Мы не знаем, как и чем закончилась история тех, кто обитал и Гебекли-Тепе и в иных местах, отмеченных на приведенной здесь карте. Взглянув на неё, можно сразу понять, что «большой центр», каким являлся Гебекли-Тепе, имел и периферийные, «малые центры» похожей культуры, и что район, который она так или иначе охватывала, был достаточно велик. И вот вопрос: исчезла ли эта культура в силу каких-то естественных причин, трансформировалась ли она в нечто новое или же её носители мигрировали в какие-то другие районы?
В одном из прошлых материалов шла речь также и о том, что распространение земледелия в Западной Европе было связано не столько с миграциями населения из Азии, сколько с контактами аборигенов, учившихся передовым методам агрокультуры друг у друга. Но…Никто полностью не отрицает наличия и факта миграции. То есть все те тысячи лет, что жители того же Гебекли-Тепе строили свои храмы, в каких-то других областях люди перемещались с одного места на другое, проходя не сотни, а даже тысячи километров. Причем именно в это же время появились и так называемые праиндоевропейцы. Вот только корней у них, как оказалось, так много, что обо всех подробно просто не рассказать, но вот об основных гипотезах про то, откуда они появились, рассказать и можно и должно, тем более что с нашими азиатскими поселениями, например, тем же Чатал-Хююком, некоторые из них связаны самым тесным образом. Итак, речь у нас сегодня пойдет о родине праиндоевропейцев, то есть откуда, попросту говоря, они взялись.
Когда гипотеза гипотезой погоняет…
Читатели ВО любят выискивать виноватых в том, что какие-то загадки истории не раскрываются так, как им бы того хотелось. И винят они в этом… историков, которые не дают другим историкам «открыть правду», чиновников, которые не позволяют провести анализ камней, из которых сложены египетские пирамиды, словом – «некие темные силы», которых вокруг нас хоть пруд пруди. На самое деле это не так: есть у тебя доказательства – выдвигай любую теорию, пусть даже она кого-то там может опорочить. Все только порадуются чему-то новенькому, лишь бы на прочном фундаменте оно стояло. И то, что теорий, объясняющих происхождение индоевропейцев, очень много – лучшее тому доказательство. Нашел хотя бы что-то – тут же новую теорию и слепил, а что? Другим можно, а мне нельзя!Поэтому не надо удивляться, что сегодня есть множество теорий, из которых «курганная гипотеза», появившаяся ещё в 1956 году, является самой распространенной. Она называет прародиной индоевропейцев волжские и причерноморские степи, где возникли и развивались такие культуры, как самарская, среднестоговская, хвалынская и ямная. Причем, появившись в одном (считается, что произошло это в результате мутации, давшей сильное и жизнеспособное потомство!) месте, пра-пра-предки современных индоевропейцев в первую очередь занялись тем, что начали мигрировать на юг, запад, восток и север от своей прародины. Дольше всех изначальный ареал занимали предки балтийских народов и славян. Почему эта версия самая распространенная?
Да просто потому, что её легче всего подтвердить! Нашел курган – большой или малый, раскопал, обнаружил погребение, а в нем соответствующий инвентарь – все, тут, стало быть, они и жили.Есть балто-черноморская гипотеза, суть которой в том, что уже в мезолите (8500–5000 годы до н. э.), праиндоевропейцы жили на обширных территориях между Чёрным и Балтийским морями. Балканская гипотеза перемещает прародину праиндоевропейцев в Центральную Европу и на Балканский полуостров, отождествляя их культуру с культурой племен, изготовлявших линейно-ленточную керамику. Очень интересна и анатолийская гипотеза, которая поселением индоевропейцев как раз и называет Чатал-Хююк, и утверждает, что как раз его-то жители и мигрировали из Анатолии в Юго-Восточную Европу.А это археологические культуры, которые, по мнению исследователей, принадлежат праиндоевропейцам:
То есть, где только во всех этих районах ни копни – там тебе и будет праиндоевропейская культура. И все они чем-то друг от друга отличались, но имели и ряд общих черт. И вот это, кстати говоря, гораздо интереснее «закопанных камней» Гебекли-Тепе. Почему культуры близко живших друг от друга древних народов отличались друг от друга? И зачастую очень значительно!
