Главная » 2023 » Май » 24
17:08

«Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны

«Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны

Историк транспорта Сергей Сигмачев в рамках очередной беседы с ведущим канала «Цифровая история» Егором Яковлевым рассказал о крупнейшем на северо-западных ж/д СССР кризисе, разразившемся в начале Великой Отечественной войны.Со слов историка, бедствие, которое он назвал «дровяным кризисом», случилось в тот момент, когда власти страны ещё не успели разобраться с так называемой «Куйбышевской пробкой». При этом Сигмачев подчеркнул, что в отличие от последней, данный кризис не был рукотворным. Речь идет о резком дефиците угля после утраты СССР контроля над Донбассом, где осенью 1941 года уже проходил фронт. В то же время историк напомнил, что в 1940-м Донбасс обеспечивал более 60% от общих потребностей Советского Союза в угле. В сложившейся ситуации было принято решение сделать приоритетными поставки ископаемого топлива на электростанции и промышленные предприятия. При этом на северо-западных железнодорожных транспортных артериях наблюдался острый дефицит угля. Со слов Сигмачева, ситуацию решили исправить путем замены угля для тепловозов на дрова, что было огромной ошибкой. Во-первых, как пояснил историк, даже правильно заготовленная древесина обладает гораздо меньшей теплотворной способностью, чем уголь. В итоге, мощность тепловозов упала почти вдвое. Во-вторых, как уже упоминалось выше, данную древесину нужно было правильно заготовить, в частности, высушить, на что могли уйти месяцы. Естественно, в тех условиях это было невозможно, что напрямую сказывалось на работе железной дороги. В конечном счете, всё это привело к массовому срыву графика движения воинских и снабженческих эшелонов, что в свою очередь напрямую сказывалось на обстановке на фронте. В то же время, эксперт еще раз подчеркнул, что данный кризис нельзя назвать рукотворным. Между тем, по его мнению, отчасти его усугубил и человеческий фактор. Все дело в том, что на тот момент еще находившийся на своем посту нарком Лазарь Каганович решил не докладывать «наверх» о плачевной ситуации и попытался исправить ситуацию своими силами. В первую очередь, он возлагал надежу на запасы угля, заготовленные на ж/д станциях на случай войны. Однако их хватило лишь на пару месяцев. В итоге, кризис лишь набирал обороты, а драгоценное время на его решение было потеряно. С «дровяным кризисом» справился новый нарком путей сообщения СССР Андрей Хрулев.



Источник

Просмотров: 164 | Добавил: Dmitrij | «Дровяной кризис»: о крупном кризисе железнодорожного транспорта в СССР во времена Великой Отечественной войны | Рейтинг: 0.0/0

Другие материалы по теме:


Сайт не имеет лицензии Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ и не является СМИ, а следовательно, не гарантирует предоставление достоверной информации. Высказанные в текстах и комментариях мнения могут не отражать точку зрения администрации сайта.
Всего комментариев: 0
avatar


Учётная карточка


Видеоподборка

00:38:01

00:39:00



work PriStaV © 2012-2024 При использовании материалов гиперссылка на сайт приветствуется
Наверх