В 1979 году на ежегодном собрании Американской ассоциации научного прогресса метеоролог Эдвард Лоренц предложил ввести в научный именно словарь новый термин – «эффект бабочки», согласно которому, мелкие, почти не различимые события, могут иметь крупные и весомые последствия. Суть этого эффекта, имеющего место в жизни, в следующем: такое, незначительное, на первый взгляд, событие как «взмах крыла бабочки» в Вашингтоне может вызвать «ураган» в Москве и наоборот «взмах крыла бабочки» в Москве станет причиной «урагана» в Вашингтоне. Другими словами, малозначительное, на первый взгляд, решение в конгрессе США может серьёзно осложнить отношения Вашингтона с Москвой.
Идентичность влияния обилия всевозможных мелочей на крупные, весомые, и почти трагические последствия, то есть на конечный результат, и в метрологии, и особенно в военной отрасли, несомненна.
Поэтому не трудно проследить роль «Эффекта бабочки» в военной сфере, опираясь на гений выдающихся полководцев всех веков, которые, опираясь на складывающуюся ситуацию, использовали идею собственной «бабочки», приносящей им «эффект» ожидаемой победы.
Во главе ряда такого рода гениев по праву стоит Александр Македонский. Гениальность этого полководца и государственного деятеля необыкновенно широка, так как впитала в себя мудрость и творчество его учителя – Аристотеля. Являясь всеобъемлющим ученым, Аристотель, в свою очередь, гениально, в сжатой форме и весьма доступно сформулировал жизненно важный для человечества управленческий подход: «Благо везде и повсюду зависит от соблюдения двух условий:
– правильного установления конечной цели всякого рода деятельности;
– и отыскания соответствующих средств, ведущих к конечной цели».
Цель Александра была и благородна и велика по своим масштабам, ибо он решил объединить все государства в одно во главе с демократичной и священной Элладой. Необыкновенная гениальность Александра Македонского проявилась в выборе своей удивительной «бабочки», играющей роль выбранного им средства, ведущего к поставленной цели. У Александра роль «бабочки» выпала на долю впервые предложенного им самим, детально придуманным и реально разработанным штабом – офицеры которого не только готовили детальный, с учетом всех имеющихся и могущих возникнуть мелочей, план будущего сражения, но и следили за выполнением разработанного плана непосредственно в ходе самого сражения. Любое серьезное отклонение от намеченного плана в ходе сражения немедленно корректировалось путем использования имеющегося резерва.
Нет слов, чтобы оценить полномасштабно «эффект бабочки», предначертанный Александром Македонским, а следовательно всю масштабность и глубину его гениальности, выращенную ученым, также мирового масштаба – Аристотелем.
Тридцать три тысячи греков во главе с Александром Македонским вступили на территорию Персии, где царствовал Кир II, войско которого насчитывало один миллион двести тысяч воинов. Через несколько сражений греки овладели Персией, и так продолжалось до захвата греками Индии. Надо отдать должное самому Александру Македонскому, не пропустившему ни одного сражения, сражавшегося всегда в золотых доспехах на направлении главного удара на своём любимом Буцефале, воодушевляя тем самым своё войско и наводя ужас на врагов. Это он лично совместно с офицерами штаба разработал стратегию, оперативное искусство и тактику, творчески применяемую выдающимися полководцами и по сей день. Это они – греки – показали, что воевать надо не числом а умением, для чего штабы всех уровней, а особенно, так называемые Генеральные, обязаны анализируя все сильные стороны противника, найти свою «бабочку – взмах крыла которой обеспечит эффект победы – эффект защиты Отечества в современных условиях».
Все выдающиеся полководцы прошлого находили болевые точки противника, характеризующие имеющиеся у него слабые стороны, а также, как правило, изыскивали способы, превращающие сильные стороны противника в слабые. Таким образом, в реальных условиях обеспечивался настоящий «эффект бабочки».
Так, Федор Федорович Ушаков, один из родоначальников Черноморского Флота России и его первый командующий, разработал маневренный вид морского сражения и разгромил, таким образом, могучую турецкую эскадру, лишив, тем самым, Турцию права хозяйничать на Черном море. В то же время, адмирал Ушаков Ф.Ф. одним из первых, по настоящему, оценил боевую эффективность палубной артиллерии, организовав идеальную подготовку канониров. Вот так адмирал Ушаков Ф.Ф. на флоте, а генералиссимус Суворов А.В. на суше одновременно организовали управление силами и средствами.
