Сегодня мы прервем наш рассказ о событиях древней истории человечества, чтобы обратиться к имевшим место совсем недавно, каких-то 70 лет тому назад. А причина этому та, что в комментариях к прошлым материалам ряд наших читателей выступили с заявлениями о том, что люди того далекого времени только о том и думали, чего бы им поесть. То есть, мол, особо им до «культуры» просто не хватало времени, потому что «голодное брюхо к искусству весьма глухо». Однако так ли это не самом деле? Уже древние росписи в пещерах эпохи палеолита доказывают, что времени на это «бесполезное занятие» у людей уже тогда хватало, что пока кто-то там охотился – кто-то другой рисовал в пещере мамонтов, а ведь были и те, кто смешивал ему краски и «держал свечку». Однако узнать, как там все было в палеолите, нам не суждено. Но вот как оно могло быть уже в эпоху бронзы, узнать мы можем, обратившись к данным этнографии – науке, изучающей народы-этносы и другие этнические образования, а также их происхождение (этногенез), расселение, и что для нас в данном случае особенно важно – их культурно-бытовые особенности. То есть, проще говоря, нужно посмотреть, а как сегодня живут народы, находящиеся примерно на том же уровне развития, что и люди эпохи мегалитических культур, а также и более позднего времени. Выбор у нас тут будет довольно большой, однако отправимся мы на остров Борнео или, как его называют сейчас в Индонезии, Калимантан, где обитали и обитают два таких народа, как даяки и пунаны. Причем расскажет нам о них известный французский ученый-зоолог Пьер Пфеффер, автор интереснейшей книги «Бивуаки на Борнео», которая в 1964 году была опубликована в СССР на русском языке издательством «Мысль».
А было так, что Пьер Пфеффер в составе французской экспедиции в 1962–1963 гг. посетил остров Борнео, и в этой своей книге описал все, что видел и испытал. Сейчас я уже не помню, каким образом мне её купили, но только потом я не раз просил мне её прочитать, и мама мне её читала. Так что уже в детстве я выучил её едва ли не наизусть, да и потом, взрослым, перечитывал неоднократно.Пфеффер ловил и препарировал местных животных, но ничуть не менее важной частью его работы было ходить на охоту и снабжать экспедицию мясом. Ну и, конечно, он активно участвовал в жизни даяков и очень подробно описал их жизнь и быт.Кратко, да еще и применительно к нашей теме можно сказать, что на тот момент, когда он к ним попал, даяки жили в самом раннем железном веке. Причем даже в 1950-е годы они сочетали металлические инструменты с каменными. Земледелие у них было подсечно-огневое. Они вырубали кусок джунглей, ждали, пока деревья высохнут, и либо рубили их на доски, либо просто сжигали. А потом сажали там рис, который был главным продуктом питания, к тому же из него делали водку. Выращивали также бананы, употребляли в пищу молодые побеги бамбука, сеяли кукурузу, саго, маниок, огурцы, тыквы, и просо. Домашние животные: собаки, куры, свиньи. Последние мало чем отличались от диких кабанов, разве что жили среди людей. Кроме того, даяки жили охотой и рыбной ловлей. Дело в том, что их деревни располагались по берегам рек, которые были единственной приемлемой дорогой через джунгли.
Дома – общинные, длиной 100–200 м, где может помещаться до 50 семей из 5–6 человек. Дома на сваях из железного дерева, стены из бамбука, крыши из пальмовых листьев. Рядом – такой же конструкции амбар. Изначально селения обносили высоким забором из бамбуковых стволов, поскольку даяки постоянно между собой воевали. Но Пфеффер этих оград уже не застал.Орудия труда и оружие они имели самое примитивное: духовую трубку – сарбакан, стрелявший стрелкой, отравленной ядом кобры, копье с бронзовым, медным или железным наконечником и традиционный меч-мандоу. Самой тяжелой работой была для них рубка деревьев и вытесывание из них досок для домов. Из одного ствола толстого тропического дерева они вытесывали всего две доски. Могли выдолбить из него цельнодеревянную пирогу в 20–30 м.
В прошлом даяки придерживались странных традиций. Так, ни один даяк не мог жениться, не представив невесте отрезанную голову! Неважно мужчины, женщины или ребенка. Главное, чтобы из чужого, враждебного племени. Поэтому междуплеменная вражда, вызванная такой вот «охотой за головами», не затихала там очень долго. Головы сушили, коптили и хранили как реликвии. Последний раз вспышка «головорубства» имела место в годы Второй мировой войны, когда японцы платили даякам за головы белых, а белые – за головы японцев, но так как американцы и англичане платили больше, то даяки выбрали их сторону. Правда, жениться стало труднее! Если раньше требовали одну голову, то теперь воин, имевший даже двадцать сушеных японских голов, уже не так котировался, как раньше.
