токсоболистры, которые метают небольшие стрелы, «мухи».

На палубе дромона. Художник Д. Пашков

Использовались разные метательные орудия, конечно, лишь те, которые могли разместиться на палубе. С их помощью перед десантированием очищали побережье от войска врага. На борту могло быть приспособление, именуемое «журавель», углообразная конструкция, которая могла поворачиваться вокруг своей оси и имела жёлоб, по которому можно было лить на вражеский корабль жидкую горячую смолу. С корабля метались жернова, триболы, горшки с огнем, деревянные куски с вбитыми гвоздями, обвитые паклей, которые бросают подожжёнными. И даже такая экзотика, как горшки со змеями. Всегда встаёт вопрос о противопожарной безопасности на корабле. Об этом мало что сообщается в «Тактиках».

Дромон. Реконструкция Дж. Прайэра. Источник: John H. Pryor, E. M. Jeffreys. The age of DROMΩN The Byzantine Navy ca 500–1204. Leiden – Boston. 2006

Таким образом, византийский флот, состоящий из дромонов, использовался как для перемещения войск, так и участвовал в морских сражениях. Вершины своего развития флот достиг в конце IX – начале ХI веков. Вот что представлял собой флот в этот период. Лев Дьякон описывает экспедицию против Кипра, захваченного арабами:

«Кораблей было: с жидким огнём – 2 000, дромонов – 1 000, грузовых кораблей, имевших провиант и военное снаряжение – 307».

И как пророчески сказал Кекавмен: пока был флот – существовала и Византия, и её столица Константинополь.



Источник

Просмотров: 185 | Добавил: Dmitrij | Дромоны на защите Константинополя | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:37:39


00:38:14

work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх