Кризисы последнего времени со всей очевидностью показали только одну вещь: мы по-настоящему начинаем интересоваться происходящим у соседей только после того, как там свергают пророссийскую власть. Так было даже с Украиной, одним из крупнейших и, по многим причинам, важнейшим нашим соседом. Про Армению я вообще молчу: мы вспоминали о ней только во время очередного обострения кризиса вокруг Нагорного Карабаха или когда подписывались очередные межгосударственные соглашения «о дружбе, сотрудничестве и российском спонсорстве».
Что ж, не будучи окончательно глупым человеком, я решил поинтересоваться тем, что сейчас пишут в СМИ Казахстана о последних событиях в наших «почти безоблачных» отношениях. Не претендуя на тотальный охват всех СМИ, высказавшихся по теме, я все-таки увидел много интересного и поучительного.
Например, знали ли вы, что у казахов есть поговорка: дружишь с русским — держи топор за пазухой?
Вот и я не знал. Не уверен, что слышало о ней и большинство казахов, но вот казахскоязычный портал Qamshy.kz о ней знает и помнит, о чем и не преминул напомнить своим читателям. На всякий случай уточню: я казахского не знаю и за точность перевода ручаться не стану. Но переводчик – другое казахское издание, поэтому вряд ли это происки врагов, желающих поссорить наши дружные народы.
Даже на уровне заголовков все достаточно печально. «Если друг оказался вдруг…» — это про дружбу с Россией, которая оказалась вдруг под санкциями из-за своего «агрессивного поведения», поссорилась со всем миром и теперь из союзников у неё только Венесуэла, Сирия да бедный Казахстан. И стоит ли этому гордому, независимому, самодостаточному и очень суверенному государству поддерживать с Россией столь высокий уровень отношений? Не следует ли понизить градус до обычного, вполне дружелюбного, но все-таки чисто торгово-экономического сотрудничества безо всяких там политических реверансов и обязательств?
Или как вам такой заголовок: «ЕАЭС не приносит выгод Казахстану, но выход есть». В статье автор, ловко постулировав безвыгодность для Республики Казахстан ЕАЭС, излагает свои соображения по поводу того, как это можно было бы исправить. И что примечательно, все сводится к тому, что надо усилить приграничные связи, которые, по мнению автора, и должны стать локомотивом положительного роста товарооборота. Между делом приводятся цифры страшного русского засилья: Россия экспортирует в Казахстан гораздо больше, чем импортирует оттуда. И вообще,
Читая подобное, очень трудно понять, что же в статье главное: странные рецепты интенсификации торгово-экономического сотрудничества или подспудно продвигаемая мысль, что это сотрудничество изначально несправедливо, неправильно, невыгодно, и его нужно либо сильно изменить (в пользу Казахстана, конечно же), либо вообще опустить на уровень приграничных областей, развязав Астане руки для «многовекторных» отношений.
Кстати, о многовекторности. Знали ли вы, уважаемые читатели, что многовекторность стала для Казахстана настоящим новым идолом? Это слово встречается в казахских СМИ так часто и применяется столь неожиданно, с какой-то даже искренней наивностью, что на нас, "путинских пропагандистов", это начинает оказывать какое-то странное, слегка гнетущее впечатление.
Например, разбирается случай с голосованием Казахстана в ООН. Автор пишет что-то вроде: да, сначала мы проголосовали за американскую резолюцию, потом за российскую, а потом воздержались – у нас многовекторность! Я немного утрирую, но нисколько не нарушаю сути: «многовекторность» для Казахстана перестала быть политическим инструментом, превратившись в некий самодостаточный эрзац национальной идеи. И сами казахи, похоже, настолько привыкли к этому, что совершенно серьезно оправдывают этой своей многовекторностью взаимоисключающие порою внешнеполитические импульсы и движения.
Не осталась незамеченной в Астане и реакция российских СМИ на недавнюю ратификацию Казахстаном соглашения об американском транзите в Афганистан через каспийские порты северного Казахстана.
Зачинщиком «антиказахской истерии в российских СМИ» там считают Владимира Соловьева, посмевшего в своей передаче «Воскресный вечер с Владимиром Соловьевым» в нелицеприятном духе высказаться в адрес «не желающего идти в ногу с Москвой суверенного Казахстана».
А поскольку Владимир Соловьев, по мнению казахских аналитиков, без указания из Кремля «не говорит ни слова», критический вал, обрушившийся на Казахстан и лично Елбасы, является хорошо скоординированной истерикой "выдрессированных российских СМИ", нацеленной на то, чтобы прозрачно намекнуть последнему, насколько им недовольны в Кремле.
Также казахские аналитики выяснили:
Откровенно говоря, я не уверен, что Казахстан такой уж серьёзный военный союзник, но в остальном эта оценка весьма недалека от истины – судя по всему, оказаться с нами в одном окопе желающих действительно мало. И вряд ли кого-то из тех, кто молится на свою «многовекторность», переубедит русская поговорка про двух зайцев.
И это, что ни говори, печально. Хотя и не ново: про единственных союзников России мы знаем уже полторы сотни лет.
И все-таки некоторые заголовки казахских СМИ вселяют в российского читателя сдержанный оптимизм. Например, такой: «Казахстанцы выбирают рубль». И даже понимая разумом, что ничего это нам не гарантирует, на сердце все равно становится чуть-чуть теплее.
Но все-таки нужно констатировать: ситуация в Казахстане довольно тревожная с точки зрения геополитических интересов России. Процесс отторжения Астаны от РФ уже запущен, и далеко не факт, что «мягкая сила» России хотя бы на этот раз сможет взять верх над «печеньками» американского Госдепа.
Несмотря на то, что оттуда идёт большое количество продукции, которая нужна РФ на фронте каждый день, такой помощи на коммерческих условиях недостаточно и концепцию этих отношений неплохо было бы пересмотреть. Особенно