В свою очередь, будущий генералиссимус Александр Васильевич Суворов продемонстрировал свой вариант «эффекта бабочки» при взятии меньшими силами неприступной, по всем данным и понятиям, турецкой крепости Измаил.
С этой целью им было организованно предметное моделирование штурма войсками реального, построенного в тайне от турок, макета крепости.
Война Советского Союза с фашистской Германией продемонстрировала широко масштабность проявления «эффекта бабочки» с обеих сторон. В каждом конкретном случае именно «эффект бабочки» в военном противостоянии для данной стороны, понявшей его суть и осознавшей его выгоду, обязательно будет положительным, а для другой, как правило, катастрофическим.
Объективно оценивая причины поражения Красной Армии в начале войны, следует согласиться с Юрием Мухиным, утверждавшим в газете «Дуэль», что причина не в том, что Сталин не дал приказа на отражение агрессии. Этот приказ был дан, войска были готовы. Причина в другом – наши генералы готовились к прошедшей войне. Они трагически недооценили значение радиосвязи.
Радиосвязь – это та маленькая частичка в системе вооружения и военной техники, роль которой в военном противостоянии не смог рассмотреть и оценить Генеральный штаб, возглавляемый Г.К.Жуковым. И это при том, что еще в 1931 году, на осмотре авиационной техники И.В.Сталин обратил внимание конструкторов на невозможность управлять авиацией с земли и в воздухе без использования радиосвязи, где его заверили, что все будет сделано по его указанию. Геринг и Гитлер с самого начала поняли, что ВВС без радиосвязи ничего не стоят, поскольку самолетам в воздухе нельзя передать команду, а это значит, что они не управляются в принципе. А неуправляемые войска – это не войска. Поэтому немецкие генералы обеспечили не только всю свою авиацию надежной современной радиосвязью, причем по максимуму, но и все свои вооруженные силы, обеспечивая тем самым их высокую мобильность в процессе непосредственного управления боевыми действиями. У немцев уже к началу войны с нами, на одного человека летного состава (летчик, штурман, стрелок) приходилось 15 связистов на земле, которые ехали в гуще немецкой сухопутной армии на специальных оборудованных бронетранспортерах с мощными станциями.
Не знать этого начальник генерального штаба Г.К.Жуков просто не имел права. Он виновник катастрофы Красной Армии в 1941 году, которую оставил как без стратегического, так и без оперативного управления. Радиосвязь у немцев и явилась тем «крылом у бабочки», взмах которого способствовал немецкому командованию эффективно управлять своими силами и средствами, легко громя и уничтожая аналогичные воинские формирования Красной Армии, лишенные управления.
История дает убедительное подтверждение тому, что в любом варианте и в любую эпоху такое явление, известное под понятием «Эффекта Бабочки», однозначно связано с управленческим аспектом. А это означает, что для получения «Эффекта Бабочки», порождающего качественно новые, полезные решения от командира, т.е. лица принимающего решения в ходе боевых действий, требуется в обязательном порядке творческая деятельность. Порой необходимо найти нужное решение в кратчайшие сроки, понимая весь ужас возможных ошибок, ложащихся на совесть.
Вся жизнь небывалого по одаренности маршала К.К.Рокоссовского была пропитана творчеством, ярким примером которого явилась разработанная и блестяще проведенная им Белорусская операция «Багратион».
«Эффект Бабочки», спасший человечество от немецкого фашизма, проявился сразу же спустя неделю после нападения Гитлера на СССР, когда обнажилась катастрофа Западного фронта. Зная это и потеряв веру в высший комсостав армии, И.В.Сталин взял руководство войсками в свои руки. Именно государственный гений в сочетании с Полководческим Гением Сталина дали возможность всему Советскому Народу невероятными усилиями поправить положение и в итоге держать победу. Он верил в стойкость своего народа, а народ верил и ему, борясь с гитлеровцами.
Катастрофа, вызванная предательством Павлова, «руководившим» Западным фронтом, была сродни моменту, перед которым все трагедии Шекспира выглядят водевилями. И только гигантский управленческий гений И.В.Сталина, о котором объективно и убедительно было сказано Уинстоном Черчиллем в палате лордов, когда он произносил речь, посвященную 80-летию со дня рождения И.В.Сталина, позволил одержать победу СССР в Великой отечественной войне.
