Не так давно в своем комментарии к очередной статье цикла «Экспедиция к предкам» один наш читатель не разобрался в допущенной в тексте ошибке и попросил разъяснить – «не от потопа ли» дана была приведенная датировка. Мол, разные конфессии «всемирный потоп», так же, как и «сотворение мира», определяют по-разному, поэтому желательно уточнить даты! К тому же сам потоп «наука вообще отрицает». Объяснил я интересующемуся, что ошибся, мол, бывает. Даже в изданных в СССР солидных изданиях уже после их выхода в свет находили ошибки и… распечатывали специальные листочки-вкладыши с указанием страниц и «как правильно». Ну а потом задумался: а что именно отрицает наука, какая наука и в какое конкретно время? Потому что было так, что именно наука выдвигала самые, скажем так, «забавные гипотезы» и весьма мотивированно их затем отстаивала. А потом находились новые знания, которые все меняли. А поскольку «история науки» интересна точно так же, как и всякая другая «история», об этих взглядах на совсем еще недавнее прошлое мы сейчас и расскажем.
Ах, валуны, вы мои валуны…
Иные загадки природы и общества замаскированы так хитро, что их так сразу и не видать. Тогда как другие – вот они лежат на поверхности прямо под носом. Вот, скажем, огромные, гладко отшлифованные валуны. Их много среди степей Русской равнины, где никаких других камней и вовсе нет, встречаются они, причем во множестве, на севере континентальной Европы, да и на севере Канады, вдали от гор, тоже огромные валуны – один другого больше. Логически непротиворечивое объяснение такому странному феномену люди дать в прошлом не могли и приписывали появление этих валунов проискам нечистой силы. И только к концу XIX века наконец-то было установлено, что более 10 000 лет назад, а именно в эпоху Великого оледенения, эти камни принес с собой и разбросал по местности древний ледник неимоверной толщины!
Как часто у нас люди говорят о том, что надо доверять своему здравому смыслу. Но как далеко может завести этот «смысл» именно применительно к случаю с валунами? В чистом поле встречаются? Да, встречаются! А на вершине холма? И там бывают… Стоит приглядеться повнимательней, и можно заметить, что почва под глыбой неплотная, травка даже растет. То есть здравый смысл нам скажет, что камень тут чужой, что взялся он… «ниоткуда». Но как он сюда попал? Какая сила доставила его сюда и из каких далеких мест? Здравый смысл способен сказать, что с неба он не свалился (иначе увяз бы очень глубоко!), ну и, понятно, что на месте он тоже не вырос. Будь этот валун такой один, вполне можно было бы предположить, что его привезли сюда люди, скажем, с ритуальной целью. Но валунов-то ведь этих миллионы! И вот тут тот самый здравый смысл спасует, потому что в данном случае следует не размышлять, а… знать!
Загадка для пытливого ума
Долгое время никто на эти валуны никакого внимания не обращал. Но наступила эпоха Просвещения, мореплаватели побывали в разных землях и странах, на морях, океанах, и вот тогда-то европейские ученые и задумались: а откуда эти камни взялись в их родных краях? А что если эти камни есть не что иное, как следы Всемирного потопа, когда нахлынувшие на берег волны с силой ударяли их один о другой и таким вот образом сглаживали? В Германии было создано научное общество, которое поставило своей целью найти родину этих валунов, которые были по-научному названы эрратическими, то есть «блуждающими». Но напрасно члены этого общества отравлялись в горы, обшаривали холмы, пытаясь найти горные породы тождественным породам местных валунов. Поблизости таковые породы обнаружить не удавалось!
Следы Всемирного потопа!
К концу XVIII века наконец-то выяснили, что большинство валунов состоят из гранита. Но как и почему эти «первозданные камни» находятся выше рыхлых осадочных пород, какая сила их извлекла из недр земли? Ответа на эти вопросы наука того времени дать не могла. И вот тут немецкие ученые Леопольд фон Бух и Иоганн Фридрих Гаусманн и нашли в Скандинавии те самые породы, из которых состояли валуны на их родине. А русские путешественники и геологи Петр Паллас, Иван Лепехин, Василий Севергин и Григорий Разумовский также отыскали то место, откуда «камни-мигранты» попали на Русскую равнину. Оказалось, что это Финляндия и, опять же, Скандинавия. Вот только что за сила эти валуны от первозданных гор оторвала, гладко обкатала, да ещё и перенесла за многие сотни верст от исконно родных мест?
Камни-мигранты
И вот тогда-то швейцарец Гораций Соссюр и обнаружил в Юрских горах на границе Франции и Швейцарии глыбы их гранитов и гнейсов. Причем было известно, что такие породы залегают в центральной части Альпийского хребта. И как же тогда они могли оказаться в Юрских горах, преодолевая горные долины и перевалы? Вот он и высказал предположение, что ледники в Альпах когда-то давным-давно были больше современных, и именно они и передвинули эти валуны на расстояние во многие десятки километров.
