Игра мускулами
Киев, очевидно, играет на обострение, однако время идёт, а наступления всё нет и нет. Количество обстрелов из всех возможных калибров постепенно растёт, в Сети появляются всё новые и новые фото- и видеоматериалы о переброске к линии разграничения эшелонов военной техники ВСУ, а ДНР чуть ли не ежедневно «бомбят» фейковыми сообщениями о минировании школ и госучреждений. В Киеве звучат грозные заявления, однако решиться на финальный шаг украинцы так и не осмелились. По крайней мере, пока – одному Богу известно, что творится в головах у киевских безумцев и их патронов.
Пока Украина, блефа ради или с серьёзными намерениями, пытается играть мускулами, не в меру расплодившаяся когорта околодонбасских «аналитиков» неустанно предсказывает скорое наступление, а защитникам ЛДНР неминуемое и сокрушительное поражение в течение первых двух-трёх дней (или даже часов) конфликта. В принципе, подобные заявления, хотя и отдают порой постыдным паникёрством, лучше глупого фанфаронства. В то же время большинство военных корреспондентов и экспертов сходятся на том, что показательная активность ВСУ, в том числе переброска техники, является, скорее, игрой на повышение ставок в диалоге с Москвой, чем реальной подготовкой к боевым действиям. Тем более что МИД РФ уже недвусмысленно заявил, что Россия не допустит повторения гражданской войны.
Что касается населения республик, в большинстве своём люди к потенциальной бойне относятся довольно спокойно. Многие жаждут реванша, кто-то просто устал от нынешнего бесконечного безвременья в состоянии «ни мира, ни войны». В то же время многие (явно не те, кто уже сегодня бьётся в панике) смотрят на обострение как на шанс вернуть захваченные Украиной территории или даже на то, чтобы окончательно решить вопрос власти фашистов и националистов в Киеве.
Уже не ополчение
Несмотря на шквал «инсайдов», каких-либо точных цифр и комплексного понимания состояния и численности Народной Милиции нет ни у кого, включая корпусное командование (сколько в каждом конкретном батальоне реальных бойцов, а сколько навсегда ушедших в самоволку, знают только в штабе этого самого батальона). В то же время поводов для истерики ещё меньше, чем оснований для оптимизма и рассказов о непобедимости ополчения в 2014 году. В отличие от начала войны, сейчас у защитников Донбасса есть и артиллерия, и РСЗО (по мнению того же Стрелкова, около 200 машин), и бронетехника. Да и самих защитников значительно больше, и они хотя бы минимально обучены и дисциплинированы.
Можно сколько угодно рвать на себе волосы и причитать об ужасном состоянии НМ ЛДНР (поверьте, на Украине полно писак, которые точно так же голосят о небоеспособности ВСУ), низком боевом духе и прочих признаках грядущего «слива» и апокалипсиса, однако верить в то, что война на Донбассе станет для украинской армии приятной прогулкой – глупо. Не менее глупо, чем верить в волшебные «Байрактары», которые обязательно наделят ВСУ сверхъестественными силами.
Возможные сценарии
Что бы хотелось сказать в отношении возможных сценариев развития событий: на сегодняшний день наиболее вероятным автору кажется постепенное усиление обстрелов со стороны ВСУ и, возможно, попытка провести небольшую наступательную операцию, захватив какой-нибудь хутор и объявив это сокрушительной победой. В этом случае Киев практически полностью застрахован от вмешательства России и, учитывая нынешнюю политику, в связи с которой артиллерия ЛДНР не использует даже 10 % своего потенциала, может не бояться больших проблем. Убивать защитников Донбасса и мирных жителей, уничтожать посёлки, наращивая градус насилия и тем самым оказывая давление на Москву, Украина может ровно до тех пор, пока в РФ не решат перейти от «глубокой озабоченности» к чему-то более действенному (если это вообще произойдёт).
В то же время вариации на тему выхода к границе или боёв в условиях городской застройки выглядят весьма маловероятными. На границу ВСУ уже выходили в 2014 году, причём ровно для того, чтобы убедиться, что выйти на границу – совсем не значит взять её под контроль (сотни километров пересечённой местности, как-никак). Скорее всего, подобная авантюра закончилась бы аналогом Южного котла. Что же касается попыток ворваться в город (если речь не будет идти о каких-то крохотных моногородах): судьба подобной операции – моментально превратиться в кровавую кашу. Быстро взять под контроль населённый пункт – мероприятие сложное и дорогостоящее (в плане потерь техники и личного состава). Решившись на него, Киев гарантированно понесёт колоссальные потери, а вот сможет ли реализовать подобный сценарий – большой вопрос. В любом случае, на захват крупного населённого пункта даже при серьёзном перевесе в силах потребуются дни, а может и недели.
Война как возможность
Если бы не потери, республикам Донбасса обострение ситуации на фронте было бы только на пользу – слишком уж расслабились за последние годы в правительстве и корпусах. Есть надежда, что военная угроза всколыхнёт болото тыловых частей и вдохновит командование и контролирующие органы на полноценные проверки боеготовности техники и подразделений, их укомплектованности личным составом и т.д.
Аналогичные процессы не помешают и в гражданской сфере – в ЛДНР слишком многие чиновники и руководители забыли о том, в какое время живут. Значительная часть войну вообще не видела, так как фазу активных боевых действий провела в РФ или на Украине. Новоиспечённым «элитам» явно не помешало бы обострение – хотя бы для того, чтобы посмотреть, кто останется выполнять свои обязанности, а кто ринется в сторону границы. В отличие от первых лет своего существования, когда в республиках многие концептуальные вопросы решались, что называется, с колёс, сегодня Луганск и Донецк как будто больше заняты внутривидовой борьбой за власть, освоением бюджетов и различными мертворождёнными затеями (доктрина «Русский Донбасс», собственная криптовалюта, молодёжный парламент и т. д). Возможно, военный конфликт мог бы встряхнуть республики и разрушить созданные за последние годы «пищевые цепочки», перенаправив внимание и ресурсы на действительно важные проблемы. Но пока ситуацию напоминает "дымовую завесу" с обеих сторон.
В любом случае, окончательное решение – будет новая война или нет, сегодня принимают не на Донбассе, а в Киеве или, скорее, Вашингтоне. Так что ЛДНР остаётся только готовиться, ждать и стараться потратить имеющееся время с умом.