Великое горе, о котором сегодня подискутируем. Как относится к покинувшим Россию отечественным музыкантам, артистам, «теле-звездам», писателям и журналистам. Алле Пугачеве и Максиму Галкину, Семену Слепакову и Андрею Макаревичу, Борису Гребенщикову и Ксюшеньке, Борису Акунину и неприятному внешне Быкову. Имя им легион… Но начну с Макаревича, который 4 мая разразился интервью Собчак. С глубочайшим пассажем: он не знает, кто такие русские...
«Это кто? Кого татаро-монгольское иго не коснулось? Или воспитанные в культуре русского языка? Это совершенно разные вещи. Я бы общностью это не назвал даже, к сожалению».
Непонятно, для кого сказано. С какой целью. Вызвать острейшую негативную реакцию большинства населения нашей страны – ну так получи и распишись. Обозначить позицию, что Россия для тебя не Родина? Что теперь завязываешь с профессиональной деятельностью и отправляешься на покой? Невозможно теперь представить концертные чёсы Макаревича по стране, ни один вменяемый продюсер не возьмется организовать концерт даже в рассадниках либерализма.
Поскольку всё закончится тухлыми яйцами или, не приведи небо, попытками физически сорвать выступления. Про реакцию политиков и СМИ вообще не хочется думать, будет далеко не буря в стакане. Странные времена настали, даже неглупые люди теряют берега здравого смысла. Едут за бугор … каяться, что они россияне. Получая в спину коллективный приговор: не возвращайся, ты для нас - не русский. Бывшие «лидеры мнений» теряют аудиторию, рекламные контракты, возможность зарабатывать. Зачем, почему ... настолько ум короток?
Или есть полная уверенность: всё забудется, вернется на круги своя? Только так можно объяснить столь наглое поведение, уже доходящее до откровенных оскорблений. Не Путина, его «режима» … а именно всего народа. Выводы напрашиваются грустные. Беглецы точно знают: культурное и медийное поле России настолько устоявшееся и ориентированное на Запад, что никакие Спецоперации ситуацию не изменят. Годик-другой и можно вернутся на прежние места, собирать стадионы, получать зарплаты на госканалах и жалованье в театрах.
Уверен, часть зрителей проголосует рублем против возвращения на концертные подмостки, будет игнорировать наиболее одиозных «беглецов». Уже гремят призывы «запретить и не пушшать», лишать российских паспортов, составлять въездные «черные списки» и так далее. Вредное это дело, деструктивное. Что-то подсказывает, процесс должен быть естественным, не командно-административным, тем более запретительным. Строго по законам справедливости нужно поступать.
Если начистоту, Вашему покорному слуге глубоко фиолетово, кто из них кривляется в телевизоре, на театральной сцене или концертах. Более важно, какие именно люди снимают кино и определяют более серьезные жанры. Например, в литературе. Намедни забрел в одном провинциальном городе воинской славы в книжный магазин. Центральный и главный. Между прочим, находящийся в муниципальной собственности, специально проверил. Матка бозка и святые угодники…
Стеллаж «военная литература» встретил специальным представительским стендом с … Резуном. Который «Суворов». На полочках рядом уютно расположились Марк Солонин, Мельгунов, Солоухин, Соколов, Балдаев и Жигулин … Неподалеку целый рекламный стенд детективов Бориса Акунина, не пройти. В центре зала опять промо публицистики … Быков и Глуховский. Много кого нашел из тех, кому стало недавно стыдно. А некоторые совсем берега потеряли в речах своих.
То есть, живущие за рубежом давно или отправившиеся недавно – прекрасно здесь зарабатывают. Мало того … гребут деньгу лопатой. Огромные тиражи крупнейших издательств, рекламные кампании, лучшие позиции для продажи … замкнутый порочный круг. Не удивительно, ведь книгоиздание и книготорговля на 99% находится в частных руках. Но государство товарищей поддерживает льготами и преференциями со времен пандемии. Чтобы они продолжали заваливать рынок антисоветчиной и псевдоисторией. Либо дешевыми жанрами, с которыми даже в приличный туалет стыдно зайти.
Многие муниципалитеты и губернские власти системно поддерживают собственные книжные магазины, честь и хвала. То есть, юридически такая деятельность называется «социальное предпринимательство». Бюджетные деньги помогают частному бизнесу. Только вопрос … а главы городов и губернаторы заходят туда? Интересуются, чем именно государевы магазины торгуют, что продвигают, на чем делают акцент? Понимают, что именно навязчиво предлагают издательства специальными стендами, порядком расстановки продукции? Это ведь целая наука, немалые бюджеты рекламщиков, пиарщиков, маркетологов.
