Бывает, и очень часто, что люди считают за знание лишь очень незначительный и поверхностный объем информации. И в принципе это правильно! Зачем сыщику знать, что земля шар? С него хватает и того, что она есть, и может нести на себе следы преступлений. Пекарю вряд ли пригодится в его работе знание основ бадарийской культуры, а кто такой Себек совсем необязательно знать постовому ГПДД. Но зато… интересно! Интересно тем, кто этим занимается глубоко, и тем, кому «просто интересно». Так тоже бывает, и весьма часто. Поэтому нам стоит представлять себе знание в виде… матрешки. Снаружи одно, а вот откроешь её, копнешь в глубину, а там фактов… ну просто очень много. Вот, например, недавно в нашем цикле «Экспедиция к предкам/Мигранты и миграции» мы рассматривали земледельческие культуры Египта эпохи «до фараонов»: что, когда и откуда там взялось, а главное – какую роль во всем этом играл и сам Нил, и его разливы. Причем из учебника истории Древнего мира для 5 класса все вроде бы знают, что эта река регулярно разливается (и древности она тоже регулярно разливалась) и приносит миллионы тонн плодородного ила. Поэтому истощение почв древним египтянам не грозило. Но вот как это все происходило вне скупых строчек школьного учебника и какие проблемы порождает сегодня, мы постараемся рассказать как можно более подробно.
Итак, разлив Нила. Для египтян это было самое настоящее чудо и, понятно, что, не зная его причин, они старались хотя бы как-то это объяснить. Впрочем, удивлялись не только они.
Древние о разливах Нила…
«Половодье Нила есть необыкновенное явление, которое изумляет тех, которые его видят, и которое кажется совсем невероятным тем, которые об этом слышат. В самом деле, в то время как другие реки уменьшаются к летнему солнцестоянию и иссякают всё больше и больше, начиная с этого времени, один Нил всё увеличивается, и его воды растут день ото дня вплоть до того, пока наводнят, наконец, почти весь Египет»,
– писал Диодор Сицилийский. Лишь в прошлом столетии, когда Нил – вторая по величине река земного шара – был обследован на всем его протяжении, стали ясны причины ежегодных летних наводнений, наступающих всегда с удивительной точностью, в одно и то же время. Древним же всё это казалось чудом. В сочинениях древних сохранились интересные попытки объяснить разливы Нила, в который, кстати сказать, в пределах Египта не впадает ни один приток.Так что совсем неудивительно, что объяснения этому явлению они давали самые фантастические. Так, одни утверждали, что ветры, дующие с севера, заставляли воды Нила идти обратно и мешали им изливаться в море. Согласно другим мнениям, летнее половодье Нила есть не что иное, как «движение океана», который окружает землю и из которого выходит эта река. Третьи объясняли паводок таянием снегов в верхней долине Нила, то есть, по сути дела, очень близко подошли к истине. Вот только именно это объяснение обычно как раз и отвергалось.Восставал против него и Геродот:
«Как допустить, – писал он, – наличие снега в стране, где даже дожди неизвестны, где жар солнца таков, что он делает людей черными?»
Ну а нам сегодня достаточно всего лишь взглянуть на карту, чтобы понять причины этого явления. Начнем с того, что в пяти тысячах километрах от Египта в самом центре Африки раскинулась сеть Великих Африканских озер. Среди них озеро Виктория, второе по величине пресноводное озеро в мире, и озеро Танганьика, второе в мире по объёму и по глубине. Именно отсюда вытекает Белый Нил, и это район, где многие месяцы идут тропические дожди. В гористой Абиссинии находится озеро Тана, куда впадает множество рек и ручьев, питаемых тающими снега в Абиссинских горах. Отсюда вытекает Голубой Нил, а объединяются эти две реки в один Нил в районе Хартума, за две тысячи километров от первых нильских порогов, где и начинался собственно Египет. Понятно, что египтяне ничего этого не знали и думали, что вытекает Нил из двух пещер где-то в районе первых порогов. Там в одной из этих пещер сидит бог Хапи и льет воду из одного кувшина. Когда он начинает лить из двух, Нил разливается!
Нил Белый и Нил Голубой
Когда в районе Великих озер начинался сезон дождей, в Белый Нил попадало огромное количество растительных остатков. Вода приобретала зелено-бурый цвет. Разлив начинался где-то в начале июня, причем это была всеобщая радость, но и всеобщая печаль. Дело в том, что Египет сталкивался с очень серьезной проблемой нехватки… питьевой воды! Ведь пить эту зеленую жижу из реки было нельзя! А ведь пить воду надо было не только людям, но и животным. Проблему решали при помощи… колодцев, в которых вода очищалась посредством фильтрации. Однако хорошей питьевой воды в Египте не хватало. Интересно, что её не хватает и сейчас, так что до сих пор практически ежегодно в этой стране 50 000 человек умирает от диареи!