Плутонисты против нептунистов
Но тут же ему был задан вопрос, а «бродячие камни» на равнинах откуда? Причем отвечать на него взялись как плутонисты, отдававшие предпочтение воздействию на рельеф планеты внутренних сил, так и нептунисты, ратовавшие за Всемирный потоп. Интересно, что к плутонистам принадлежал и наш Михайло Ломоносов, считавший, что создали его таким, каким он стал – вулканы. Плутонистам принадлежало остроумное предложение, опять-таки, на уровне здравого смысла. Поскольку Альпы – горы молодые, и подняты на поверхность из недр земли сравнительно недавно, то эти валуны якобы просто скатывались с их вершин вниз. Причем поднятие сопровождалось извержениями вулканов и взрывами, которые и выбрасывали камни на большие расстояния.
Да, но как эти валуны оказались «переброшены» через Балтику из Скандинавии на Русскую равнину? И Гораций Соссюр нашел решение с позиций нептунизма. Мол, в горах были большие ледниковые озера. Землетрясения разрушали их перемычки, и вода из них устремлялась в долины и увлекала за собой камни. Такое бывает в горах, но какой же силы должен был быть поток, чтобы он, не ослабевая, дошел от Балтики до Русской равнины? Поэтому нептунисты заявили, что «валуны-мигранты» – это реальные свидетели Всемирного потопа. Дескать, воды северных морей и Ледовитого океана нахлынули на юг и принесли их с собой из Скандинавии.
Правда, получился уже не Всемирный, а некий северный великий потоп. И вот тогда французский ученый-зоолог Жорж Кювье, изучив останки ряда вымерших животных, включая мамонтов, сделал вывод, что в прошлом в Северном полушарии было намного холоднее, чем теперь. Так что водам потопа вовсе не нужно было быть столь уж бурными. Море могло постепенно заливать равнины, по воде плыли айсберги, а вот на них-то и лежали мигрирующие валуны.
Просто был у нас ледниковый период…
Жан-Пьер Перроден, охотник из Южных Альп, предложил иное объяснение, причем не только валунам, но и валам из рыхлых пород на равнинах. По его мнению, они были сформированы огромными древними ледниками, и вот они-то и принесли с собой эти валуны. Интересно, что географы сначала эту его идею не поддержали. Но за нее высказался наш российский минералог Василий Севергин, написавший:
«Что касается в особенности до гор Финляндских, то вероятно, что оные покрыты были древновечными льдами... что льды покатили вместе с собой оторванные громады; что часть их оставили отдельно в болотах; стаявшие льды в глубинах произвели озера».
Многим ученым эта гипотеза показалась невероятной, но как было возможно ещё объяснить наличие рыхлых отложений, очень похожих на морские осадки, однако полностью лишенных всяких останков морских обитателей? Ну а потом швейцарско-американский ученый Жан Луи Агассис в своем сочинении «Исследования о ледниках» перешел уже к глобальным обобщениям:
«Земля покрылась ледяной корой, простиравшейся от Северного полюса на большую часть Северного полушария».
Великое оледенение планеты, по его мнению, было внезапным в духе Кювье. И впечатление на ученый мир эта гипотеза произвела настолько сильное, что популяризатор науки некто Вильгельм Бельше высказался о ней даже так:
«Картина ледникового покрова настолько чудовищна, что фантазия едва способна за ней следовать... Мы вынуждены представить себе такую массу льда, что на первый взгляд становится страшно даже за саму теорию».
Но самым любопытным со всех точек зрения было «Исследование о ледниковом периоде», написанное ни где-нибудь, а в суровых застенках Петропавловской крепости, известным географом, анархистом и представителем княжеского рода Кропоткиных – Петром Алексеевичем Кропоткиным. В тюрьме многие узники сходили с ума, а он работал, писал, занимал свой ум, в общем, было ему не до «этого». И вот что интересно: учение о ледниковом периоде практически одновременно предложили швейцарец Жан Луи Агассис, шотландец Джон Гейки, швед Отто Торелль и наш соотечественник Петр Кропоткин! Весь XX век эта теория развивалась и сейчас дошла уже до уровня информированности «ну кто же этого не знал».
В науку из застенка!
Впрочем, жил несколько лет тому назад в Пензе один пожарный, который написал в местной газете, что Всемирный потоп был, что о нем знали древние египтяне и построили Велики пирамиды – «волнорезы от потопа». Но, понятно, что это не более чем «отрыжка» от некоторого переизбытка знаний, которым так грешит наше сегодняшнее общество, смущая «слабые умы»…
Невыездной Нетаньяху. Западные страны признавшие выданный МУС ордер на арест Нетаньяху и Галланта. Также к списку присоединилас