Оказывается, что и в этой ситуации великолепие «Эффекта Бабочки», озаренного долгожданной и неимоверно трудно добытой Победой Советского народа над фашистской Германией, оказалось однозначно связанным с Управленческим аспектом гения.
Бессмысленно даже думать о достижении « Эффекта Бабочки» в будущих сражениях, в основу подготовки которых положен опыт прошлых воин, без учета непрерывно меняющихся условий, вооружения и военной техники.
Учитывая все выше сказанное и детально анализируя стремление и действия современного агрессора, не трудно сделать обоснованный вывод: разработанный агрессором вариант бесконтактных войн основан на проведении воздушно наступательных операций (ВНО).
Проведение ВНО не возможно без превосходства в воздухе, которое достигается в современных условиях нанесением, на первом этапе ВНО, массированным ракетным авиационным ударом (МРАУ), характеризующимся внезапностью, скоротечностью, непредсказуемостью, использованием преимущественно предельно малых (25 …150 метров) и малых (150…600 метров) высот.
МРАУ предусматривает массированное использование крылатых ракет (КР) различного вида базирования, самолетов-невидимок, выполненных по программе «Стелс», ударной штурмовой бомбардировочной и фронтовой авиации, имеющей навигационное оборудование, пригодное для ночных условий и с огибанием рельефа местности.
В критические моменты борьбы за мировое господство агрессор не остановится перед введением в состав МРАУ, кроме уже широко используемого высокоточного оружия (ВТО) беспилотных и пилотируемых вариантов, всех типов баллистических ракет и орбитальных ударных космических средств.
Разумно организованная, детально продуманная, эффективно действующая в современных условиях система управления группировкой зенитных ракетных войск (ЗРВ) позволит системе ПВО в целом обеспечить неприкосновенность воздушных рубежей от посягательств современного агрессора. ЗРВ по своему предназначению обладают не только требуемыми огневыми возможностями, но и необходимой для противовоздушного боя оперативностью.
Зенитная ракетная оборона обязаны быть устойчивой, равнопрочной, всевысотной, мобильной и обладать высокой огневой эффективностью, производительностью и максимально возможной оперативностью управления боевыми действиями. В этом случае группировка ЗРВ должна быть смешанного состава, имея численность огневых каналов, превосходящую численность средств воздушного нападения (СВН), участвующих в МРАУ, а ее автоматизированная система управления боевыми действиями (АСУЗРВ) обязана представлять возможность командиру оперативно не только принимать решения, но и реализовать их практически, опираясь на подчиненные ему силы и средства, непосредственно в ходе отражения МРАУ.
В настоящее время практически ни одно государство не в состоянии отразить МРАУ по причине того, что обороняющаяся сторона не в состоянии управлять ни силами, ни средствами в процессе отражения МРАУ в виду отсутствия технических средств, способных расширить пределы физических возможностей командира (лица, принимающего решение), управляющего боевыми действиями. Пример тому Ливия, а точнее Джамахирия, ПВО которой не в состоянии было отразить МРАУ «Одиссея Рассвет» в 2011 году, хотя организация ее системы ПВО отвечала современным требованиям, а управление боевыми действиями осуществляла АСУ «Сенеж».
Таким образом, при подготовке Вооруженных Сил к современной, а не к прошедшей войне, руководству страны и Вооруженных Сил следует понимать, что Эра танковых баталий осталась далеко в прошлом, а Эра воздушно-наступательных операций агрессора уже началась.
В этих условиях, для успешной защиты суверенитета государства ее Вооруженные Силы должны быть в состоянии отразить МРАУ агрессора. Для решения этой проблемы, выдвинутой агрессором, руководство Вооруженных Сил обязано уделить самое серьезное внимание созданию и организации эффективной группировки ЗРВ смешанного состава.
Создание массированной группировки ЗРВ смешанного состава, для отражения МРАУ агрессора, является необходимым условием, но не достаточным. Достаточные условия связаны с возможностью командира эффективно и оперативно управлять боевыми действиями группировки ЗРВ смешанного состава непосредственно в процессе отражения МРАУ.
Указанная проблема требует разработки и реализации перспективной АСУЗРВ, выполняющей роль инструмента интеллектуальной поддержки командира, осуществляющего одновременно оценку обстановки и принятие решения на боевые действия с целью оперативного парирования противодействия воздушного агрессора, непосредственно в процессе отражения наносимого МРАУ.
Источник: http://www.belvpo.com/