Ах, если бы культура распространялась последовательно…
Насколько проще была бы наша история, если бы культурные изменения распространялись бы волнами и последовательно сменяли друг друга. То есть в одном каком-то месте зародилась мода на горшки, украшенные ленточным орнаментом и… Люди друг у друга стали их перенимать, и спустя какое-то время мы повсеместно находим такие горшки, а радиоуглеродный метод датирования остатков углесодержащих материалов показывал бы нам время того или иного горшка. Тогда мы точно могли бы установить скорость миграции носителей той или иной культуры, либо… скорость распространения моды на те или иные горшки. Но чего нет – того нет. Не хотели наши далеки предки во всем копировать своих соседей, и этим самым серьезно затруднили сегодня работу археологам и историкам!
Лошадь и колесо
Главное достижение людей, обитавших в «зеленой зоне» распространения среднестоговской и самарской культур, заключалось в том, что именно здесь была одомашнена лошадь. То, что это так, доказывают погребения, в которых есть и человеческие, и конские кости. Среднестоговцы были земледельцами и скотоводами. Они держали овец, коз, свиней, собак, лошадей. Усопших хоронили в могилах в скорченном положении и посыпали охрой, а мужчинам клали каменный топор. Самарцы, напротив – насыпали над погребением небольшой холм, а вот над погребениями вождей – уже большой. Что можно сказать о жизни людей этих культур на основании находок в погребениях? Что жили они небольшими поселениями, разводили скот и занимались земледелием. Металлические изделия в погребениях самарцев не найдены. Возможно, у них был полукочевой образ жизни – если земля на полях истощалась, они переселялись на целину. Важно, что у них уже был колесный транспорт – повозки, в которые запрягали волов и низкорослых лошадок. Согласно «курганной теории», среднестоговцы и древние самарцы говорили на индоевропейском праязыке.
На их основе возникла хвалынская культура, которую ещё называют «протокурганной». Её представители уже знали, как обрабатывать медь, и тоже были скотоводами и коневодами. Все эти культуры в свою очередь дали начало ямной культуре позднего энеолита и раннего бронзового века. Причем она тоже была кочевой скотоводческой, однако с элементами мотыжного земледелия. Мотыги делали из костей (рогов). «Ямники» умели делать и четырехколёсные повозки, остатки которых в Восточной Европе найдены в подкурганных погребениях именно ямной культуры («Сторожевая могила» на территории Днепра, могильник у с. Ясски в Одесской обл., Шумаевский могильник в Оренбуржье и т. д.).
Своих усопших «ямники» хоронили в ямах, над которыми насыпали курган. Погребали даже животных: коров, свиней, овец, коз и лошадей. От Дуная на западе и до верховьев реки Маныч на востоке было обнаружено 160 погребений ямной культуры, в которых нашли остатки колесного транспорта, глиняные модели повозок и их изображения. Причем встречаются и остатки двухколесных повозок, явно транспортными средствами не являвшихся.То есть что же получается? И в «доколесный период» своей истории люди постоянно перемещались с места на место. Есть много доказательств того, что такие перемещения совершались и в эпоху палеолита, и позднее, в мезолит, а уже в эпоху неолита сделались, можно сказать, постоянными. Но… Отсутствие транспорта делало их путешествия довольно медленными, хотя, безусловно, люди плавали по рекам и по морю на плотах и лодках, в том числе и на тростниковых.
Мигранты и миграции
Но вот в степях Восточной Европы люди сумели наконец-то одомашнить лошадь, придумали колесо, четырехколёсную телегу и боевую колесницу на двух колесах и… Тут же покатили на них в разные стороны! Причем одни покатили на запад («на Запад поедет один из вас!»), а другие, словно по уговору («на Дальний восток другой»), отправились на восток. В определенной степени они стали культуртрегерами среди встречавшихся им народов, так как приносили с собой навыки коневодства, псалии и знакомили их с уникальным видом транспорта – конной повозкой. И о том, какое впечатление это производило на аборигенов, говорят изображения этих повозок, выбитые на скалах в разных районах Сибири. Теперь скорость миграций резко ускорилась, и соответственно набирало обороты и развитие цивилизации в целом!