У реки… без воды!
Затем начинали идти дожди в Эфиопии, и уровень воды в Ниле поднимался еще больше – её добавлял Голубой Нил, становившийся в это время кроваво-красным из-за железистых грязей, оторванных водой от горных пород. А вот эту красную воду, как это ни странно, пить было можно, и её даже специально собирали и хранили. А все дело в том, что в горных породах, смывавшихся в реку, было много… серебра, поэтому-то эту «грязную воду» и можно было пить.
К середине июля поля вокруг Нила заполнялись водой, и все работы на них останавливались. Причем вся долина Нила уже в глубокой древности была разделана на квадраты, подобно шахматной доске. Это были поля-бассейны, утроенные таким образом, чтобы их заливала нильская вода. Поля отделялись друг от друга каналами и «бортиками», которые делались из камыша, тростника, а потом засыпались камнями и обмазывались илом. Естественно, что их ежегодно приходилось подновлять. Вода должна была по каналам заходить на эти поля и также свободно уходить с них, чтобы осаждение ила шло непрерывно.Если же поле было «высоким», то есть было расположено высоко, и вода до него не доходила, на помощь природе приходила человеческая смекалка, и для подъема воды использовался шадуф – устройство, наподобие нашего колодезного журавля. Длинный рычаг с противовесом и кожаное ведро – вот и все что нужно было для полива. За час с его помощью можно было поднять на более высокий участок 1 200–2 000 литров воды, хотя работа эта была отнюдь не легкой.
Весь Египет заливался водой примерно за две недели. Подъем воды, начинающийся в июне, прекращался только в конце сентября, но высокий её уровень сохранялся и в октябре, и в первой половине ноября. В районе порогов вода поднимается на 13–14 м, а в районе Каира – на 7–8 метров. Четыре месяца Нил полностью владел всем Египтом, но зато когда он входил в свои берега, вся земля была глубоко насыщена водой, покрыта жирным красно-зеленым илом, и была готова к вспашке и севу. Было подсчитано, что в период разливов на каждом гектаре полей осаждалось более 20 000 килограммов ила. А ещё на помощь египетским землепашцам приходили северные средиземноморские ветры, господствующие здесь в течение трехсот дней в году. Именно северный морской ветер и определял характер здешнего климата – очень здорового, умеренно влажного, лишенного изнурительного зноя. Только весной в Египет приходит жаркий юго-западный ветер хамсин, дующий примерно в течение пятидесяти дней. Он покрывает все растения, жилища, одежду, тонким слоем пыли, но не может уничтожить благодеяний разливов и северного ветра, как не в силах одолеть и засыпать песком долину Нила – страну Большого Хапи. И хотя в это время в Египте самые низкие цены на проживание в отелях, лучше в это время сюда нос не совать!
«Половодные каникулы»
Вот эта специфика естественно-географических условий самым серьезным образом повлияла и на мировоззрение древних египтян, и на всю их жизнь, подчинявшуюся строгим установлениям их невероятного климата. Как здесь уже отмечалось, в июле и до середины ноября из-за паводка все работы на полях прекращались, и население Египта призывалось на государственные работы – строить пирамиды, храмы, работать в рудниках и каменоломнях.С середины ноября по середину марта крестьяне занимались севом и уходом за посевами. Поля вспахивались деревянной сохой или в лучшем случае плугом с бронзовым лемехом, после чего семена разбрасывались вручную, и на поле выгоняли скот – втоптать их в землю! Урожай собирали в марте-апреле. Причем чиновники вели строгий учет выращенного зерна и соответственно рассчитывали налоги для каждого крестьянина.Сразу же после уборки урожая ремонтировали каналы и укрепляли плотины и дамбы между полями, то есть готовились к очередному паводку. Эти работы составляли часть обязательной для сельского населения трудовой повинности.
Благодаря благодатной почве египтяне уже в древности выращивали множество злаков, так что рацион питания у них был очень даже неплохой. Пшеница и ячмень использовались для приготовления хлеба и пива, а ещё ими выращивались дыни, гранаты, виноград, финики и фиги (инжир). Много у них было и овощей: «просто лук», и лук-порей, чеснок, фасоль, горох, салат и… огурцы! Масло получали из семян льна, шафрана и кунжута, ну а сам лен шел на производство тканей. Разводили египтяне и домашний скот: коров, свиней, овец, коз и много пернатой живности – гусей, уток, голубей; в Ниле ловили рыбу. Причем сохраняли её и сушеной, и копченой!
Очень даже хороший рацион питания…
Так что на берегах Нила древние египтяне обустроились настолько основательно, что ни о каких миграциях больше даже и не помышляли. Ну а для того, чтобы следить за столь сложным ирригационным хозяйством, они занялись государственным строительством и очень быстро в нем преуспели. Но об этом подробнее будет рассказано в следующий раз.