Ура-патриоты скажут – запретить раз и навсегда! Убрать «национал-предателей» с книжных полок! В корне не соглашусь. Отменить специальным законом Акунина? Ставить «произведения» Резуна на нижние полки у подсобки? Так не получится, как бы не хотелось. Есть лишь специальные законы, список литературы экстремистского характера. Где номером один значится «Майн кампф» Гитлера. Дополнить реестр книгами Акунина и Быкова, запретить фильмы «Турецкий гамбит» и «Статский советник» до кучи, сериалы с Чулпан Хаматовой и огромный объём самых разных жанров, вплоть до старых песенок Слепакова?
Такое невозможно в принципе. Поскольку гражданская позиция «беглецов» не может считаться экстремистской и правоприменительной ко всему прежнему творчеству. Хотя кое-что на прямые запреты явно напрашивается. Но прокуратура ничего не найдет в законодательстве, чтобы конкретное ФИО автора и «творца» запретить. Если попытается – выставит себя на посмешище. Мы страна законов, а не абсурда пещерной русофобии Запада с «культурой отмены».
Какой тогда выход? Долго хохотал над рассуждениями большого казенного человека, наговорившем марсианских речей про «социальную ответственность книжного бизнеса, патриотическую гражданскую позицию в шоу-бизнесе» и так далее. Должны понимать, мол … наступили особые времена … Кому должны? Бизнес – это прибыль, ничего больше.
Поэтому, и торгаши и чиновники на местах продолжат лицемерить и объяснять: Резун и Акунин помогают поддерживать каждый конкретный книжный магазин на плаву. Чтобы прочая хорошая литература тоже имела возможность продаваться. Пусть на дальних полках. Кому надо, тот найдет. Неприятен Быков и Солонин – не покупайте. Вот их сказ.
Да, идеальное решение. Когда люди пультом телевизора, кредитной картой при покупке билетов, наличностью в книжном магазине перестали пополнять карманы русофобов и «беглецов». Даже Акунина, чтиво которого можно отнести к занимательному, весьма профессиональному. А после проявления большинства граждан РФ своей позиции … его детективы в магазинах исчезнут с рекламных стендов, такое будет невыгодно бизнесу топовых издательств. А чем заменят? Отвечу: книжицами певичек, которые ударились в писательство поголовно.
Так будет. Если государство не начнет замечать беспредел в сфере культуры, книгоиздании в частности. Продолжит с «пониманием относится к тяжёлой экономической ситуации» книжных магазинов, издательств, всего рынка. Оплачивать коммуналку, выдавать льготы и преференции, беспроцентные кредиты и даже зарплаты на местах. Без оценки критериев ведения деятельности. Закрывая глаза на агрессивное продвижение продукции издательств, занятых подрывной интеллектуальной деятельностью через определенных авторов.
Нашли ведь механизмы управы на прозападные СМИ, сидящие на содержании импортных русофобов. Назначили «ино-агентами», обязали приоткрыть личико. Теперь читатель, увидев эту полезную сноску … начинает соображать, почему данное издание столь густо поливает грязью Россию. Что мешает расширить понятие «иностранных агентов» для деятелей культуры? Они покинули страну, позволяют себе недопустимые в приличном обществе речи, получают немалые гранты от враждебных России фондов, компаний и организаций.
Среди них не замечены академики Сахаровы, до копейки отдавшие Государственные Премии и только после этого перешедшие в оппозицию советскому режиму. Гражданская позиция должна быть честной, не за государев счет. Не возражаю, если деятели культуры, кино, телевидения и шоу-бизнеса будут бравировать антироссийской позицией за рубежом, на деньги частных спонсоров, хоть иностранных разведок. Или даже здесь, только где полушки бюджетной не бывает. К корпоративам «Газпрома» и прочих госкорпораций тоже относится, кстати.
Времена неких реестров и списков наступает. Не запретительных, упаси бог. Ограничительных, без права заниматься творческой деятельностью за казенный счет, если поливаешь кормящую тебя страну грязью. Как гражданин России, лично против книг Акунина в муниципальном предприятии на самом видном месте. В исполнении издательства, которое получило немало бюджетных миллионов на спасение бизнеса и беспроцентный кредит от государственного банка.
Очень против наблюдать на сцене государственного театра Чулпан Хаматову, на государственном телеканале Максима Галкина, многих других «больших патриотов». Против выступления Макаревича в провинциальном Доме Офицеров, любом другом муниципальном или губернском учреждении культуры, концертном зале. Есть полностью частные клубы, милости прошу туда. Аудитория всегда найдется, как и спонсоры мероприятия. Наверное …
Но что-то подсказывает, «великие деятели культуры» очень быстренько сдуются, если с ними начать разговаривать на подобном справедливом государственном языке. Как только мерзкие высказывания о России и его народе будут получать оценку. Хватит корчить из себя толерантное демократическое общество, прощать, понимать и увещевать. А потом платить, платить и еще раз платить. Надеяться на «социально ответственный бизнес с гражданской патриотической позицией». Речь о деньгах, наших налогах. Хватит оплачивать русофобию …