И вот, судя по данным археологии, подобные дома (только не из железного дерева, конечно!) строили в эпоху энеолита и в Скандинавии, и на территории Польши, и в других местах. Или дома лепились один к другому, если их строили из камня или глиняных кирпичей. И хозяйство у них, судя по костям и находкам зерна, было похожим. И они точно так же занимались охотой. Так вот, насколько удачной была охота у даяков и насколько она могла быть удачной у людей того времени. При этом нужно подчеркнуть, что охотились даяки на крупного зверя исключительно с копьями, то есть, в общем-то, так же, как и их далекие предки. Кстати, мегалитические постройки обнаружены и на Борнео. Только там, как мы видим, развитие цивилизации шло очень и очень медленно.Сам Пфеффер охотился с карабином «Брно» калибра 8,57-мм, и даяки охотно приглашали его на охоту, поскольку половину туши и голову он всегда отдавал сопровождавшему его даяку. Не всегда их охота была удачной, и иной раз, уйдя в лес утром, они лишь к шести часам вечера возвращались назад, пройдя более 10 км с частями туши… 50 кг каждая, которые им приходилось тащить на спине! Потом он и его товарищи два дня объедались мясом, а потом оно заканчивалось, и тогда им приходилось есть рис или покупать деревенских кур. Когда он приходил с добычей, к нему тут же шли даяки и просили мяса, но не очень много. Причем так обращались ко всем, кто добывал кабана, так что мясо в деревне ели все, хотя иной раз его было очень мало, а иной – им буквально объедались.
Вот его рассказ об одной из встреч с группой даяков-охотников:
«Не доезжая до Лонг-Кемюата, мы пристали к скалистому островку, где уже собралась группа охотников. На двадцать человек было всего три больших кабана, и пока одни их потрошили и резали на небольшие куски, другие остругивали тонкие бамбуковые прутья…
Затем все принялись насаживать на них кусочки мяса, внимательно следя за тем, чтобы каждому досталось по куску сердца, печени и сала.
В итоге перед нами лежала груда вертелов, которые затем были поделены поровну между всеми присутствующими.
Вертелы были завернуты в листья камыша, после чего охотники попрыгали в пироги и отправились к своим семьям».
Конечно, Борнео – это тропики. Там и кабаны водились, и олени, и носороги, и крокодилы, и пантеры – кого там только не было. Но и в Европе всякого зверья хватало. Те же самые кабаны, олени, лоси, косули, туры и зубры, дикие козы, бараны, сайгаки в степях. Да кого только тогда в её лесах не было. Птиц было очень много! В частности, первопоселенцы в Америке писали о том, что добывать птицу к обеду в лес отправляли мальчика с палкой, и он, найдя дерево, где рядком спали тетерева, просто бил их палкой, и успевал пару штук убить всегда, прежде чем остальные улетали. По стаям лесных голубей стреляли из пушек, так эти стаи были велики. А посмотрите, сколько оленьих голов с рогами выставлено в рыцарских замках той же Чехии и Германии. Там же есть и записи, сколько всякого зверья добыли их хозяева. Но были еще и ежегодные миграции животных…Так на Борнео дважды в год, в июле-августе и в декабре-январе, кабаны массово мигрируют с севера на юг Борнео. Они идут небольшими группами или стадами, насчитывающими иногда по несколько сот голов. При этом они всегда идут одними и теми же тропами, а через реки переправляются в определенных местах. Понятно, что даяки эти места знают и там-то убивают их массово.Как только по деревням проходит весть, что: «кабаны плавают», мужское население тут же бросает все свои занятия и, вооружившись копьями и заряжающимися с дула старинными мушкетами, прячется на берегу, напротив того берега, откуда идут свиньи.Одиноких животных пропускают, но как только в воду входит стадо, охотники садятся в пироги и бьют кабанов копьями. Раненых животных и трупы уносит течение, и ниже по реке их подбирают другие охотники и даже женщины и дети.
Первых кабанов съедают целиком. Но потом с них снимают лишь слой сала, а остальное… бросают в воду. Ну а сало топят и оставляют про запас, заливая его в кувшины, бамбуковые трубы или канистры. Часть этого сала даяки использовали сами, но большую часть отправляли на побережье, где его продавали китайским торговцам по тысяче франков за двадцать литров.И было этого сала так много, что декабре 1956 – январе 1957 года жители деревни Лонг-Пельбана на Каяне законопатили даже несколько больших пирог, поставили на подставки и до краев наполнили топленым салом. Убитых кабанов течением реки выбрасывало в залив, куда их трупы привлекли множество акул и крокодилов. А ещё они, разлагаясь на солнце, отравляли своими миазмами все вокруг, так что береговые жители пошли войной на лесных даяков, чтобы заставить их прекратить избиение кабанов, и потребовалось вмешательство правительства, чтобы остановить эту войну. И кто может сказать, не имело ли все то же самое место и в нашем далеком прошлом, когда людей в Европе было мало, а вот животных, наоборот, много?!А ещё там же на Борнео обитали племена пунан – охотников-собирателей, и Пьер Пфеффер ещё и к ним отправился и жил среди них. Занимаются они до сих пор охотой, сбором дикорастущих плодов и смолы даммар, которую меняют на зерно и табак. Охотятся на обезьян, кабанов, оленей, медведей, пантер, носорогов и пернатую дичь. Женщины также собирают дикорастущие плоды саго. В охоте используют все те же духовые трубки, копья, ловушки, западни. Живут в лесах в шалашах, постоянных поселений не имеют.
То есть перед ними не что иное, как кусочек нашего прошлого. И вот что интересно: те же пунаны питаются много хуже даяков, но занимаются и резьбой по дереву, и музыкой (!), хватает им времени и сделать себе татуировку, и кольца в уши. Так что вряд ли наши далекие предки, как в Азии, так и в Европе, жили хуже, чем даяки и пунаны. А это значит, что времени им хватало абсолютно на все, а не только на одну лишь охоту и еду!