Жители различных местностей нашей страны могут высказывать по данному поводу самые разные мнения и выдвигать к окружающим их реалиям каждый собственные претензии, но мы будем руководствоваться данными официальными. Согласно таковым, озвученным вице-премьер-министром России Маратом Хуснуллиным еще в феврале нынешнего года, наиболее отстающими в социально-экономическом развитии признаны десять регионов: Адыгея, Алтай и Алтайский край, республики Тыва и Марий Эл, Курганская и Псковская области, Чувашия, Калмыкия, а также Карелия.
По словам одного из руководителей правительства, именно эти административно-территориальные единицы оказались «в хвосте» рейтинга, подготовленного отечественным Министерством экономического развития. Места в нем определялись исходя из целого ряда показателей: среднего уровня доходов жителей региона, рассчитанного на душу населения, количестве тех, кто имеет доходы, не дотягивающие даже до официального прожиточного минимума, числа безработных в регионе и тамошнего объема инвестиций в основной капитал.
По словам Хуснуллина, каждому из названных выше регионов в федеральном правительстве «будут назначены специальные кураторы», призванные прежде всего надзирать за тем, чтобы выделяемые им огромные средства были употреблены с максимальным толком, а не «растворились» бы в текучке и не были бы потрачены вообще непонятно на что. Деньги в «отстающих» и вправду должны были быть влиты немалые – вице-премьер вел речь о двух траншах по 50 миллиардов рублей. Получается по 5 миллиардов рублей на каждую «депрессивную» единицу. Естественно, под столь впечатляющие дотации правительством были затребованы соответствующие сметы на их освоение с конкретными сроками и перечнями объектов приложения финансовой помощи.
Все это выглядело бы весьма оптимистично, если бы не… Если бы не тот факт, что ровно за год до принятия этого решения не были бы озвучены столь же благие намерения. В марте 2019 года находившийся на посту премьер-министра страны Дмитрий Медведев озвучивал точно такой «скорбный» список российских «глубинок» и окраин, к жизни которых слова «процветание» и «благосостояние» неприменимы. Знаете, в чем отличие «списка Медведева» от «списка Хуснуллина»? В двух позициях. Во-первых, там было 8 регионов, а не 10. Во-вторых, из него исчезли Саратовская и Пензенская области, а также Мордовия. Зато прибавились другие. Алтайский край, Калмыкия, Тыва и Марий Эл назывались «субъектами с наиболее сложной ситуацией» уже тогда.
Помнится, Дмитрий Анатольевич утверждал, что «простое выделение денег из резервного фонда» — это не выход. По его мнению, ситуацию могло бы исправить прежде всего «принятие кардинальных инфраструктурных решений», таких, как создание там особых экономических зон, работа по национальным проектам и тому подобные вещи. И кстати, правительственные кураторы назначались уже тогда. Для той же Тывы, на начало 2019 года носившей малопочтенный титул «самой бедной территории России» (уровень бедности населения свыше 41%), им стал тогдашний глава Минэкономразвития Максим Орешкин.
Ныне господин Орешкин – помощник президента России, а Тыва… Да, находится все в том же «депрессивном» списке, который вроде бы даже увеличился. По правде говоря, пока неизвестно, как обстоят дела с обещанными утопающим в бедности регионам миллиардами в свете потерь, понесенных казной из-за пандемии коронавируса и падения нефтяных цен. Но даже если они будут выделены, насколько эффективными окажутся эти новые дотации? Способны ли они будут вытащить тех россиян, которым, собственно, адресованы, из болота экономических и социальных проблем и поднять качество их жизни на новый уровень? Или в который раз окажутся новой порцией благих намерений, к тому же весьма дорогостоящих?